Сущность предпринимательства и условия его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики, определить предпринимательство - как особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Содержание

Введение 3


1. Понятие и сущность предпринимательства 5

1.1. Краткая история предпринимательства 5

1.2. Сущность предпринимательства 9



1.3. Риск связанный с предпринимательской деятельностью 13



1.4 Инновативность в предпринимательстве. 15



1.5. Виды и формы предпринимательской деятельности 16



2. Условия развития предпринимательства. 23

2.1. Экономические и социальные условия развития предпринимательства 23



2.2. Законодательная база предпринимательской деятельности 25



Заключение 28


Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Сущность предпринимательства и условия его развития.doc

— 199.50 Кб (Скачать)
 

Академия  труда и социальных отношений 
 
 

Заочное отделение

экономического  факультета 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Экономическая теория (макроэкономика)

    На  тему: «Сущность предпринимательства  и условия его развития» 
     

Научный руководитель:     

Исполнитель:        
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

 
1. Понятие и сущность предпринимательства                                                      5

1.1. Краткая история предпринимательства                                                         5

1.2. Сущность предпринимательства                                                                    9

 

1.3. Риск связанный с  предпринимательской деятельностью                         13

 

1.4  Инновативность в предпринимательстве.                                                    15

 

1.5. Виды и формы предпринимательской деятельности                                  16

 

2. Условия развития предпринимательства.                                                       23

2.1. Экономические и  социальные условия развития предпринимательства 23

 

2.2. Законодательная база предпринимательской деятельности                      25

 

Заключение                                                                                                           28

 
Список используемой литературы                                                                      29                                                                                                

 

 
 
 
 
 

Введение

     Предпринимательство как одна из конкретных форм появления  общественных отношений способствует не только повышению материального  потенциала общества, не только создает  благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации..  
     Данная тема на сегодняшний день является весьма актуальной так как предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, которая считается ныне одним из основных факторов экономического роста, важнейшим условием функционирования рыночной системы.

  Предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

  Предпринимательство - это динамический процесс наращивания  богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу.

  Этот  товар или услуга необязательно  должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

  Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения.

  Развитие  предпринимательства являющегося  продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией  последнего. Исторически исходным пунктом  приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах, перемещаемых с рынка на рынок товаров.

  Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесии, а его доминирующим признаком была сопряженность с  высокой степенью риска.

  По  мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха.

  Усложнение  деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника. Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования.

  Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

  Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция  может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.

 

     Цель  курсовой работы изучить предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики, определить предпринимательство - как особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

 

- рассмотреть понятия и сущность предпринимательства;

- рассмотреть краткую историю предпринимательства;

Задачи  работы:

 

- раскрыть виды и формы предпринимательства; 
- выявить сущность и субъекты предпринимательства; 
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;

    - раскрыть условия необходимые для развития предпринимательства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и сущность  предпринимательства

1.1 Краткая история  предпринимательства

     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей.

     С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получить неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель будучи собственником средств производства, и сам трудится на нем.

     В средние века понятие «предприниматель»  употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко  Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

     Высокого  уровня достигла торговля в 9-12 вв. в  Средней Азии. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо - восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван - сараи. Некоторые из караван - сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Испиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван - сараи в Шельджи.

     Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и  торговля с кочевниками. О развитии её свидетельствует находки монет, которые обслуживали международную  и областную торговлю.

     Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города из степи, - козьи шкуры и меха. Для 9-12 вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Испиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.

     С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству  обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Самой первой была основана английская торговая компания, для торговли с Россией (1554год). Позже, в 1600году была создана английская - Ост-Индская торговая компания, в 1602 году - голландская Ост-Индская компания, в 1670 году - компания Гудзонова залива.

     В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. В конце 17 века возникают первые акционерные банки.

Банки стали основной формой не только хранения денег вкладчиков, но и эффективного размещения финансовых средств в различных отраслях промышленности, торговли и услуг. Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах. Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 году прототипа современных банкнот, которые в 20 веке окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей - долговых расписок.

     В конце 18- начале 19 вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паёв вкладчиков - владельцев акций. Всё более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом.

     В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказывается  не под силу нововведения, зато широкое  развитие получают средние и крупные  фирмы. Всё громче звучит мотив получения  максимальной прибыли. Для успеха предприятия уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто не обладал.

     В этих условиях было неизбежно появление  нового типа предпринимателя, имеющего особенности для организации предприятия и управления им, и новой профессии - менеджер, или организатор и руководитель крупного производства. В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

     В первые экономическое определение  слова «предприниматель» появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним  понимался человек, берущий «на  себя обязательство по производству или строительству объекта. Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной. Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность - есть не у всех.

Информация о работе Сущность предпринимательства и условия его развития