Сущность и значение стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Сегодня, в период жесткой конкуренции на рынке, главной составляющей успеха будет выступать качество товаров и услуг. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому очень остро стоит вопрос освоения методов обеспечения качества, которые, в свою очередь, базируются на сертификации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, значение, задачи, цели и объекты стандартизации …3
1.1 Сущность и значение стандартизации ………………3
1.2 Задачи и цели стандартизации………………………..6
1.3 Объекты стандартизации ……………………………..9
2. Стандартизация услуг в современном этапе……………………….11
2.1 Виды и значение услуг в рыночных условиях……..11
2.2 Процедуры стандартизации услуг…………………..20
3. Выводы и заключения ………………………………………………23
4. Список используемой литературы………………………………….25

Работа содержит 1 файл

чика.docx

— 50.55 Кб (Скачать)

 

Введение……………………………………………………………………..2

1. Сущность, значение, задачи, цели и объекты стандартизации …3

                   1.1  Сущность и значение стандартизации  ………………3

                   1.2  Задачи и цели стандартизации………………………..6

                   1.3  Объекты стандартизации ……………………………..9

2. Стандартизация услуг в современном этапе……………………….11

                   2.1 Виды и значение услуг в  рыночных условиях……..11

                   2.2 Процедуры стандартизации  услуг…………………..20

3. Выводы и заключения  ………………………………………………23

4. Список используемой  литературы………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Сегодня, в период жесткой  конкуренции на рынке, главной составляющей успеха будет выступать качество товаров и услуг. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому очень  остро стоит вопрос освоения методов  обеспечения качества, которые, в  свою очередь, базируются на сертификации.

Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров  и услуг является необходимость  защитить человека, его имущество  и природную среду от отрицательных  последствий современного научно-технического развития, от недобросовестности производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной  конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования  безопасности товаров и услуг  являются:

• системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;

• нормативы безопасности и качества;

• процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.

 

 

1. Сущность, значение, задачи, цели и объекты стандартизации

1.1. Сущность и значение стандартизации

 

Стандартизация – это  установление и применение правил с  целью упорядочения деятельности в  определённой области на пользу и  при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при  соблюдении условий эксплуатации и  требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях 

науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

Из определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение  производительности общественного  труда и эффективности использования  материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

Стандарт – нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс норм, правил, требований к  объекту стандартизации и утверждённый компетентным органом. Стандарт, разработанный  на основе науки, техники, передового опыта, должен предусматривать оптимальные  для общества решения. Стандарты  разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы  веществ и  т. п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического  и общетехнического характера. Стандарт – это самое целесообразное решение  повторяющейся задачи для достижения определённой цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют  возможность повышения качества продукции и экономичности её производства, а также повышения  уровня её взаимозаменяемости.

В зависимости от сферы  действия ГСС предусматривает следующие  категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП). Государственные стандарты обязательны  для всех предприятий, организаций  и учреждений страны в пределах сферы  их действия. Отраслевые стандарты  используют все предприятия и  организации данной отрасли (например, станкостроительной), а также другие предприятия и организации (независимо от ведомственной принадлежности), разрабатывающие, изготовляющие и  применяющие изделия, которые относятся  к номенклатуре, закреплённой за соответствующим  министерством. Республиканские стандарты  обязательны для предприятий  республиканского и местного подчинения данной республики независимо от их ведомственной  принадлежности. Стандарты предприятий (объединений) действуют только на предприятии, утвердившем данный стандарт.

Государственные стандарты  устанавливают требования преимущественно  к продукции массового и крупносерийного  производства широкого и межотраслевого производства, к изделиям, прошедшим  государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также  общие нормы, термины и т. п. Исходя из этого, можно указать на следующие  объекты государственной стандартизации: общетехнические и 

организационно-методические правила и нормы; нормы точных изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных  климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические  термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные  эталоны единиц физических величин  и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств  измерений; государственные испытания  средств измерений; допускаемые  погрешности измерений; системы  конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д.

Отраслевые стандарты  устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной  стандартизации, к технологической  оснастке, инструменту, специфическим  для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи  в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли  и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия  серийного производства, детали и  составные части этих изделий; сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые  в отрасли; типовые технологические  процессы внутриотраслевого применения и др. ОСТы разрабатывают также  для ограничения, например, типоразмеров крепёжных деталей, полей допусков и посадок и др.

Стандарты предприятий (объединений) распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и  другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы  в области организации и управления производством; на технологические  нормы и требования, типовые технологические  процессы, оснастку, инструмент и т. п. Стандарты предприятий могут  также устанавливать ограничения  по применяемой номенклатуре деталей, составных частей, материалов, предусмотренные  государственными, отраслевыми или  республиканскими стандартами.

 

1.2  Задачи и  цели стандартизации

 

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение  и учет количества продукции, составление  технической и управленческой документации; измерение параметров технологических  операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции  и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации –  выявление наиболее правильного  и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение  дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области  стандартизации. Для превращения  этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение  стало достоянием большего числа  предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения  существующих и потенциальных задач  возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно  подразделить на общие и более  узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация  общих целей для стандартизации связана с выполнением тех  требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся  разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

    • безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
    • совместимость и взаимозаменяемость изделий;
    • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
    • единство измерений;
    • экономию всех видов ресурсов;
    • безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
    • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

 

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области  деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому  виду продукции, предприятию и т. д.

 

Основными задачами стандартизации являются:

 

    • установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
    • развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
    • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
    • разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
    • принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
    • формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
    • создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Для достижения социальных и технико-экономических целей  стандартизация выполняет определенные функции.

1.     Функция упорядочения  – преодоление неразумного многообразия  объектов (раздутая номенклатура  продукции, ненужное многообразие  документов). Она сводится к упрощению  и ограничению. Житейский опыт  говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в  окружающую предметную и природную  среду с ее требованиями и  законами.

2.     Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности  потребителей продукции и услуг,  изготовителей и государства,  объединение усилий человечества  по защите природы от техногенного  воздействия цивилизации.

3.     Ресурсосберегающая  функция обусловлена ограниченностью  материальных, энергетических, трудовых  и природных ресурсов и заключается  в установлении в нормативных  документах обоснованных ограничений  на расходование ресурсов.

4.     Коммуникативная  функция обеспечивает общение  и взаимодействие людей, в частности  специалистов, путем личного обмена  или использования документальных  средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и  каналов передачи сообщений. Эта  функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5.     Цивилизующая  функция направлена на повышение  качества продукции и услуг  как составляющей качества жизни.  Стандарты отражают степень общественного  развития страны, т. е. уровень  цивилизации.

6.     Информационная  функция. Стандартизация обеспечивает  материальное производство, науку  и технику и другие сферы  нормативными документами, эталонами  мер, образцами – эталонами  продукции, каталогами продукции  как носителями ценной творческой  и управленческой информации. Ссылка  в договоре (контракте) на стандарт  является наиболее удобной формой  информации о качестве товара  как главного условия договора (контракта).

7.     Функция нормотворчества  и правоприменения проявляется  в узаконивании требований к  объектам стандартизации в форме  обязательного стандарта (или  другого НД) и его всеобщем  применении в результате придания  документу юридической силы. Соблюдение  обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными  мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного  характера.

Информация о работе Сущность и значение стандартизации