Сущность и типы рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Опыт прошлых лет показывает, что человек менее адаптирован к резким переменам в обществе. Так, например, в 1930-х гг. прошлого столетия во время кризиса, принесшего с собой повсеместную безработицу, наблюдалось огромное количество людей, покончивших жизнь самоубийством. Человек как существо коллективное, получает удовлетворение, спокойствие, тогда, когда общество, в котором он живет, стабильно развивается. Хаос же действует на него отрицательно. В связи с этим, я считаю, что государство как механизм существующей власти в первую очередь обязано обеспечить стабильное развитие экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
§1 Конкурентная среда и типы рынков………………………………………………………...4
§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР………………………19
Заключение………………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая за 1 курс.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

В результате концентрации производства и капитала могут возникнуть разные формы монополии, такие как картель, синдикат, трест, концерн. Картелью называется самая простейшая форма монополистического объединения, целью которой является решение вопросов о квотах выпускаемой продукции и раздел рынов сбыта. Предметами обсуждения могут выступать ценообразование,сферы влияния, условия продаж и использование патентов.                  

 

 

 

 

Картели, как правило, действуют в рамках одной отрасли и преследуются антимонопольным законодательством. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятель-ность в соответствии с картельным договором.

Синдикат-организационная форма монополистического объединения, где составляющие его предприятия сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, при этом теряя коммерческую и сбытовую. При данной форме сбыт продукции и распределение заказов осуществляется централизованно. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Также имеются и международные синдикаты, например, алмазный синдикат “Де Бирс”,сосредоточивший в своих руках реализацию почти всех добываемых алмазов.

 Трест-форма монополистического объединения, где предприятия полностью теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Основой такого объединения является совместная собственность и  общее управление производством и сбытом товаров. Прибыль распределяется в соответствии  с деловым участием входящих в него предприятий.

Концерн-форма объединения предприятий разных отраслей, находящихся под единым контролем и управлением. Помимо производственных, транспортных и торговых предприятий, в состав концерна могут входить банки и другие финансовые организации (страховые, пенсионные фонды). Участники концерна обладают самостоятельностью, но все же контролируются центром. Эта структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы из-за внутреннего финансирования. Впервые концерны стали распространяться в США и Японии, а в настоящее время эта форма широко применяется среди крупных фирм разных стран мира.

Следующей формой является пул, представляющий собой процесс, когда участники приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. В нынешних условиях рыночной экономики все большее распространение приобретают холдинговые компании.

Холдинг-это акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий, в то же время осуществляя контроль над их операциями. Холдинги- компании, созданные крупными монополиями для управления дочерними предприятиями. Стоит заметить, что холдинговая компания выполняет не только управленческие функции, но и вполне способна заниматься производственными функциями. Она создается для завоевания новых секторов и снижения издержек.

Другой  формой являются конгломераты, т.е объединения, основанные на проникновении крупных фирм в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности го-лоной фирмы.

И наконец, последними являются, как ни странно, патенты, авторские права и товарные знаки. Патент-документ, подтверждающий исключительное право конкретного лица на изготовление, использование и продажу. Он дает изобретателю возможность самостоятельно контролировать производство в течение определенного времени. Государство играет роль защитника его идей. Авторские права предполагают свободу в продаже и тиражировании своих произведений. Товарные знаки-символика, используемая предприятиями, регистрация которой является запретом в использовании другими фирмами. В заключении хотелось бы сказать, что монополия есть та структура, которая приносит наибольший вред потребителям, а именно ущербом считаются потери для потребителей в чистой полезности. Монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема, так как при монополии цена всегда превышает предельные издержки. В результате благосостояние потребителей ухудшается, но улучшается благосостояние фирм-монополистов. Во избежании таких ситуаций, государство принимает меры и создает ей оппонента в виде антимонопольного комитета, о которой будет сказано в следующем параграфе. 
 
 
 
 
 
 
 

§2 Формирование и реализация антимонопольной  политики в КР.

Главной  задачей  государства в борьбе с монополиями является принятие мер на рынке, имеющих социальное значение, так как, в первую очередь, они нацелены на защиту прав потребителей. Национальное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции является государственным антимонопольным органом, реализующим единую государственную политику в области защиты и развития конкуренции, государственного регулирования и контроля в сферах деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и осуществляющим регулирование топливно-энергетического комплекса.

К основным функциям относятся: 

    • Осуществление государственного регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий КР
    • Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов и граждан от проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции
    • Осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства в пределах своей компетенции
    • Осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства о защите прав потребителей
    • Рассмотрение уведомлений хозяйствующих субъектов о слиянии, реорганизации, ликвидации, приобретении акций, осуществлении иных сделок
    • Проведение проверок по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства КР, законодательства КР о защите прав потребителей, о рекламе, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, рынками и получение необходимых документов в письменной и устной форме
    • Согласование цен на услуги, оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, рынками и учреждениями в установленном порядке
    • Согласование цен на услуги, оказываемые образовательными и медицинскими учреждениями,  независимо от форм собственности
    • Согласование цены на услуги субъектов, предоставляющих торговые площади
    • Согласование в установленном законодательством порядке стоимости разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

Действия антимонопольного комитета КР за 2009 год:

-Изменен метод регулирования ОАО «Кошой» и ОАО «Каинды Кант» по сахару с предельного уровня рентабельности на ценовой метод регулирования.

