Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.
Экономические позиции России в мировом сообществе су¬щественно ослабли в результате кризисных процессов, наметив¬шихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый соци¬ально-экономический кризис в начале 1990-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйствен¬ных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;

5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

 

  Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

   Следует заметить, что структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

   Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики – на структурные реформы.

   Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата.

   Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ – рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности структурной  политики России на современном  этапе.

 

   Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

  Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики.

 

  Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности различных структур национального хозяйства, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его участии в мировой экономике. Кроме того, структурная политика стремится к стимулированию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности национальной экономики, решению ряда социальных проблем, ускорению экономического роста.

 

  Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, (совокупное предложение - уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен).

 Этот вид экономической политики привлек внимание ученых и практиков еще в конце 70-х — начале 80-х годов, что было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты.

 

  К вышеперечисленным причинам можно добавить следующие:

1. Устранить негативные  последствия Второй мировой войны  (разрушение фабрик, заводов, инфраструктуры, экономических связей между странами).

2. Существенное усиление  конкурентной борьбы на мировом  рынке. 

3. Возросшая необходимость  поддержки аграрного сектора  в условиях объединения европейского  рынка и усиления на нем  международной конкуренции. 

4. Структурный кризис 70-х годов: падение спроса на продукцию традиционных отраслей промышленности (сталь, суда, текстиль).

5. Активизация научно-технического  прогресса в 70—80-х годах. 

6. Усиление социальных  проблем. 

 

     Стало очевидным, что прежние краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борьбе со стагфляцией (увеличение безработицы одновременно со спадом производства и ростом инфляции). И возникла необходимость в качественно новых способах усиления экономического роста.     Оценивая долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных странах, нужно обратить внимание на постепенный переход от кейнсианской модели регулирования (предполагающей влияние на рыночный спрос) к неолиберальной (делающей ставку на регулирование предложения).

 

   Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.4

   На новом этапе реформы государство намерено активно применять весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике: организационно-экономические (институциональные); нормотворчество; бюджетное регулирование; монетарные методы; стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.

 

    Рассмотрим подробнее, что представляют собой данные методы структурной политики.

 

    Институциональные изменения должны быть направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на мировом рынке.

    Процесс нормотворчества отвечает в первую очередь за системное правовое обеспечение развития российской экономики. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными документами регулирующими экономическую сферу.

  Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение для повышения инвестиционной активности и структурной перестройки.

  Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса неплатежей и стабилизацию финансового положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты.

     Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

     

    Специалисты ТПП России еще в 2007 году разработали и предложили на рассмотрение правительства и депутатов концепцию базового федерального закона о промышленной политике. В то время как раз подступал мировой финансовый кризис, и четкие меры государственной поддержки промышленности были просто необходимы. Однако ввиду пассивной позиции Минпромторга России, который по логике должен выступать "локомотивом" в решении данного вопроса, законопроект до сих пор находится без движения.

За январь - апрель 2011 года, по информации Росстата, объемы промышленного производства выросли всего на 5,5%. А в нынешнем мае по сравнению с маем 2010 года прирост промышленного производства составил 4,1%, в том числе обрабатывающих производств - 5 процентов. Слабое расширение промышленного производства можно объяснить отсутствием заметного роста как внутренних, так и экспортных заказов, общим состоянием глобальной промышленности и торговли. 5

 

  От экономических и политических предпосылок разработки проекта закона о промышленной политике перейдут к собственно тем решениям, которые предлагаются проектом, а также к предложениям ТПП России по его доработке. Проект, кстати, был разослан по системе торгово-промышленных палат страны, которых насчитывается 174, и в целом на него были получены положительные отзывы.

     Проект определяет цели и задачи промышленной политики, среди которых:

  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности,
  • обеспечение занятости населения,
  • создание и обновление рабочих мест,
  • сохранение и охрана окружающей природной среды.

 

   В проекте закона проводится разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики. Предусматривается формирование Национального промышленного совета, который создавался бы при участии субъектов промышленной политики путем квотного представительства их участников.

    Одна из "ключевых" точек проекта - регулирование форм, условий и порядка поддержки субъектов промышленной деятельности (финансовая, имущественная, информационная, в области обучения и др.)

    В таких отраслях, как металлургия и производство нефтепродуктов, рентабельность в первом полугодии 2011 г. даже снизилась, однако ее уровень остается относительно высоким. Несмотря на достаточно выраженный по сравнению с прошлыми годами рост финансового результата в сферах деятельности, ориентированных на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, положение этих видов деятельности по-прежнему остается неблагополучным. При этом следует иметь в виду, что часть отраслей была низкоэффективна и до кризиса (обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, текстильное и швейное производство).

В связи со сложной  внешней конъюнктурой (неопределенность относительно перспектив развития мировых  рынков, рост протекционистских настроений) возможность экспортного развития обрабатывающих секторов национальной экономики в среднесрочной перспективе может быть ограничена (за исключением цветной металлургии). По оценкам объем промышленного производства за 2011-2014 гг. производство увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года).

В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств.

 

Увеличение  реальных располагаемых доходов  населения в сочетании с улучшением условий потребительского кредитования обеспечит стабильный уровень спроса на потребительские товары (производство пищевой, легкой промышленности). В то же время доля потребительского комплекса в 2012-2014 гг. будет незначительно сокращаться (с 12% в структуре промышленного производства за 2010 год до 11,7% в 2014 году).

Перспективы развития промышленного  производства в среднесрочной перспективе  будут определяться не только параметрами  улучшения ценовой конкурентоспособности  и снижения издержек, но в первую очередь интенсивностью освоения новых технологий выпуска новой продукции. Решению данной задачи будут способствовать реализуемые Правительством Российской Федерации программные меры, направленные на модернизацию и диверсификацию национальной экономики.

Реализация промышленной политики и политики увеличения конкурентных преимуществ российской продукции  включает в себя совершенствование  действующих мер таможенного  и тарифного регулирования, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (госзаказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику и др.). Новое качество промышленная политика и политика конкурентоспособности приобретет с началом реализации с 2013 года государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также пакета программ развития ведущих высокотехнологичных секторов.

Предполагается реализация отдельных государственных программ (включающих и соответствующие ФЦП) по развитию медицинской и фармацевтической промышленности, авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности и космического комплекса. В целях обеспечения инновационной составляющей промышленного развития и развития государственно-частного технологического партнерства решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждено 28 технологических платформ по различным научно-техническим направлениям.

Реализация технологических  платформ позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, разработке необходимой стратегической программы исследований, определении путей реализации этой программы и внедрении соответствующих результатов в производство.

Информация о работе Структурная политика