Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность социальных проблем в рыночной экономике………..5
1.1. Причины появления социальных проблем……………………………….7
1.2. Задачи государства в рыночной системе по решению вопросов………..8
Глава 2. Система социальной защиты населения в условиях рынка.......14
2.1. Государственная система социальной системы………………………...14
Глава 3. Организация социальной защиты в современной России……..18
3.1. Система социальной защиты в современной России…………………...33
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….39
39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность социальных проблем в рыночной экономике………..5
1.1. Причины появления социальных проблем……………………………….7
1.2. Задачи государства в рыночной системе по решению вопросов………..8
Глава 2. Система социальной защиты населения в условиях рынка.......14
2.1. Государственная система социальной системы………………………...14
Глава 3. Организация социальной защиты в современной России……..18
3.1. Система социальной защиты в современной России…………………...33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации - в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от греческого Oikonomia- управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее - " экономика". В раннее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.
Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. Ее первым теоретическим направлением стал меркантилизм, который субстанцию богатства общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту.
В XVII в. появилось новое название экономической науки - политическая экономия, которое просуществовало более трех веков. Новое направление этой науке дали физиократы, которые утверждали, что источником богатства является не обмен, а земледельческий труд. Основоположником классической политической экономии явился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), выпустивший в 1776 году свою знаменитую книгу " Исследование о природе и причинах богатства народов". Его учение заложило основы теории стоимости и рыночной экономики в целом. Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818- 1883), создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении "Капитал".
В современной экономической науке, взятой в ее концептуальном теоретическом аспекте, наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений:
Кейнсианское направление, названное в честь его основателя английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883- 1946).
Неоклассическое направление.
Институционально-
Современная экономическая теория изучает поведение как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Технический прогресс, быстрые увеличения производственных мощностей и жизненного уровня, одного из самых высоких в мире, являются стратегическими направлениями динамического развития экономики. Однако этот долговременный экономический рост не был равномерным, а прерывался периодами экономической нестабильности.
Глава 1. Сущность социальных проблем в рыночной экономике.
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта :
самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно. В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ), а затем применены во время Первой Мировой Войны.
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия. Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый стал безработным . Все это привело к очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен.
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую[1]. Ее последствия еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества.
1.1.Причины появления социальных проблем.
Демографическая статистика дает возможность оценить качество трудового потенциала ко второму десятилетию XXI века. Ведь люди, которые будут жить в то время уже родились, их здоровье, интеллектуальный потенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлять проблему демографии за "закрытыми дверьми". От того, какое решение будет сейчас принято для нее, зависит состояние нашего общества, и как следствие этого, состояние нашей экономики в будущем. На данном этапе мы "пожинаем плоды" прошлых "ответственных" решений. И поэтому не стоит сейчас допускать ошибок. К примеру, говоря о трудовом и интеллектуальном потенциале нашего государства, можно сказать, что в стране сформировались каналы утечки умов, что, кстати, абсолютно не отслеживается статистически. Отслеживается лишь этническая эмиграция (около 100 тыс. человек в год). Не отслеживается поток трудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, в нем где-то одна треть специалистов высшей и высочайшей квалификации из сферы науки. Этот поток почти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Это прямая угроза интеллектуальной и экономической безопасности России.
Каков социально-экономический ущерб от утечки умов прежде всего из науки? По оценкам специалистов, - это несколько десятков миллиардов долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду. По иным оценкам до 50 млрд. долларов в год.
1.2. Задачи государства в рыночной экономике по решению вопросов социальной защиты населения
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП[2]. Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
- осуществляется частными компаниями (добровольное);
- осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием:
1. то и другое предполагает перераспределение доходов
2. то и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости.
3. то и другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;
- помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;
- размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;
- величина помощи зависит от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.
Информация о работе Сущность социальных проблем в рыночной экономике