Сущность инноваций и их экономическая эффективность в процессе управления

Автор: Оля Басс, 31 Мая 2010 в 18:27, реферат

Описание работы

Достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы для большинства предприятий в настоящее время представляется проблематичным. Причиной тому служит, в первую очередь, отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. У каждого предприятия должен быть свой инновационный потенциал.
Инновационный потенциал организации - это мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.
Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как
правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью наращивания физических объемов производства, повышением эффективности и конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Целью данного проекта является выявление влияния инноваций на деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Чердынское – 2»

Работа содержит 1 файл

курсовая наташа.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

                Введение

     Достижение  существенных результатов в развитии инновационной сферы для       большинства       предприятий   в   настоящее       время  представляется проблематичным.   Причиной   тому   служит,   в   первую   очередь,   отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. У   каждого   предприятия   должен   быть   свой    инновационный    потенциал.

     Инновационный потенциал организации - это мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

     Осуществляя инновационную деятельность, современные  компании, как 
правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке.

     Актуальность  данной темы обусловлена необходимостью наращивания физических объемов  производства, повышением эффективности и конкурентоспособности исследуемого предприятия.

     Целью  данного   проекта  является   выявление     влияния   инноваций   на деятельность    Общества    с    ограниченной    ответственностью    «Чердынское – 2»

     Задачами  данного курсового проекта являются:

1. Изучение  теоретических основ инновационной  деятельности предприятия.

2 Анализ  рынка продукции животноводства

3. Разработка  проекта строительства животноводческого комплекса

      При написании проекта были использованы такие методы исследования как:  экономико-математический, описательный, сравнительный, аналитический. А так же были использованы первичные документы бухгалтерской отчетности, годовые отчеты предприятия ООО «Чердынское – 2» за 2006-2008 годы. 
 
 
 

        1. Инновационная деятельность предприятия

    1.1 Сущность инноваций  и их экономическая  эффективность в  процессе

              управления

     Термин  «инновация» стал активно использоваться в период перехода 
экономики России к рынку как самостоятельно, так и для обозначения ряда 
родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный 
процесс» и так далее. 

     Инновационная деятельность - система мероприятий  по доведению научно - технических идей, изобретений, разработок до результата пригодною для практического использования. Инновационная деятельность включает все милы научных     исследований     (фундаментальных,     прикладных), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а так же  меры  по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии и формы организации и управления производством. Она выступает как важная составляющая научно технического процесса и является одним из необходимых условии эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике.

     Для  успешной  инновационной деятельности     необходимо  тщательное изучение нововведении. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Получение принципиально нового продукта - это продуктовая инновация. Процессная инновация - освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством. [14, с. 150]

     Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно - технических достижений в новый или усовершенствованный продукт реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технический процесс, используемый в практической деятельности. Смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно - исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи на рынке инновационных технологий. В то же самое время широкий круг агропредприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции. [2, с. 23]

     В сложившихся условиях инновационная деятельность должна включать оперативное внедрение в производство научных достижении и передового опыта. Сфера внедренческой деятельности представлена различными организационными формами, задача которых не только ускорить прохождение научных разработок до производства, но и организовать их реализацию при усыновлении таких экономических отношении между производителями и потребителями научной продукции, которые бы отвечали их взаимным интересам. [4, с. 386]

     Результатами  инновационной деятельности в сельском хозяйстве является повышение продуктивности животных, производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости единицы продукции ,прирост прибыли а так же снижение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

     Экономическая эффективность инновационной деятельности характеризуется отношением экономического эффекта до внедрения инноваций к обусловившим его затратам. Эффект может быть представлен валовой и чистой продукцией, прибылью. Под затратами на инновационную деятельность понимают совокупность материально - денежных средств. израсходованных на достижение эффекта.