-В целях снижения стоимости авиаперевозки пассажиров на внутриреспубликанских рейсах, приказом Госагентства №58 от 18.02.2009 года введен дополнительный метод регулирования - предельный уровень рентабельности для авиаперевозчиков ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан» и Авиакомпании «Авиа Трафик Компани».

-В целях государственного регулирования деятельности естественных и разрешенных монополий в течение отчетного периода согласовано 646 цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных и разрешенных монополий. Согласована 51 форма контрактов на поставку (приобретение) товаров (услуг) и правил предоставления услуг в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Примеры проведенных мероприятий в разрезе субъектов монополистов: 

1. ОАО  «Международный аэропорт «Манас».

-Приказом Госагентства по антимонопольной политике № 112 от 31.03.2009 года согласованы сборы и тарифы на аэропортовые услуги ОАО «Международный аэропорт «Манас» за наземное обслуживание воздушных перевозок по регулярным местным воздушным линиям без повышения. А стоимость услуги за обеспечение воздушного запуска силовых установок самолета от УВЗ (с учетом керосина) снижена на 240 сом.

-Отменена плата за базирование воздушных судов (с охраной), обслуживающих местные линии во всех республиканских аэропортах.

-Плата с авиаперевозчиков будет взиматься только по востребованным услугам аэропортов, по заключенным двухсторонним договорам на обслуживание, которые пройдут согласование в антимонопольном органе. Эти меры предпринимаются в целях обеспечения стабильности стоимости авиабилетов на внутренних авиамаршрутах.

-Проведен сравнительный анализ паспорта ОАО «МАМ» и изучена деятельность монополиста по сдаче в аренду производственных площадей на их соответствие требованиям статьи 6 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Нарушений не установлено.

-Приказами Госагентства от 26 августа 2009 года №329, №331 согласованы форма Соглашения о базировании воздушных судов в аэропортах ОАО МАМ» и форма по наземному обслуживанию воздушных судов. 

2. ОсОО «Газпром нефть Азия»:

-Согласована форма контракта на поставку ГСМ, приказом №118 от 02.04.2009г. согласованы формы договоров на оказание услуг по хранению и вторичной доставке нефтепродуктов ОсОО «Газпром нефть Азия».

-Приказом №150 от 11.05.2009г. согласованы формы договоров купли продажи по топливным картам ОсОО «Газпром нефть Азия». Постоянно проводится мониторинг цен ГСМ ОсОО «Газпром нефть Азия». Изучена схема поставки и условия реализации ГСМ по регионам республики и проводится соответствующая работа, чтобы цены на ГСМ поднимались соразмерно увеличению отпускных цен Омского НПЗ.

-По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сжиженного газа, приказом №137 от 24 апреля 2009 года, ОсОО «Газпром нефть Азия» дополнительно включено в Государственный республиканский реестр субъектов естественных и разрешенных монополий на 2009 год, с методом регулирования – установление предельного уровня рентабельности.

-По итогам рассмотрения расчетных материалов, представленных  ОсОО «Газпром нефть Азия», приказом Госагентства №376 от 30 сентября 2009 года, установлен предельный уровень рентабельности реализации сжиженного газа на уровне 15%. 

3. ГП « Карабалтинский спиртовый завод»:

-В связи со снижением цен на закупаемое зерно пшеницы, приказом Госагентства от 27.05.2009 года №186 установлены отпускные цены  на спирт этиловый класса «Люкс» на уровне 810 сом за 1 дал с учетом НДС и налога с продаж. Снижение составило 5,2%.

-Приказом Госагентства №373 от 28.09.2009 года в связи с дальнейшим снижением цен на зерно, установлена отпускная цена на спирт этиловый класса «Люкс» на уровне 695 сом за 1 дал  с учетом НДС и налога продаж,  выработанный  из 7000 тонн зерна  пшеницы, поставляемого ОАО «Кыргызской агропродовольственной корпорацией». Снижение цены по сравнению с предыдущим  уровнем составило 115 сом или 14,2%.

-Пересмотрена и снижена на 70,0 сом или 13,7% стоимость услуг по технической переработке зерна в спирт класса «Люкс», стоимость услуги установлена в размере 440 сом/дал (с учетом НДС и налога с продаж). 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

По признакам  нарушений антимонопольного законодательства в течение отчетного периода:

- рассмотрено  12 заявлений физических и юридических  лиц; 

- проведены  проверки 87 хозяйствующих субъектов; 

- рассмотрено  и принято 67 решений по нарушениям  антимонопольного законодательства. За нарушение норм статьи 6 в  части нарушения порядка ценообразования  Закона Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» принято решений о наложении штрафных и экономических санкций на сумму 19321,5 тыс. сом,  и за другие антиконкурентные действия штраф составил 14,0 тыс. сомов;

- направлено 76 предписаний с требованием   устранения нарушений антимонопольного  законодательства, из них исполнено  66 предписаний. 

Информация о работе Сущность и типы рынков