Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:08, контрольная работа
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.
Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободных экономических зонах - это предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти и нефтехимическая промышленность. В Грене предприятия свободной экономической зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний.
Создание
предприятий тяжелой
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти и газа сопровождалось созданием предприятий тяжелой промышленности в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного развития .большинства свободных экономических зон заключается в том, что находящиеся там компании, как правило, стремятся к минимальному использованию местных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков. И в этом смысле практика указанных выше государств является исключением.
В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихся странах, весьма охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышленность на основе местного сырья - хорошо развитые и организованные предприятия, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободных экономических зон.
Вот почему такие компании не испытывают потребности в использовании возможностей недавно созданных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от его источников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), в то время как экспортно-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных центров. Помимо того, экономические зоны создаются учредителями для быстрого решения проблем промышленного развития какой-либо территории. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, и незначительные затраты на оборудование иностранных инвесторов. Компании, занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупными и действуют на основе долгосрочных договоров, планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электронных изделий или специализированной компании по пошиву одежды в свободной экономической зоне. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию
компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании
оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее.
Создание и функционирование; свободных экономических зон часто отклоняющихся от первоначальных проектов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукции предприятий электронной промышленности будет равен 30, предприятий текстильной промышленности - 25, металлообрабатываюших предприятий - 15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако уже к середине 80-х годов на текстильные предприятия и предприятия по пошиву одежды приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на предприятия по производству мебели и изделий из дерева - 2,5% и на предприятия, выпускающие ювелирные изделия - 2%. Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчезли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры3.
Такая же тенденция характерна и для других отраслей промышленности. В экспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, например, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Доминиканской Республике - более 60%, в Египте – 54%. Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также слабым взаимодействиям зональных предприятий, национальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономические зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых. операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон. В Люксембурге, например, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в этой стране льготам <обходят> государственный закон о создании обязательных денежных резервов. Наиболее известные банковские франковые зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском море (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Совокупный объем кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял более 200 млрд. долл., что равнялось 13% от общей суммы международных кредитных активов в мире.
Такие финансовые центры, расположенные в развивающихся странах, часто еще называют «оффшор-центрами», а «оффшор-сделкой» - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет «оффшор-центр» как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных финансовых институтов. Преобладание именно таких операций характерно для банковских франковых зон Карибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин <оффшор>, поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и прежде всего в Лондоне. В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режим налогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствие такового), что усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют «налоговыми убежищами», или «фискальными оазисами».
Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке
американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из США на банковские счета только в Карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим другим «оффшор-центрам», местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.
Одна из главных целей создания таких зон в у развитых капиталистических странах - переориентация международных операций своих банков, основной объем которых совершается через «оффшор-центры» в других странах.
Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон. Примером может служить лондонская компания «Ллойд» по вопросам страхования рисков особого типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании «Ллойд» по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополиста по страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу лондонской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превышают 100000 долл.
Как
видим, создание свободных экономических
зон получило на Западе большое развитие.
Во многом их развитие зависит от того,
что такая зона может дать национальной
экономике в конкретных условиях
хозяйствования и в данной экономической
ситуации.
4. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ.
4.1. Типы СЭЗ, организуемых в России
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
Информация о работе Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