Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:08, контрольная работа
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.
Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.
Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.
В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.
Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.
Оффшорные
зоны дают использующим их хозяйственным
агентам следующие
По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.
Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.
По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.
Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.
Россия,
в общем, переняла этот опыт у других
стран, но, к сожалению, вместо инструмента
модернизации экономики и привлечения
в страну иностранных инвестиций зональные
льготы стали средством скрытого субсидирования
отдельных лоббистских группировок и
способом первоначального накопления
капиталов, впоследствии утекающих за
рубеж. Важно сейчас создать такие условия,
чтобы преференциальные режимы применялись
не ради раздачи льгот определенным предприятиям,
отраслям или территориям, а с целью стимулирования
новых форм хозяйствования, промышленного
производства развития внешнеэкономических
отношений, обеспечивающих технологический
прорыв России в XXI век. Другое стратегически
оправданное направление - реализация
преимуществ транспортно-географического
положения России и потенциала ее припортовых
территорий. Создание в некоторых районах
широкой сети свободных таможенных зон
ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные
связи, а также притянуло бы к ней огромные
потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся
в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья
и АТР [36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
3. Вопрос
о свободных экономических
Список использованной литературы
1. Постановление
ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании
зон свободного
2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" .
3. Постановление
ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании
в Приморском крае в районе
г. Находка свободной
4. Положение
о свободной экономической
5. Положение
о свободной экономической
6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
7. Указ
Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О
либерализации
8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
9. Указ
Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О
создании зоны свободной
10. Указ
Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О
свободных таможенных зонах "
11. Письмо
Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н,
Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О
налогообложении предприятий,
12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".
14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
15. УказПрезидентаРФот07.12.93 г. N2117 "О Калининградской области".
16. Конституция Российской Федерации, 1993г.
17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".
18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"
19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
20. Смородинская
Н., Капустин А. Свободные
21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.44-46.
22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, с.48-50.
23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, с.53-54.
24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, с.57-58.
25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсант 1994, N 28, с.40-45.
26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
27. Семенов
Г. Развитие свободных и
28. Васильев
Л. СЭЗ: мифы и
29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
30. Савин
В. О законодательной базе
31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсанта, 1996, N 10, с.46-47.
33. Федоров
В. "Находка" может оказаться
для кого-то настоящей
34. Смородинская
Н. Организация СЭЗ в
35. Смородинская
Н. Туманно будущее свободных
зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1.
Приложение 2. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот
|
Информация о работе Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