Сущность и типы рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Опыт прошлых лет показывает, что человек менее адаптирован к резким переменам в обществе. Так, например, в 1930-х гг. прошлого столетия во время кризиса, принесшего с собой повсеместную безработицу, наблюдалось огромное количество людей, покончивших жизнь самоубийством. Человек как существо коллективное, получает удовлетворение, спокойствие, тогда, когда общество, в котором он живет, стабильно развивается. Хаос же действует на него отрицательно. В связи с этим, я считаю, что государство как механизм существующей власти в первую очередь обязано обеспечить стабильное развитие экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
§1 Конкурентная среда и типы рынков………………………………………………………...4
§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР………………………19
Заключение………………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая за 1 курс.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

На основе ранее приведенных определений  и примеров можно сделать краткий  вывод, что совершенная конкуренция - рыночная система, когда множества производителей, независимых друг от друга,  продают одинаковую продукцию и ни один из них не может контролировать и воздействовать на рыночную цену. К основным характеристикам совершенной конкуренции относятся:

  1. Из-за большого количества покупателей и продавцов на рынке каждый из них обладает малой долей рынка конкретного товара.
  2. Стандартизированная продукция, товары однородны в отношении потребностей как покупателей, так и продавцов.
  3. Свободный вход и выход из отраслей, т.е не должно быть барьеров при вхождении или выходе.
  4. Полная и доступная информированность: все располагают одинаковым объемом информации о рынке.

Как я  уже говорила, совершенная конкуренция в чистом виде не существует. Но есть некоторые отрасли, такие как рынок сельхозпродуктов и некоторые другие, которые больше остальных других соответствуют этой структуре. Эти отрасли заинтересовывают много независимых производителей, предлагающих товар, цена которых определяется спросом и предложением.

Еще одним  вопросом, касающимся совершенной конкуренции  является вопрос об условиях максимизации прибыли. В прибыли отражается разность между валовым доходом(TR) и совокупными издержками производства (ТС) за определенный период: прибыль =TR-TC. Валовым доходом называется произведение цены и объема продаж. Совокупные издержки- издержки всех факторов производства, которые были задействованы во время производства какой-либо продукции. Итак, что же представляет собой максимальная прибыль, с помощью которой мы сможем ответить на вопрос, поставленный ранее? Максимальную прибыль можно получить в двух ситуациях: 1) когда валовой доход в большей степени превышает совокупные издержки, 2) когда предельный доход (MR), представляющий собой изменение в валовом продукте, равен предельным издержкам (МС), обозначающим дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. И тогда максимизация предельной прибыли- разница между предельным доходом и предельными издержками: предельная прибыль = MR-MC.  

Несовершенная конкуренция делится на три типа: монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Под монополистической конкуренцией понимается рыночная ситуация, в которой множество производителей предлагают почти одинаковые товары со свободным входом и выходом из рынка. Этот тип рынка наиболее распространенный и стоит как бы в промежутке между совершенной конкуренцией и монополией. Схожесть с монополией проявляется в возможности контролирования цены своих товаров, а с совершенной конкуренцией они схожи в наличии довольно большого количества мелких фирм и свободного входа и выхода из рынка. Рынок с монополистической конкуренцией может характеризоваться следующими признаками:

  • Наличие большого числа покупателей и продавцов ведет к тому, что отдельная фирма (продавец) производит товары и услуги, которые значительно малы по отношению к суммарному выпуску продукции какой-либо отрасли и в то же время нет сговора фирм и картелизации отрасли, и, наконец, последнее- каждая фирма принимает решения, не завися при этом и не учитывая реакций других конкурирующих с ней фирм.
  • Почти полное отсутствие барьеров и ограничений при входе и выходе. Отличием между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренции, где отсутствуют какие-либо ограничения при входе, может стать реклама, которая предполагает некоторые затраты.
  • Наличие различной продукции, которые могут отличаться по некоторым свойствам и тем самым у покупателя появляется возможность купить максимально подходящую ему продукцию. Различие в некоторых свойствах и есть дифференциация. В условиях дифференциации каждая фирма имеет ограниченную монопольную власть, т.е. он может повышать цену, не считаясь с мнением других производителей.
  • Полная информированность всех участников об условиях рынка
  • Незначительное влияние на цены.
 

