Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.
Экономические позиции России в мировом сообществе су¬щественно ослабли в результате кризисных процессов, наметив¬шихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый соци¬ально-экономический кризис в начале 1990-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйствен¬ных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 

 

Вне зависимости от складывающейся в мире неблагоприятной экономической  обстановки, польза перспективного планирования несомненна. Долгосрочная концепция  является одним из ключевых документов, на основе которых предстоит разрабатывать другие акты, в том числе законодательные.

 

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (2012-2014 гг.) носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  • социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
  • модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
  • инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
  • диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
  • повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
  • становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.

 

Деятельность Правительства  Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие  основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

  • поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
  • стабилизация ситуации на рынке труда;
  • сокращение мероприятий антикризисной поддержки;
  • перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения;
  • по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
  • созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики.
  • будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
  • развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования,
  • введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов,
  • модернизации используемого оборудования и технологий,
  • формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров,
  • продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий,
  • использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении,
  • увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
  • развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,
  • адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
  • продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.

 

На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:

  • поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;
  • создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
  • стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
  • поддержка инновационной активности на региональном уровне;
  • реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года;

 

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

  • содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен, но начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
  • модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
  • расширение поддержки несырьевого экспорта;
  • повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
  • развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;
  • модернизация легкой промышленности.

 

На сбалансированное региональное развитие направлены:

  • дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;
  • ФЦП регионального развития; 
  • подготовка проведения общенациональных мероприятий: программа строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи, подготовка саммита АТЭС в г. Владивостоке, универсиады в г. Казани, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.

 

Будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через сохранение объемов финансирования программы поддержки малого бизнеса и через масштабирование соответствующих программ Внешэкономбанка.

Одним из приоритетов  в развитии фондового рынка в России в 2012-2014 гг. станет создание международного финансового центра.

 

Остается актуальной задача повышения эффективности  управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2012-2014 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления развития структуры национальной экономики в условиях НТП.

 

Научно-технический прогресс (НТП) – это непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в хозяйственной деятельности, что позволяет при наименьших затратах соединить ограниченные ресурсы с целью получения качественной продукции.

НТП в своем развитии проявляется в двух взаимосвязанных  и взаимозависимых формах: эволюционной и революционной.

 Эволюционная форма НТП характеризует постоянное, непрерывное усовершенствование традиционных технических средств и технологий, накопление этих усовершенствований. Такой процесс может длиться довольно долго и может обеспечить существенный экономический результат.

 Революционная форма – коренными, принципиальными преобразованиями производительных сил (средств труда, рабочей силы), что обеспечивает достижение более высокой производительности труда.

 НТП играет решающую роль в развитии и интенсификации производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные теоретические исследования, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение, внедрение ее в экономику.

 

 Основные направления НТП:

1. Комплексная механизация.

Механизация – это  вытеснение ручного труда и замена его машинным в основных технологических, вспомогательных, подсобных и других операциях. Комплексная механизация  означает замену ручного труда машинным комплексно на всех операциях технологического процесса.

Уровень механизации  производства оценивается следующими показателями:

  • коэффициент механизации производств – равный отношению объема продукции, выпущенной при помощи машин к общему объему продукции;
  • коэффициент механизации работ – отношение количества труда, выполненного механизированным способом к общей сумме затрат труда;
  • коэффициент механизации труда – отношение количества рабочих, занятых на механических работах к общей численности рабочих;

2. Автоматизация производства – это применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации.  Различают: частичную автоматизацию (охватывает отдельные операции процесса); комплексную автоматизацию (охватывает весь цикл работ); полную автоматизацию (процесс реализуется без непосредственного участия человека).

 Уровень автоматизации характеризуют аналогичные показатели, что и уровень механизации.

3. Химизация производства предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий с целью интенсификации производства, получения новых видов продукции, повышения их качества, повышения эффективности труда и облегчения его условий.

Основные направления  развития химизации:

  • внедрение новых конструкционных материалов;
  • расширение потребления синтетических смол и пластмасс;
  • применение химических материалов, обладающих специфическими свойствами и т.д.

  Наибольшую эффективность дает комплексное применение этих направлений.

  Благодаря химизации значительно расширяется сырьевая база. Это достигается за счет более полного и комплексного использования сырьевых ресурсов, а также применения искусственных видов сырья, материалов, топлива и т.д.

  Показателями уровня химизации являются:

  • удельный вес химических методов в технологии производства данного продукт;
  • удельный вес потребления полимерных материалов в общей стоимости готовой продукции.

4. Электрификация производства – это широкое применение электроэнергии как источника питания силовых аппаратов в технологическом процессе, средствах управления и средствах контроля за ходом производства.

 На основе электрификации осуществляется комплексная механизация и автоматизация.

Показатели уровня электрификации:

  • коэффициент электрификации производства равный отношению количества потребляемой электроэнергии к количеству всей потребляемой энергии;
  • удельный вес электроэнергии, потребляемой в технологических процессах, в общем количестве потребляемой электроэнергии;
  • электровооруженность труда равная отношению мощности установленных электрических двигателей к числу рабочих.

 

Направлениями развития НТП кроме того являются:

  • электронизация (обеспечение всех сфер производства и общественной жизни высокоэффективными средствами вычислительной техники);
  • ускоренное развитие атомной энергетики;
  • создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами;
  • освоение принципиально новых технологий;
  • ускоренное развитие биотехнологии, что позволяет значительно увеличить производство сырьевых ресурсов, способствует созданию и разработке безотходных процессов.

В условиях рыночной экономики  необходимость снижения себестоимости  побуждает предприятия осваивать  и внедрять новую технику, прогрессивные технологии, осуществлять мероприятия по экономии ресурсов, улучшать использование основных фондов.

 

НТП как фактор формирования мировой экономики, так и национальной экономики имеет следующие характеристики:

  1. Объединяет все страны мира, их усилия и ресурсы;
  2. Способствует росту производства в странах и, следовательно, росту уровня экономического и социального развития Мировой Экономики в целом;
  3. Приводит к структурным сдвигам, как в экономике отдельных стран, так и в Мировой Экономике в целом;
  4. Требует активного участия всех стран;
  5. Активизирует работающих (т.к. повышается интеллектуальная насыщенность трудящихся) , способствует предоставлению свободы выбора.

 

Национальная экономика– это сложная хозяйственная система, представляющая совокупность всех экономических процессов, протекающих в обществе на основе действующих в нём имущественных отношений.

 Центральным звеном этой  системы является человек, представляющий  собой производителя и потребителя всех товаров и услуг. Естественным условием функционирования и развития национальной экономики выступают природные ресурсы, а основным средством функционирования – капитал (стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли), который и позволяет использовать природные ресурсы.

 Главной целью национальной  экономики нужно считать создание  оптимальных условий для жизнедеятельности  всех членов общества.

структура является способом упорядочения различных единиц в  экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

 

 

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

 

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

Информация о работе Структурная политика