Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение свободных экономических зон в Республике Беларусь. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить цели создания и задачи СЭЗ
классифицировать свободные экономические зоны
изучить мировую практику функционирования СЭЗ
проанализировать работу СЭЗ в Республике Беларусь на основе конкретных примеров

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.СУЩНОСТЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 5
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 7
1.3 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ЗАДАЧИ СЭЗ 9
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 13
3.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 16
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 18
4.1.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «БРЕСТ» 20
4.2.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГОМЕЛЬ-РАТОН 22
4.3.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МИНСК» 24
4.4.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ГРОДНОИНВЕСТ» 25
4.5.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ВИТЕБСК» 28
4.6.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МОГИЛЁВ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Мой курсач целый 2003 переделанный.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

         Четвёртый этап развития СЭЗ связан с периодом создания транснациональных зон, которые формировались в последние десятилетия 20 века. К таким относятся Китайский треугольник( Южный Китай – Гонконг – Тайвань)  треугольник Юго-Восточной Азии( Сингапур – Джохор – Бару – острова Риау) [13, с.62].

         В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них проходит одна десятая мирового торгового оборота. В них работает более 3 млн. человек. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похожие, но все-таки разные функции [12,с.179].     
     
     
     

       1.3 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ЗАДАЧИ СЭЗ

         Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

         Экономические:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции [5,с.6];

         Социальные:

  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами [5, c.10];

         Научно-технические:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров [5,с.13].

         Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрение международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.). По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

         Среди наиболее важных задач, решение которых возможно путем  создания на определенной территории с выгодным географическим положением, более льготных по сравнению с другими формами внешнеэкономической деятельности условий, следует отметить:

  • привлечение в экономику региона иностранного капитала;
  • развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение передового управленческого опыта;
  • развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;
  • развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;
  • практическое обучение национальных специалистов приемам и методам международного бизнеса [8, c.87].
 

       1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

         Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это  эволюция их развития, становления  и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон. Можно также добавить, что на практике иногда очень сложно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон [1,с. 10].

         1. Торгово-складские зоны 

         В зонах данного типа иностранные  товары могут храниться, продаваться  и без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская  зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: они создаются для обслуживания мирового рынка, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»), на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей [9, c.78]. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин.  Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

         2. Свободные таможенные зоны 

         Этот  тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными  зонами и даже свободными таможенными  территориями. Эти зоны, как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

         3. Зоны свободной торговли

         Зоны  свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуется быстрой окупаемостью [1,с. 11].

         4. Экспортно-производственные зоны

         Этот  тип зон называют еще «зонами  экспортной переработки» или «специальными  зонами поощрения экспорта». Они  представляют собой анклавы в  рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны [9, c.81].

         5. Комплексные зоны

         Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство [9, c.82].

         6. Свободные научно-технические зоны

         Свободные научно-технические зоны называют технополисами  или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применение новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков заключается в том, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности [4,с.5].

         Таким образом, можно сказать, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

    2.МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

         Современные свободные (специальные) экономические  зоны можно по праву считать ирландским изобретением. В 1959 году правительство  Ирландии объявило о своем намерении  превратить район аэропорта Шеннон в зону свободного международного предпринимательства. Причины, обусловившие это решение, были вполне определенными, а задачи, которые ставились в связи с ее созданием, носили локальный и частный характер. Государственные органы полагали, что иностранные фирмы помогут сократить уровень безработицы, возросший в результате спада деловой активности в аэропорту Шеннон по мере замены ведущими авиакомпаниями мира парка своих самолетов, не нуждающихся более в дозаправке при трансатлантических перелетах, и смогут активизировать жизнь района благодаря увеличению экспорта воздушным путем промышленных товаров высокой степени обработки [3,с.4]. Ирландское новшество носило в себе революционную идею трансформации старой концепции «зона свободной торговли» в концепцию «промышленно-экспортная зона». Необходимым условием создания «промышленно-экспортных зон», по мнению авторов ирландского проекта, является привлечение иностранного капитала и обеспечение его тесного сотрудничества с местными предпринимателями.

         Привлечение иностранных инвестиций произошло за счет создания эффективной системы льгот:

  • 10% налог с доходов корпораций гарантируется для компаний производителей до 2010 года;
  • никаких ограничений в переводе прибыли за границу; нет налога на дивиденды;
  • товары на переработку ввозятся на территорию зоны беспошлинно;
  • при ввозе торговых товаров для доработки на территорию зоны НДС с услуг не взимается (например, при переупаковке); имеется возможность круглосуточного таможенного оформления; имеется возможность отсрочки уплаты пошлины [3, c.16];
  • товар может быть перемещен из Шеннона в таможенные склады стран ЕС или в другие свободные зоны под залог, что позволяет экономить наличные деньги и платить пошлину в самую последнюю минуту;
  • за товары, размещенные в зоне, не требуется предоставления ценных бумаг в качестве залога;
  • товары, произведенные в Шеннон, могут соответствовать происхождением и партией, облагаться пошлиной частично или ввозиться вообще беспошлинно в некоторые страны;
  • для дистрибьюторских компаний, имеющих базу в Шенноне, таможенные процедуры сокращены до минимума. Оформление документов производится на месте, что экономит время и накладные расходы [3, c.19].

         Успешный  опыт создания функционирования и развития СЭЗ ''Шеннон'' способствовал тому, что сейчас элементы льготного режима СЭЗ действуют уже на всей территории Ирландии. Практически вся территория Ирландии для инвесторов стала СЭЗ, только с различной степенью льгот. Особого внимания заслуживает опыт создания правового регулирования и функционирования СЭЗ, накопленный в Китае.

           Мотивация создания СЭЗ в приморских  районах Китая базировалась на  следующих основных принципах:

  • в каждой зоне должен находиться, и может быть создан крупный порт, обеспечивающий самостоятельный выход СЭЗ на внешние рынки;
  • зона должна быть максимально удобно расположена по отношению к крупнейшим финансово-экономическим мировым центрам данного региона, т.е. городам Японии, а также Сингапуру и Гонконгу;
  • зона должна располагаться на относительно свободных территориях с невысокой плотностью населения (для осуществления новых объектов промышленного строительства и размещения большого числа новых работающих) и в наиболее развитых районах, имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы [7, c.54].

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь