Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа
В конце XIX - первой трети ХХ в. большое влияние приобретает новое направление в экономической теории, существенно отличающееся от классического направления и даже выступающее определенной альтернативой ему. Оно известно как маржинализм (от англ. marginal - предельный). Это такое направление экономической теории, которое, основывается на определении функции спроса и цен субъективными предельными оценками полезности продуктов. К маржинализму обычно относят австрийскую школу предельной полезности, математическую школу, а также микроэкономические теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка [2].
Введение……………………………………………………………………………………....3
1 Общая характеристика маржинализма……………………………………………………..5
2 Этапы "маржинальной революции"………………………………………………………..8
3 Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической
теории………………………………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………...14
Тесты по темам по дисциплине "История экономических учений"……………………..15
Список использованных источников………………………………………………………36
Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах "маржинальной революции" можно охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап "революции") обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя друг другу.
Во-вторых,
маржиналисты первой волны, используя,
подобно классикам, причинно-следственный
анализ, как бы повторили своих
предшественников. Правда, с одной
существенной разницей: классическая
школа первичной в экономике
считала сферу производства и
источником формирования стоимости - издержки
производства, а "субъективная школа"
первичной считала сферу
И в-третьих,
в отличие от первого этапа "маржинальной
революции" на втором ее этапе наряду
с функциональным методом экономического
анализа всемерно утвердился и метод
математического моделирования
экономических процессов как
средство реализации концепции об экономическом
равновесии на уровне микроэкономики,
из-за чего у неоклассиков незаслуженно
из предмета экономической науки
вплоть до 30-х гг. ХХ в. выпала проблематика
факторов роста экономики и
3 Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической теории
Именно
маржинализм лежит в основе современного
неоклассического направления экономической
мысли. Можно сказать, что экономические
теории, формировавшиеся в конце
XIX - начале ХХ вв. являются и частью
неоклассического этапа развития экономики.
Неоклассическое направление
Одним
из ведущих представителей неоклассической
теории, был лидер кембриджской школы
Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). С точки
зрения преемственности идей классиков
Маршалл исследовал экономическую
деятельность людей с позиции
чисто экономической теории и
идеальной модели хозяйствования, возможной
благодаря совершенной
Центральное место в исследованиях А. Маршалла - проблема свободного ценообразования на рынке. Рынок - единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночная цена - результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.
А. Маршалл
полагает, что каждый человек, покупая
товар, исходит "из предоставляющихся
ему возможностей, или из складывающейся
обстановки, или ...из конъюнктуры" и
ввел понятие "потребительский избыток".
Это "разница между ценой, которую
покупатель готов был уплатить, лишь
бы не обойтись без данной вещи, и
той ценой, которую он фактически
за нее платит", т.е. "экономическое
мерило его добавочного
Важная заслуга Маршалла состоит в обобщении положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости цены, спроса и предложения. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а предложение падает, с ростом цены спрос падает, а предложение растет. Устойчивая или равновесная цена - в точке равновесия спроса и предложения. На графике точку пересечения кривых спроса и предложения называют "крест Маршалла" [3].
В развитие теории "цены спроса" А. Маршалл выдвинул концепцию "эластичности спроса" - показатель зависимости объема спроса от изменения цены, выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса - у товаров первой необходимости, определил особую зависимость влияния спроса и предложения на уровень рыночной цены от величины анализируемого периода времени - "Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), в чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства (предложения).
Исследуя причины этого на примере "репрезентативной фирмы" как разновидности средней фирмы он пришел к выводу о действии двух экономических законов:
- закона
возрастающей отдачи - "увеличение
объема затрат труда и
- закона
постоянной отдачи "увеличение
объема затрат труда и других
издержек ведет к
Нельзя не отметить также такого экономиста как Джон Бейтс Кларк (1847-1938 гг.) - основателя "американской школы" маржинализма. Он внес заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в., один из завершителей "маржинальной революции", приведший к формированию неоклассической экономической теории.
Дж. Б. Кларк отверг четырехзвенное деление науки на производство, распределение, обмен и потребление и выдвинул свою версию: "Мы имеем теперь перед собой границы трех естественных разделов экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством. Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности".
