Сущность и типы рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Опыт прошлых лет показывает, что человек менее адаптирован к резким переменам в обществе. Так, например, в 1930-х гг. прошлого столетия во время кризиса, принесшего с собой повсеместную безработицу, наблюдалось огромное количество людей, покончивших жизнь самоубийством. Человек как существо коллективное, получает удовлетворение, спокойствие, тогда, когда общество, в котором он живет, стабильно развивается. Хаос же действует на него отрицательно. В связи с этим, я считаю, что государство как механизм существующей власти в первую очередь обязано обеспечить стабильное развитие экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
§1 Конкурентная среда и типы рынков………………………………………………………...4
§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР………………………19
Заключение………………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая за 1 курс.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

   

 

     

             План:

Введение…………………………………………………………………………………………….3

§1 Конкурентная среда и типы рынков………………………………………………………...4

§2 Формирование и реализация антимонопольной политики в КР………………………19

Заключение………………………………………………………………………………………25

Список  литературы………………………………………………………………………………26

 

     

Введение.

Как часто  мы употребляем слово  рынок, не вникая в саму суть этого понятия. Для человека обычного, то есть не юриста, не экономиста и т.д., рынок- это место, где он может купить для себя что-то необходимое, в чем он нуждается. Однако, В.И.Даль определяет рынок как сферу товарного обращения. Существует множество различных мнений, которое зависит от развития общественного производства.

 Но  наука экономика дает свое  истолкование, которое несколько  отличается от наших житейских  понятий. Большое количество ученых-экономистов  рассматривают рынок как конкурентный  механизм, управляющий движением  спроса и предложения и отражающий  их взаимодействие через систему  цен.

 Выбранная мною тема по данной дисциплине «Сущность и типы рынков». Мне, как будущему экономисту, как никому другому, нужно знать все о рынке: о его возникновении, точнее о факторах, которые взаимодействуя, предопределили возникновение; также необходимо владеть знаниями о механизме его функционирования; о структуре; о функциях; и самое главное, на мой взгляд, нужно знать, что огромное влияние на экономику оказывает тип рынка, который присущ отдельной стране. От выбора или формирования в результате тех или иных обстоятельств какого-либо типа рынка зависит состояние экономики, ее будущее в какой-то стране. Ведь чем «честнее» рынок, имеется в виду, чем совершенней конкуренция, тем она эффективнее оказывает положительное влияние на многие сферы жизни человека и общества в целом, в том числе и на социальную, не говоря об экономической. Опыт прошлых лет показывает, что человек менее адаптирован к резким переменам в обществе. Так, например, в 1930-х гг. прошлого столетия во время кризиса, принесшего с собой повсеместную безработицу, наблюдалось огромное количество людей, покончивших жизнь самоубийством. Человек как существо коллективное, получает удовлетворение, спокойствие, тогда, когда общество, в котором он живет, стабильно развивается. Хаос же действует  на него отрицательно. В связи с этим, я считаю, что государство как механизм существующей власти в первую очередь обязано обеспечить стабильное развитие экономики. 
 

§1 Конкурентная среда  и типы рынков.

Существует 4 типа рынков, которые довольно отличаются друг от друга:

  1. Совершенная конкуренция
  2. Монополистическая конкуренция
  3. Олигополия
  4. Чистая монополия

Эти четыре модели рынка различаются между  собой в количестве фирм в отраслях, независимо от того, является ли их продукция  стандартизированной или дифференцированной и насколько трудно новым фирмам войти в отрасль.

 Сущность рынка состоит как в экономических, так и в социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывают, что рынок оказывает огромное влияние на все стороны жизни. К основным экономическим функциям рынка относятся:

  1. Информационная функция. Рынок, представляя большую машину, собирает, перерабатывает и дает обобщенную информацию, характерную для данной экономической территории через постоянно изменяющиеся цены, процентные ставки на кредит и т.д., тем самым рынок информирует нас о состоянии экономики.
  2. Посредническая функция. Рынок объединяет в общую систему участников рынка, т.е. продавцов и покупателей, где у каждого из них есть возможность выбрать подходящего покупателя и продавца. Эту схему можно изобразить так:

            Производство-Рынок-Потребитель

  1. Регулирующая функция. Самой важной функцией рынка является то, что он оказывает влияние на все сферы экономики и прежде всего на производство, отвечая на вопросы: «Что производить? Для кого? Как?». И при всем при этом рынок не может ассоциироваться без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании играет соотношение спроса и предложения, в конечном итоге влияющие на цены: если растет цена- сигнал для расширения производства, а ее падение ведет к сокращению.
  2. Ценообразующая функция. Формированием цены на рынке является результат взаимодействия производителей и покупателей, спроса и предложения. Цена является неким предметом отражения полезности товара.  Существует два вида механизмов: рыночный и затратный. При затратном подходе величина цены товара зависит от издержек производства и обращения.
  3. Стимулирующая функция. Уровень спроса потребителей заставляет каждого производителя экономить на своих индивидуальных затратах и предоставлять рынку только те товары, в которых нуждается покупатель. Но в свою очередь, рынок побуждает потребителя заботиться об экономичности потребления, соизмеряя уровень спроса с уровнем доходов.
  4. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями. Он разрушает последнюю структуру, создавая новую, отличную от предыдущей. Конечно, этот процесс достаточно долгий, тяжелый, но он соответствует реальности. Примером тому служит структурная перестройка народного хозяйства в современной России.
  5. Санирующая, оздоровительная функция. Рыночный механизм - далеко не добрая структура, а жесткая система, которой присущи социальное расслоение и жестокость по отношению к более слабым производителям. С помощью конкуренции рынок убирает экономически слабые и неустойчивые производства.
  6. Дифференцирующая функция. Рынок дифференцирует товаропроизводителей, делая богатыми одних, но в тотчас, же разоряя других.

