Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа
Опыт прошлых лет показывает, что человек менее адаптирован к резким переменам в обществе. Так, например, в 1930-х гг. прошлого столетия во время кризиса, принесшего с собой повсеместную безработицу, наблюдалось огромное количество людей, покончивших жизнь самоубийством. Человек как существо коллективное, получает удовлетворение, спокойствие, тогда, когда общество, в котором он живет, стабильно развивается. Хаос же действует на него отрицательно. В связи с этим, я считаю, что государство как механизм существующей власти в первую очередь обязано обеспечить стабильное развитие экономики.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
§1 Конкурентная среда и типы рынков………………………………………………………...4
§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР………………………19
Заключение………………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………………26
В результате концентрации производства и капитала могут возникнуть разные формы монополии, такие как картель, синдикат, трест, концерн. Картелью называется самая простейшая форма монополистического объединения, целью которой является решение вопросов о квотах выпускаемой продукции и раздел рынов сбыта. Предметами обсуждения могут выступать ценообразование,сферы влияния, условия продаж и использование патентов.
Картели, как правило, действуют в рамках одной отрасли и преследуются антимонопольным законодательством. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятель-ность в соответствии с картельным договором.
Синдикат-организационная форма монополистического объединения, где составляющие его предприятия сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, при этом теряя коммерческую и сбытовую. При данной форме сбыт продукции и распределение заказов осуществляется централизованно. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Также имеются и международные синдикаты, например, алмазный синдикат “Де Бирс”,сосредоточивший в своих руках реализацию почти всех добываемых алмазов.
Трест-форма монополистического объединения, где предприятия полностью теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Основой такого объединения является совместная собственность и общее управление производством и сбытом товаров. Прибыль распределяется в соответствии с деловым участием входящих в него предприятий.
Концерн-форма объединения предприятий разных отраслей, находящихся под единым контролем и управлением. Помимо производственных, транспортных и торговых предприятий, в состав концерна могут входить банки и другие финансовые организации (страховые, пенсионные фонды). Участники концерна обладают самостоятельностью, но все же контролируются центром. Эта структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы из-за внутреннего финансирования. Впервые концерны стали распространяться в США и Японии, а в настоящее время эта форма широко применяется среди крупных фирм разных стран мира.
Следующей формой является пул, представляющий собой процесс, когда участники приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. В нынешних условиях рыночной экономики все большее распространение приобретают холдинговые компании.
Холдинг-это акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий, в то же время осуществляя контроль над их операциями. Холдинги- компании, созданные крупными монополиями для управления дочерними предприятиями. Стоит заметить, что холдинговая компания выполняет не только управленческие функции, но и вполне способна заниматься производственными функциями. Она создается для завоевания новых секторов и снижения издержек.
Другой формой являются конгломераты, т.е объединения, основанные на проникновении крупных фирм в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности го-лоной фирмы.
И наконец,
последними являются, как ни странно,
патенты, авторские
права и товарные
знаки. Патент-документ, подтверждающий
исключительное право конкретного лица
на изготовление, использование и продажу.
Он дает изобретателю возможность самостоятельно
контролировать производство в течение
определенного времени. Государство играет
роль защитника его идей. Авторские права
предполагают свободу в продаже и тиражировании
своих произведений. Товарные знаки-символика,
используемая предприятиями, регистрация
которой является запретом в использовании
другими фирмами. В заключении хотелось
бы сказать, что монополия есть та структура,
которая приносит наибольший вред потребителям,
а именно ущербом считаются потери для
потребителей в чистой полезности. Монопольная
власть ведет к росту цен и сокращению
объема, так как при монополии цена всегда
превышает предельные издержки. В результате
благосостояние потребителей ухудшается,
но улучшается благосостояние фирм-монополистов.
Во избежании таких ситуаций, государство
принимает меры и создает ей оппонента
в виде антимонопольного комитета, о которой
будет сказано в следующем параграфе.
§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР.
Главной задачей государства в борьбе с монополиями является принятие мер на рынке, имеющих социальное значение, так как, в первую очередь, они нацелены на защиту прав потребителей. Национальное агентство по антимонопольной политике и развитию конкуренции является государственным антимонопольным органом, реализующим единую государственную политику в области защиты и развития конкуренции, государственного регулирования и контроля в сферах деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и осуществляющим регулирование топливно-энергетического комплекса.
К основным функциям относятся:
- Осуществление государственного регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий КР
- Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов и граждан от проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции
- Осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства в пределах своей компетенции
- Осуществление государственного контроля над соблюдением законодательства о защите прав потребителей
- Рассмотрение уведомлений хозяйствующих субъектов о слиянии, реорганизации, ликвидации, приобретении акций, осуществлении иных сделок
- Проведение проверок по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства КР, законодательства КР о защите прав потребителей, о рекламе, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, рынками и получение необходимых документов в письменной и устной форме
- Согласование цен на услуги, оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, рынками и учреждениями в установленном порядке
- Согласование цен на услуги, оказываемые образовательными и медицинскими учреждениями, независимо от форм собственности
- Согласование цены на услуги субъектов, предоставляющих торговые площади
- Согласование в установленном законодательством порядке стоимости разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.
