Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики, определить предпринимательство - как особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Введение 3
1. Понятие и сущность предпринимательства 5
1.1. Краткая история предпринимательства 5
1.2. Сущность предпринимательства 9
1.3. Риск связанный с предпринимательской деятельностью 13
1.4 Инновативность в предпринимательстве. 15
1.5. Виды и формы предпринимательской деятельности 16
2. Условия развития предпринимательства. 23
2.1. Экономические и социальные условия развития предпринимательства 23
2.2. Законодательная база предпринимательской деятельности 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости. Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII - начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.
Лишь на рубеже 19-20 вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию.
С
этого времени понятие
1. капитал;
2. капитальные блага - средства производства и земля;
3. деятельность предпринимателя;
4. труд рабочего.
При
этом каждому фактору должна быть
вменена специфическая доля произведенной
выручки: капитал приносит капиталисту
процент; капитальные блага - ренту,
предпринимательская
Другими словами, как писал Дж.Б.Кларк: свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создаётся функцией координирования.
Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 - 1950) в книге "Теория экономического развития", которая вышла в 1911г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществления новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих Фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным. Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги "Предпринимательство - это свобода", следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства.
По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативность, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору. Свободное общество признаёт эти права не только потому, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности.
Экономическая
свобода дополняет свободу
Экономическая
свобода делает возможной организацию
производства и распределение богатства
без необходимости
1.2. Сущность предпринимательства
Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.
Предпринимательство
органически связано с экономической
свободой. Так, например, М.Фелью, автор
книги “Предпринимательство – свобода”,
следующим образом трактует связь свободы
и предпринимательства. По Фелью, экономическая
свобода включает в себя право на частную
собственность, на экономическую инициативу,
на свободу заниматься той предпринимательской
деятельностью, которая отвечает собственному
выбору. Свободное общество признает это
право не только по тому, что оно способствует
достижению наивысшего уровня производительности,
но и по двум другим, не менее важным причинам:
1. Экономическая свобода дополняет свободу
личную и позволяет каждому развиваться
на основе своих собственных взглядов
и ценностей. Отрицать экономическую свободу
– значит отрицать личные достоинства
и право любого человека распоряжаться
своей судьбой.
2. Экономическая свобода делает возможной
организацию производства и распределение
богатства без произвольного вмешательства
властей, диктата режима, основанного
на привилегиях. В свободных экономических
системах богатство производится и распределяется
в условиях демократии и рыночных отношений.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: “Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.”
Структуру
категории «
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
• государственного или муниципального служащего;
•
менеджера (управляющий чужим
• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
•
учащегося или студента (как подготовительный
этап к участию в будущем
• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)
Во
взаимоотношениях предпринимателя
и потребителя предприниматель
относится к категории
Таким
образом, целью предпринимателя
выступает необходимость “
Основными
средствами воздействия предпринимателя
на потребителя выступают
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
•
степень универсальности
• внешний вид и упаковка;
•
позитивные отличительные характеристики
товара от товаров других производителей
и возможность потребителя
•
возможность воспользоваться
• соответствие общепринятым или государственным стандартам;
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
•
ускорителем
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно,
что каждому экономическому субъекту
свойственны свои собственные интересы.
Что касается предпринимателя и
наемного работника, то часть их планов
совпадает (чем выше прибыль, тем выше
заработная плата, к примеру), а часть носит
полярно противоположный характер (предприниматель
не заинтересован в высокой оплате труда,
а наемный работник заинтересован).
В таких случаях стороны вынуждены идти
на поиск компромиссных вариантов, что,
в общем-то, и составляет основу взаимоотношений
этих двух субъектов предпринимательского
процесса.
Информация о работе Сущность предпринимательства и условия его развития