Сущность оптовых рынков, заграничный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим:
• сущность оптовых продовольственных рынков
• необходимость существования ОПР
• опыт зарубежных стран
• социальную значимость ОПР.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность оптовых рынков, необходимость их существования и влияние на цены
1.1. Сущность ОПР
1.2. Необходимость существования ОПР
Глава 2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания и функционирования

Работа содержит 1 файл

сущность оптовых рынков.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    1.2. Необходимость существования  ОПР. 

    Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие,  
осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже  
продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они  
представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и  
оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы  
переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.

    Оптовый продовольственный рынок как  юридическое лицо куплей-  
продажей не занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для  
обеспечения товародвижения до конечного потребителя.

    Положительными моментами для покупателя на ОПР являются:

  • широкий ассортимент продуктов питания, который сосредоточен на  
    одном ОПР упрощает процесс покупки;
  • все продукты питания сертифицированы, стандартизированы и  
    упакованы;
  • покупателю предоставляется широкий спектр услуг, обеспечиваемый инфраструктурой рынка.

    Положительным моментом для оптового продавца является то, что место  
складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может  
воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить  
издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару,  
упаковку и т .д.

          Цель создания оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной,  
сертифицированной скоропортящейся продукцией в шроком ассортименте и по  
доступным ценам.

    Эта цель становится осуществимой благодаря  появлению в канале  
товародвижения оптового продовольственного рынка, упорядочивающего  
взаимоотношения по всей технологической цепочке: производитель - оптовик -  
розничный торговец. Сегодня же взаимоотношения между названными  
субъектами хозяйствования принимают самые различные варианты. Скажем,  
производитель либо сам продает, либо через оптовика, либо выходит  
непосредственно на магазины, предприятия общественного питания, причем  
отношения с ними, как правило, на долговременной основе не строятся.

    Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка  
вносит системность и планомерность в отношения между субъектами,  
поскольку есть специально обустроенное место, где могут ежедневно  
встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по  
определенным правилам. В соответствии с Правилами торговли на оптовом  
рынке оптовик обязан продавать продукцию не менее некоторого объема, в  
широком ассортименте, сертифицированную, стандартизированную и  
упакованную. Все эти требования оптовик, в свою очередь, предъявляет к
производителю. Выступая инструментом устойчивых, долговременных связей  
между участниками канала товародвижения и предъявляя к ним свои "правила  
игры", оптовый рынок формирует упорядоченную систему распределения  
продовольствия на основе действия рыночных механизмов саморегуляции:  
спроса и предложения, конкуренции, цены. Формирование подобной  
устойчивой системы отношений между названными субъектами объективно  
ориентирует их в своей деятельности на единый конечный результат -  
удовлетворение потребностей населения в качественной продукции по доступным ценам.

    Россия  находится в начале этого эволюционного  процесса. Многие  
элементы инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии  
становления - система компъютерно-маркетиноговой информации, таро-  
упаковочная индустрия, биржевая торговля, фьючерсная контрактная система и  
др. Вместе с тем, в стране есть инфраструктура оптовой торговли, которая хотя  
и не отвечает новым задачам и требованиям, однако должна быть использована.

    Задача  создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на  
региональном, так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что  
осуществление этого процесса на территории России не должно происходить  
стихийно. Законодательное оформление организации ОПР в России оставляет  
желать лучшего. Закон «Об оптовых продовольственных рынках» и  
Федеральная Программа их развития на 1998 - 2005 гг. все еще находится в  
стадии разработки. 1

    Тем не менее, по инициативе областных администраций  крупных городов  
были приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной базы региональных и межрегиональных ОПР
. Наиболее  
последовательными в этой деятельности были областные и городские 
администрации городов: Волгоград, Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк,  
Москва, Астрахань. По данным Минсельхозпрода, деятельность ОПР в ряде  
городо
в России характеризуется показателями, представленными в табл. 1.1.

    В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР,  
который был определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного  
центра
по обучению и стажировке специалистов.

    Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли  
полиго
на для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех субъектов ОПР при движении от товаропроизводителя до потребителей, а так же на нем  технологической и организационной моделей будущей сети оптовых рынков России.

    Таблица 1.1

    Основные показатели оптовых продовольственных рынков. 

Города  Ассортимент,

реализуемых

товаров

Ежемесячный

товарооборот,

млрд. руб.

Число оптовиков,

един.

Годовые платежи

в бюджет,

млрд.руб.

Снижение  цен в розничной

торговле, %

Волгоград
    2000
    80
    123
12,0 20,0
Кемерово
    1300
    52
    150
4,8 10,0
Тула 
    1500
    23
    76
3,0 15,0
Рязань 
    250
    22
    65
3,0 30,0
Новокузнецк
    800
    22
    70
2,0 10,0
 

    В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития  
агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г.  
предстоит ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков
, а в  
дальнейшем создать их во всех кр
упных средних городах и промышленных  
центрах страны.2

    Таким образов, формирование системы ОПР должно про исходить В три этапа:

    На  первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки  
межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные  
промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение очень высоко.

    Второй  этап. Относительно растянут по времени; активно создаются рынки  
в средних городах
, а также в районных центрах регионов.

    Третий  этап является заключительным. Система продолжает незначительно дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через ОПР.

 

    

2. Оптовые рынки,  зарубежный опыт  их создания и  функционирования.

    Мировой опыт показывает, что создание ОПP - это лишь первый и  
необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их  
развитие идет в направлении углубления специализации и укрепления ОПР.

    Наряду  с ОПP, продолжают действовать товарные биржи, оптовые  
ярмарки-выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях.  
Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в  
систему розничной торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные  
системы (США, Западная Европа). Ранее созданные ОПP обрастают  
хранилищами и превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной системы распределения продовольствия.

    Все это обеспечивает конкуренцию и  выбор каналов товародвижения. В  
этих условиях
, естественно, ОПP могут обеспечить лишь часть оптового  
оборота продуктов питания.

    Например, в целом во Франции, доля ОПP в оптовом обороте овощей и  
фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в  
Париже доля самого крупного европейского ОПP Рюнжи (занимает 220  
гектаров) - 60% всего продовольственного оборота города. Ежегодный  
товарооборот Парижского Рюнжи достигает 9 млрд
. долларов.

    В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПP, составляет  
75%
, а рыбы и морепродуктов - 85%. Парламентом Японии принят закон,  
обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех  
городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПP
.

    В целом, формирование и развитие ОПP в мире проходило двумя путями.

    Первый  вариант - когда строительство и  создание системы ОПР происходит при финансовой поддержке государства. В этом случае государство  
за счет собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и  
осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути -  
государственное предприятие
"Меркаса" (Испания), включающее в себя сеть  
ОПР (более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное  
население Испании
, но и экспортирующие продовольствие во все уголки  
земного шара). 3

    Второй  вариант - привлечение средств для  создания ОПР как государства,  
так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является  
создание Мюнхенского оптового рынка.

Информация о работе Сущность оптовых рынков, заграничный опыт