Действия антимонопольного комитета КР за 2009 год:
-Изменен метод регулирования ОАО «Кошой» и ОАО «Каинды Кант» по сахару с предельного уровня рентабельности на ценовой метод регулирования.
-В целях снижения стоимости авиаперевозки пассажиров на внутриреспубликанских рейсах, приказом Госагентства №58 от 18.02.2009 года введен дополнительный метод регулирования - предельный уровень рентабельности для авиаперевозчиков ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан» и Авиакомпании «Авиа Трафик Компани».
-В целях
государственного регулирования деятельности
естественных и разрешенных монополий
в течение отчетного периода согласовано
646 цен и тарифов на товары и услуги субъектов
естественных и разрешенных монополий.
Согласована 51 форма контрактов на поставку
(приобретение) товаров (услуг) и правил
предоставления услуг в соответствии
с Законом Кыргызской Республики «О естественных
и разрешенных монополиях в Кыргызской
Республике». Примеры проведенных мероприятий
в разрезе субъектов монополистов:
1. ОАО
«Международный аэропорт «
-Приказом Госагентства по антимонопольной политике № 112 от 31.03.2009 года согласованы сборы и тарифы на аэропортовые услуги ОАО «Международный аэропорт «Манас» за наземное обслуживание воздушных перевозок по регулярным местным воздушным линиям без повышения. А стоимость услуги за обеспечение воздушного запуска силовых установок самолета от УВЗ (с учетом керосина) снижена на 240 сом.
-Отменена плата за базирование воздушных судов (с охраной), обслуживающих местные линии во всех республиканских аэропортах.
-Плата с авиаперевозчиков будет взиматься только по востребованным услугам аэропортов, по заключенным двухсторонним договорам на обслуживание, которые пройдут согласование в антимонопольном органе. Эти меры предпринимаются в целях обеспечения стабильности стоимости авиабилетов на внутренних авиамаршрутах.
-Проведен сравнительный анализ паспорта ОАО «МАМ» и изучена деятельность монополиста по сдаче в аренду производственных площадей на их соответствие требованиям статьи 6 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Нарушений не установлено.
-Приказами
Госагентства от 26 августа 2009 года №329,
№331 согласованы форма Соглашения о базировании
воздушных судов в аэропортах ОАО МАМ»
и форма по наземному обслуживанию воздушных
судов.
2. ОсОО «Газпром нефть Азия»:
-Согласована форма контракта на поставку ГСМ, приказом №118 от 02.04.2009г. согласованы формы договоров на оказание услуг по хранению и вторичной доставке нефтепродуктов ОсОО «Газпром нефть Азия».
-Приказом №150 от 11.05.2009г. согласованы формы договоров купли продажи по топливным картам ОсОО «Газпром нефть Азия». Постоянно проводится мониторинг цен ГСМ ОсОО «Газпром нефть Азия». Изучена схема поставки и условия реализации ГСМ по регионам республики и проводится соответствующая работа, чтобы цены на ГСМ поднимались соразмерно увеличению отпускных цен Омского НПЗ.
-По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сжиженного газа, приказом №137 от 24 апреля 2009 года, ОсОО «Газпром нефть Азия» дополнительно включено в Государственный республиканский реестр субъектов естественных и разрешенных монополий на 2009 год, с методом регулирования – установление предельного уровня рентабельности.
-По итогам
рассмотрения расчетных материалов, представленных
ОсОО «Газпром нефть Азия», приказом Госагентства
№376 от 30 сентября 2009 года, установлен
предельный уровень рентабельности реализации
сжиженного газа на уровне 15%.
3. ГП « Карабалтинский спиртовый завод»:
-В связи со снижением цен на закупаемое зерно пшеницы, приказом Госагентства от 27.05.2009 года №186 установлены отпускные цены на спирт этиловый класса «Люкс» на уровне 810 сом за 1 дал с учетом НДС и налога с продаж. Снижение составило 5,2%.
-Приказом Госагентства №373 от 28.09.2009 года в связи с дальнейшим снижением цен на зерно, установлена отпускная цена на спирт этиловый класса «Люкс» на уровне 695 сом за 1 дал с учетом НДС и налога продаж, выработанный из 7000 тонн зерна пшеницы, поставляемого ОАО «Кыргызской агропродовольственной корпорацией». Снижение цены по сравнению с предыдущим уровнем составило 115 сом или 14,2%.
-Пересмотрена
и снижена на 70,0 сом или 13,7% стоимость услуг
по технической переработке зерна в спирт
класса «Люкс», стоимость услуги установлена
в размере 440 сом/дал (с учетом НДС и налога
с продаж).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ,
ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
По признакам нарушений антимонопольного законодательства в течение отчетного периода:
- рассмотрено
12 заявлений физических и
- проведены проверки 87 хозяйствующих субъектов;
- рассмотрено
и принято 67 решений по нарушениям
антимонопольного
- направлено
76 предписаний с требованием
устранения нарушений