Давайте же узнаем эффективность монополистической  конкуренции. Чтобы оценить экономическую  эффективность любой структуры  нам потребуются три величины: цена товара, предельные издержки и  средние издержки. Равенство предельных издержек и цены необходимо для достижения эффективного распределения ресурсов; а равенство цены и средних  суммарных издержек означает достижение максимально возможной производственной эффективности и единица товара выпускается с минимальными издержками, что в результате приводит к тому, что потребитель начинает покупать большее количество товаров по минимальным ценам. Напротив, ситуация, когда цена товара выше величины минимальных средних суммарных издержек АТС, мы увидим, что покупатели не предельно потребляют возможное количество товара, а это ведет к тому, что фирма не до конца использует свои производственные мощности, что называется действием с избыточной производственной мощностью. Но, как многие экономисты говорят, это явление носит не обязательно отрицательный характер. Они утверждают, что не только цена является единственным фактором, характеризующим дифференциацию, т.е. кроме цены есть такой фактор как вкус и предпочтение. Известно, что при монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, чем при совершенной конкуренции. И если покупатель нуждается в разнообразии товаров, то необходимо сравнивать издержки и выгоды, связанные с процессом дифференциации и когда издержки превзойдут выгоду, можно будет говорить о неэффективности производства в условиях данной структуры.

Главным преимуществом монополистической  конкуренции, как я считаю, является неценовая конкуренция, основу которой составляет реклама - получается, что достаточно только заинтересовать покупателя, например, свойствами продукции. Но многие другие экономисты не согласны с тем, что реклама приносит положительные результаты. Они склонны утверждать, что реклама не информирует покупателя, а побуждает к покупке, также они утверждают, что конкуренция в рекламе прямо ведет к росту цены продукции и самое главное, она может привести к усилению монопольной власти.

Следующим типом рыночной структуры является олигополия. Олигополией называется рынок, где доминирует несколько фирм, обслуживающие множество потребителей и зачастую появление новых фирм затруднено. Продукт может быть и стандартизированным (например, медь) и дифференцированным (велосипеды). При олигополии, как правило, на рынке господствует от 2 до 10 фирм, крупнейшие из которых в дальнейшем смогут влиять на цену. Характерными чертами являются нижеприведенные признаки: 1) взаимосвязь фирм, т.е. любой из олигополистов находится под давлением других и ему приходится учитывать их реакцию. 2) Возможность наличия стандартизированной и дифференцированной продукции. 3) В условиях олигополии возможны как неценовая, так и ценовая конкуренции, но обычно ценовые методы соперничества менее эффективны. Зато более эффективными методами считаются методы в виде рекламы, шпионажа и т.д., которые относятся к неценовой конкуренции. Мы знаем, что между олигополистами существует тесная взаимосвязь, и если один олигополист решит снизить цену, то другие будут вынуждены снизить ее из-за боязни потерять большое число покупателей. Сделав это, они уменьшат возможности того «союзника», который предпринял попытку получить выгоду. 4) наличие существенных барьеров при входе на рынок. Чтобы вступить, необходимы внушающие капитальные вложения для создания такого предприятия, которое в силах будет противостоять уже контролирующим фирмам. Давайте же рассмотрим экономическую эффективность и модели олигополии. Как известно, производственная эффективность достигается тогда, когда фирмы получают максимальную прибыль; это и является главным условием в достижении производственной эффективности. Также нам предстоит рассмотреть вопрос о распределении  ресурсов при данной структуре рынка. Все мы знаем, что цена на товар в условиях совершенной конкуренции формируется под воздействием спроса и предложения и поэтому отдельная фирма не может влиять на цену товара, и в момент, когда фирмы выпускают продукцию в определенных объемах, соответствующих рыночной цене, достигается эффективное распределение ресурсов. Изменения на ресурсном рынке выражаются через цены ресурсов. Но перемены на рынке товаров фирма-олигополист может ощутить по изменениям объемов продаж при неизменных ценах. Повышение цены ресурсов приведет к тому, что олигополист повышая цену выпускаемого товара, снизит его объем. Напротив, увеличение спроса на товар даст взамен расширение количества или объема реализуемого товара. Из этого следует, что при олигополии рыночная система перераспределения ресурсов в ответ на изменения спроса и издержек работает как в чистой  конкуренции. Однако, олигополисты действуют сообща, что в свою очередь, приводит к сходству с чистой конкуренцией, которое предполагает собой сложность оценки эффективности распределения ресурсов при олигополии. Но все же большая часть олигополистов устанавливают цены товаров, которые превосходят предельные издержки и из этого вытекает, что условия эффективного распределения ресурсов  не достигаются. Даже несмотря на это, для экономистов вопрос об эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к техническому прогрессу остается открытым. Некоторые ученые склонны утверждать, что фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами способны обеспечить технический прогресс.