     Инновационная деятельность должна быть направлена в первую очередь на создание конкурентоспособной продукции, увеличение объемов ее производства и повышение рентабельности отрасли. [14, с. 151] 

     1.2 Планирование инноваций

     Одной из характеристик современного менеджмента  является ярко выраженное усилие функции планирования. Роль планирования повышается во всех без исключения сферах управления компанией: от производства до сбыта, от распределения ресурсов до кадровой политики.

     Данное  обстоятельство вызвано рядом факторов, среди которых главное место  занимает тенденция усиления непредсказуемости  предпринимательской среды и  риска, связанного с функционированием  компании.

     Основной  целью стратегического планирования на предприятии является создание долгосрочного преимущества, а основным методом - постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

     Таким образом, в качестве основной задачи стратегического планирования инновационной деятельности выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.

     Современное планирование инноваций охватывает период 3-!0 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса  мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов. [18, с. 56]

     Система стратегического планирования охватывает:

     - анализ рынка; 

     - постановку целей; 

     - разработку альтернативных стратегий; 

     - составление стратегического плана.

     При разработке стратегии достижения целей  фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов  развития, а так же динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам и секторам рынка.

     Этапы принятия стратегических решений. Организация процесса освоения нововведения и предварительного расчета возможностей его эффективности требует не только плана соответствующих работ, но и комплексного учета ожидаемой рыночной конъюнктуры, прогнозируемой прибыли с учетом имеющихся в фирме ресурсов, источников финансирования, а так же наиболее целесообразных методов управления. Исходя из этих положений, последовательный процесс принятия инновационных решений проходит через ряд этапов. [6, с. 134]

     На  первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно: исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и возможное определение рыночных окон, изучение макросреды компании, изучение законодательной базы. От профессионализма проведения данного этапа  зависти оптимизация процесса принятия решения руководством компании, так как информация играет первостепенную роль в данном процессе.

     На  втором этапе определяются собственные  возможности компании и выявляются рамки использования той или иной инновационной стратегии. Эффективная ее реализация может быть ограничена рядом факторов. Это, прежде всего наличие финансовых средств, адекватность развития технологической базы и уровень профессионализма работников, то есть качество основного и привлекаемого капитала. Существенное значение имеет степень конкуренции и наличие законодательного регулирования деятельности в выбранной отрасли. [18, с. 58]

     На  третьем этапе, в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов, разрабатываются альтернативные стратегии по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а так же их корригированию с информацией, полученной на первом этапе процесса принятия решения.

     На  четвертом этапе руководство  компании производит затратную и  целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

     Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе составляется бизнес план проекта. Довольно часто к работе привлекаются консультационные фирмы. Это объясняется тем, что у консалтинговых компаний имеются обширные базы данных альтернативных проектов.

     Шестой  этап - организация принятия решения, на котором происходит:

     - конкретизация заключений и выводов,  сформулированных на высшем уровне  руководства;

     - доведение положении решения  до всех уровней управления;

     - распределение функций;

     - делегирование полномочий нижестоящим  руководителям.

     Для этого формируется определенная инновационная структура в виде проектно - целевых групп, координационных центров по разработке новых продуктов, венчурных подразделений. Во многом данный этап зависит от умения руководителей создавать инновационный климат в фирме, нейтрализовать возможное внутреннее и внешнее сопротивление и мотивировать всех внутрифирменных субъектов к достижению намеченного результата. [18, с. 59] 
 

1.3 Основы инновационного проектирования

    Понятие «инновационный проект» может рассматриваться  как:

- форма целевого  управления инновационной деятельностью;

- процесс осуществления  инноваций;

- комплект документов.

     Как форма целевого управления инновационной  деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятии, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

     Как процесс осуществления инновации - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятии, приводящих к инновациям.

     В то же время инновационный проект - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

     Учитывая  все три аспекта можно дать следующее определение: инновационный  проект - комплекс документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени Научная обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту, применение современных методов. Руководство разработкой и реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта и научно- технический совет. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременно достижения плановых показателей. [17, с. 392]

Информация о работе Сущность инноваций и их экономическая эффективность в процессе управления