Теоретическое наследие Дж. Б. Кларка, почти все его ключевые идеи и трактовки кратко сформулированы в "Распределении богатства":
1) "Распределение
общественного дохода" регулируется
общественным законом, который
"при совершенно свободной
конкуренции" может обеспечить
каждому фактору производства
создаваемую им сумму
2) "Богатство"
- это количественно
3) Разложение всего дохода
общества на различные виды
дохода (зарплата, прибыль, процент)
непосредственно и целиком
4) При определении доходов "со здравым смыслом" ни один из "классов людей", занятых в производстве, не будет "иметь претензий друг к другу".
5) В экономическом
смысле производство продукта
не закончено до тех пор,
пока представители торговли
не довели его до покупателя
и продажа состоялась, что являет
собой "завершающий акт
Большую роль в развитии экономической науки сыграл также Пол Антони Самуэльсон - американский экономист, один из первых лауреатов Нобелевской премии в области экономики, которая была ему вручена в 1970 г. за его учебник "Экономикс" с официальной формулировкой "за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках".
П. Самуэльсон
в своем всемирно известном учебнике
"Экономикс" в стремлении получить
ответы на вопросы "как достичь
стабильной и полной занятости и
незатухающего роста реальных доходов
населения? В чем состоят "секреты"
бескризисного экономического цикла?"
побуждает "современные демократические
страны", располагающие "как фискальными
и кредитно-денежными
Следовательно, по Самуэльсону, "неоклассический синтез" - это, по существу, сочетание современных, неокейсианских и неолиберальных положений и "истин" с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а также с некоторыми постулатами классической политической экономии прежде всего в связи с "современными теориями формирования доходов" [2].
Заключение
Изучив тему "Сущность и этапы Маржинальной революции", я рассмотрела теорию предельной полезности, ее развитие, этапы Маржинальной революции. В заключение можно сделать вывод, что появление теории предельной полезности имеет немаловажное значение, которое нельзя умалять. Можно сказать, что и в наше время теория предельной полезности играет важную роль. Теория предельной полезности напрямую связана с потребностями человека, поэтому ее появление понятно и оправдано.
С развитием человечества появляется все больше видов деятельности, а следовательно и потребностей. И теория объясняет, как человек удовлетворяет эти материальные и духовные потребности с максимальной выгодой для своего бюджета. Рассмотрев взгляды разных ученых, я могу сделать вывод, что все они сходятся в одном: в правильности теории полезности.
Стоит отметить, что маржинальная революция внесла большой вклад в развитие науки, стимулировав интерес к анализу психологии потребителей, разработав и применив при этом ряд неповторимых математических построений. В современных условиях, однако, маржинализм не является самостоятельным направлением в экономическом анализе, хотя его инструментарий, принцип использования предельных величин, широко применяется во многих теоретических построениях.
Неоклассическое
направление формулирует
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что последователи этой школы экономической теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. По мнению экономистов-математиков, составляющими рыночной системы являются рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.
Тесты по темам ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.
Экономические учения Древнего мира и средневековья
1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения:
1) натурально-хозяйственной
2) меркантилистской идеологии
3) идеологии
классической политической
2. Изучение истории
1) однонаправленное развитие
2) неоднонаправленное развитие
3) неприятие «старых» идей и теорий
3. Изучение истории
1) прошлое
2) настоящее
3) прошлое и настоящее
4. Предмет изучения истории
экономических учений
1) отдельных экономистов
2) школ экономической мысли
3) отдельных экономистов и школ экономической мысли
5. Выразители экономической
1) денежное хозяйство
2) натурально-хозяйственные отношения
3) либеральные рыночные отношения
4) крупную торговлю
5) ростовщические операции
6. Завершающим
этапом эпохи экономических
1) меркантилизма
2) физиократического учения
3) смитианского экономического учения
7. Вытеснение предыдущего этапа
или направления экономиеской
мысли новым (альтернативным) этапом
или направлением в истории
экономических учений
Информация о работе Сущность и этапы «маржинальной революции»