Однако, экономисты, не поддерживающие их точку  зрения утверждают об обратном, а именно о том, что множество изобретений, определяющих прогресс, были сделаны  на мелких предприятиях. По мнению многих европейских экономистов, олигополии занимают значительную часть рыночных структур современной экономики  развитых стран. Итак, мы подошли к вопросу о моделях олигополии. Первой является модель, которая основана на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет право выбрать поведение: кооперированное или некооперированное. При кооперированном поведении фирмы не связаны между собой никакими тайными или явными соглашениями. Взаимное сотрудничество олигополистов обозначает сговор. Понятие сговор применимо тогда, когда фирмы сообща устанавливают фиксированные цены или объемы выпуска. Следующей моделью олигополии является модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма выступает в качестве ценового лидера, устанавливающего цену для максимизации прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Фирмы-соперники устанавливают ту же цену, которую устанавливает лидер. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что именно лидер устанавливает цену, основанную на предельных издержках и предельном доходе. Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, потому как открытые соглашения, касающиеся цен, запрещены антимонопольным законодательством. Существуют два типа ценового лидерство: а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками,  б) лидерство фирмы, которая занимает преимущественное положение на рынке. Последняя модель- модель дуополии Курно. Она названа в честь французского математика-экономиста и философа Антуан-Огюстена Курно в 1838 году. Итак, что же такое дуополия? Дуополия представляет собой рыночную структуру, где два продавца, защищенные от появления конкурентов, являются единственными производителями стандартизированного товара, который не имеет заменителей. Дуополии являются хорошим примером для показания, как предложение одного продавца по отношению к конкуренту влияет на равновесный выпуск. Эта модель допускает, что каждый из продавцов предполагает об удержании выпуска своим конкурентом. Разобрав олигополию, давайте перейдем к монополии.

Монополией является самая высшая ступень несовершенной конкуренции, представляющая собой господство единственного продавца, занятого в сфере производства товаров, не имеющих аналогов. Рынки, где есть монополия, абсолютно противоположны тем, где существуют множество конкурентов, готовых предложить купить стандартизированные товары. В масштабах страны монополия встречается крайне редко, но она вполне возможна на уровне города или области, например, в городе может быть один банк, одна электростанция и т.д. Чистой монополией называется рынок, на котором один продавец обслуживает огромное количество покупателей. У покупателей нет возможности выбора товаров, и он просто вынужден покупать что-либо у продавца-монополиста. Понятие «монополия» носит двоякий характер: во-первых, под ней понимается крупное предприятие, занимающее ведущее положение в какой-нибудь отрасли; во-вторых, под ней понимается положение фирмы на рынке, которое позволяет ей доминировать. Целью этого типа рынка является получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. К основным чертам монополии относятся:

  • Единственный продавец-производитель
  • Товарная дифференциация отсутствует, нет товаров-заменителей
  • Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами
  • Отсутствие свободы при вхождении на рынок, т.е. вход заблокирован финансами (экономические препятствия, например, машиностроение может стоить огромных денежных средств), технологическими (высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков), ресурсными (контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других ресурсов) и правовыми (патенты, тарифы и квоты в международной торговле) условиями
  • Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, не принимая ее как рыночную реальность
  • Совершенная информированность

Различают два типа монополий: естественную и искусственную. Естественной монополией обладают те лица, которые имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы, например, таковыми могут выступать редкие металлы, особые земельные участки и т.п. Предпосылками возникновения естественных монополий являются: ограниченность и невоспроизводимость природных ресурсов; отсутствие близких заменителей при уникальности выпускаемого продукта. Она формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства. Под искусственной монополией понимаются объединения, создаваемые для достижения монополистической выгоды. Этот тип монополии возникает в результате сговора или подавления конкурентов. Если в обществе господствует чистая монополия, то смело можно говорить о ее абсолютной власти в данной отрасли. Для измерения силы монопольной власти используется индекс английского ученого-экономиста Абби Лернера:

                        L=(P-MC)/P, где значение коэффициента численно всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Из этого можно дать определение монопольной власти, монопольная власть – возможность фирмы-монополиста устанавливать цену на свой товар, при этом изменяя его объем. Степень монопольной власти каждого монополиста зависит от его доли в общих продажах и наличия заменителей товара. Обладание монопольной властью дает свободу в установлении цен(фирма-монополист, в отличие от конкурентной фирмы, может максимизировать прибыль при помощи вариации объема выпуска или уровня цен). рассказав немного об этой структуре, мы все еще не знаем о причинах ее возникновения. Итак, главной причиной возникновения монополий является концентрация производства. Концентрация обозначает сосредоточение, скопление, насыщенность, также это понятие трактуется как увеличение размеров капитала в результате  накопления и капитализации. В основе концентрации лежит интеграция, которая обозначает объединение экономических субъектов и их углубленное взаимодействие вместе с развитием связей между ними.Есть горизонтальная и вертикальная концентрации. Под горизонтальной концентрацией понимается объединение предприятий, занятых выпуском однородной продукции и их дальнейшее слияние.Вертикальную принято понимать как производственную кооперацию предприятий одной отрасли, специализирующихся на изготовлении различных узлов, деталей, заготовок и т.п. Таким образом происходит комбинация разноотраслевых компаний, производство которых связано единой технологической цепочкой. Конечно же, процесс объединения монополистов, точнее, монополистических союзов не легок, потому что обуславливается рядом факторов.

Информация о работе Сущность и типы рынков