Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность социальных проблем в рыночной экономике………..5
1.1. Причины появления социальных проблем……………………………….7
1.2. Задачи государства в рыночной системе по решению вопросов………..8
Глава 2. Система социальной защиты населения в условиях рынка.......14
2.1. Государственная система социальной системы………………………...14
Глава 3. Организация социальной защиты в современной России……..18
3.1. Система социальной защиты в современной России…………………...33
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….39
Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического" периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.
Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.
Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России.
Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.
Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:
- демократические в целом процедуры управления российским обществом;
- новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;
Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.
Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.
Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие "социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.
Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
2. погашение задолженности работникам по заработной плате;
3. расширение источников финансирования социальных услуг;
4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
В основных профессиональных группах среднедоходного слоя населения - инженеры, работники науки, культуры, учителя и т.д. - играющего в нормальных обществах роль социального стабилизатора, произошёл резкий поворот к обнищанию и деквалификации. Именно по отношению государства к данным отраслям, формирующим личность, интеллектуальный и физический потенциал общества, можно судить о наличии или отсутствии стратегического мышления у лидеров и действующей команды исполнителей. Лицемерие государства по отношению к своим гражданам не может быть безнаказанным. В истории России это уже было.
Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.
Список литературы
1. Филатова Е.В. Теория социальной работы. – М., 2002.-с. 29-30
2. Роик В. // Человек и труд. 2005.- №9. с.19-23.
3. Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36.
4. Вопросы экономики, № 9, 2002.- с.89-90
5. Экономика: Учебник / Под. ред.А.С. Булатова.3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005.
6. «Вопросы экономики» №2 2000г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.-с.78-80
7. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
8. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1. /Макконел К.Р., Брю С. Л - М, 2006
[1] Филатова Е.В. Теория социальной работы. – М., 2002.-с. 29-30
[2] Роик В. // Человек и труд. 2005. -№9. с..19-23.
[3] Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36.
[4] «Вопросы экономики» №2 2000г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев
[5]
[6] Вопросы экономики, № 9, 2002.- с.89-90
[7] Экономика: Учебник / Под. ред.А.С. Булатова.3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005.
[8] «Вопросы экономики» №2 2000г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.-с.78-80
Информация о работе Сущность социальных проблем в рыночной экономике