Все вышесказанное  дает возможность рассмотреть преимущества и недостатки рынка. Положительные  результаты рынок дает:

      • В стимулировании роста производства, увеличивая его объемы.
      • В ускорении темпов развития производства.
      • В повышении экономической эффективности производства.
      • В побуждении экономии труда, затрат и ресурсов.
      • В формировании структуры хозяйства, которая будет отвечать потребностям потребителя.
      • В обогащении некоторой части населения.

Но не стоит спешить с выводами, так  как, я уже говорила, что у него есть и недостатки:

      • Рыночная система нестабильна, примером которой является циклический характер развития экономики.
      • Одной из форм нестабильности экономики является инфляция, в некоторых случаях приводящая к социальным жертвам.
      • Из-за неполной занятости ресурсов рыночная система может принести с собой безработицу, тоже ведущей к социальным жертвам.
      • Рынок является породителем факторов, разрушителем которых является он же сам. Этими факторами являются различные проявления монополии, которые нарушают правила на свободном рынке.
      • Рыночная система не учитывает отрицательное воздействие, например, производители не вносят никаких средств по восстановлению окружающей среды.
      • Рынок также не учитывает положительное воздействие внешних эффектов, таких как услуги образования, здравоохранения, науки.
      • Его также не интересует производство общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.)
      • Рынок может с легкостью разорить производителей, которые не «вписались» на рынке.
      • Рыночная система не может решить социальные проблемы: содержание пенсионеров, больных и инвалидов.
 

Все вышеуказанное  заставляет задуматься о регулировании  и корректировке рынка. Полностью  разобрав сущность рынка, перейдем к  толкованию конкуренции, условий его  возникновения, видов и типов. Конкуренция - движущая сила, играющая решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат и освоении в производстве технических новинок. Если брать, в общем, то конкуренция представляет собой соперничество между участниками рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли.

Основными условиями появления конкуренции  являются: полная экономическая обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от состояния рынка на определенное время; противостояние другим производителям в борьбе за спрос. Из-за несхожести состояния экономики в различных отраслях экономики складываются различные типы конкуренции:  

Совершенная конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, где рыночное поведение производителей и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. В экономической теории ее называют типом организации рынка, в котором не может быть никакого соперничества между производителями и покупателями. Но в реальной жизни совершенная конкуренция не имеет места, она рассчитана для сопоставления с другими рыночными структурами, служа как бы неким эталоном, идеалом. 

     
   

Конкуренция

       

      
 
 

     

Чистая  конкуренция Монополистическая      конкуренция Олигополия    Чистая   монополия                 

       

                   

                                           

Типы  конкуренции 

К совершенной  конкуренции, или как ее называют по-другому чистой конкуренции, относятся  внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция- это конкуренция между производителями  одной отрасли, которая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары, расширению ассортимента, улучшению торгового и послеторгового обслуживания, т.е. эта конкуренция- соперничество между предпринимателями за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Она возникает в результате появления различий в качестве используемых средств на производство, технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы. Вследствие этого появляется разница в цене товаров и размере прибыли в расчете на единицу товара. Этот вид конкуренции ведет к установлению единой рыночной цены на какой-либо вид продукции и средней нормы прибыли:

                 Рср=∙100%, где

Рср- средняя  норма прибыли

∑Р- сумма  прибыли

∑К- сумма  авансированного капитала

c- постоянный капитал

v- переменный капитал.

    Показатель                Виды конкуренции
Внутриотраслевая Межотраслевая
   Субъекты Предприятия одной  отрасли Предприятия разных отраслей
   Объекты  Лучшие условия  производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного  вложения капитала
 
 
Предпосылки
Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота и капитала
 
Результат
Рыночная стоимость  и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль  и цена производства

                                             Сравнительные характеристики видов конкуренции 

Межотраслевая конкуренция, в свою очередь, является конкуренцией между производителями  различных товаров, что позволяет  определить отрасль более прибыльного  вложения капитала. В межотраслевой  конкуренции предприниматели ищут пути получения максимальной прибыли  и наиболее выгодной сферы для  вложения своего капитала. В результате действия этого вида конкуренции  капиталы предпринимателей устремляются именно в те отрасли, которые характеризуются наивысшей нормой прибыли. Но и в итоге, получается так, что весь капитал находится в одной отрасли, тем самым увеличивается выпуск товаров, предполагая собой возрастание предложения товаров и услуг, что в конечном счете неизбежно ведет к снижению цены и нормы прибыли. Из этого можно сделать вывод о том, что межотраслевая конкуренция влияет на направление вложения капитала, на его распределение. 

Информация о работе Сущность и типы рынков