Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность социальных проблем в рыночной экономике………..5
1.1. Причины появления социальных проблем……………………………….7
1.2. Задачи государства в рыночной системе по решению вопросов………..8
Глава 2. Система социальной защиты населения в условиях рынка.......14
2.1. Государственная система социальной системы………………………...14
Глава 3. Организация социальной защиты в современной России……..18
3.1. Система социальной защиты в современной России…………………...33
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………….39
Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.
2. Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка.
Самые первые шаги к рыночной экономике ударили, кроме прочих, еще по одной сфере относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования - по полной занятости. Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.
Следует отметить, что сокращение ВВП (на $380 млрд. с 1987 по 1996 год) не могло не повлечь за собой сокращения ассигнований на социальные программы и резкого падения жизненного уровня населения.
Такое положение образует базу для структурной безработицы, характерной для нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы полностью. Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации производства.
Устранение деформаций народного хозяйства требует форсированного роста производства товаров, появления новых предприятий, фирм, в том числе предприятий Малого и Среднего бизнеса. По данным ООН в мире в этом секторе экономики занято более 50% населения, создавая при этом до 60% ВВП. Однако этим предприятиям необходима государственная поддержка - льготные кредиты и налогообложение, инвестиции, правовая база, что даст быструю отдачу по цепочкам деловой активности в первую очередь: в производстве стройматериалов, в жилищном строительстве и ремонте, в переработке сельхозпродукции, в конверсии, в сфере услуг и т.д.
Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.
Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию работников, поддерживать их в период поиска работы, активно создавать новые рабочие места и т.д., связанный в первую очередь с настоящей экономической стабилизацией (возврату к дореформенному уровню производства), а не стабилизацией на дне экономической пропасти.
Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно неизбежно при решении проблем финансовой стабилизации и ликвидации дефицита бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных, региональных властей.
Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в оплате труда. Речь идет, прежде всего, о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источники финансирования, в улучшение работы служб занятости, создание системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.
В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для формирования фонда занятости. Эти отчисления, предполагается, будут расходоваться преимущественно на пособия по безработице, на переобучение кадров и содержание служб занятости.
Наиболее перспективной и эффективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия должны освобождаться от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.
В законодательстве некоторых республик СНГ предусмотрено, что суммы средств, затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию работников, вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Есть надежды, что эта мера скажется на процессах преодоления массовой безработицы.
Неверно считать безработицу непременным атрибутом рыночной экономики. Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее функционирования, безработные не требуются, поскольку они не являются весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного хозяйства, которые не приемлют цивилизованные формы рынка и деформируют экономику произволом, противостоящим объективным экономическим законам.
3. Социальная защита населения - суть и пути достижения.
С переходом к рыночной экономике будет значительно возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от руководства проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4)обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Проблема социальной защиты населения по разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При переходе России к рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного механизма в проведении такой политики. Следуя статье 25 «Декларации прав человека», современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независящих от человека обстоятельствах.
Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей.
Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.
В России, несмотря на существование, довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от государства.
К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.
В России в 1994 году услуги по профориентации и консультации по трудоустройству получили более 2 млн.человек. За счёт финансирования из средств ФСЗ предотвращено увольнение 500 тыс. работающих.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов[6]. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.
Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.
В России законодательная основа программ защиты населения при переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В этом законе предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного, квалификационного уровня рабочей силы.
Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д.
При установлении минимального уровня заработной платы в документах Международной Организации Продовольствия (МОП) рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.
Информация о работе Сущность социальных проблем в рыночной экономике