Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.
Экономические позиции России в мировом сообществе су¬щественно ослабли в результате кризисных процессов, наметив¬шихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый соци¬ально-экономический кризис в начале 1990-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйствен¬ных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

                        Введение 

 

   Структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.

  Экономические позиции России в мировом сообществе существенно ослабли в результате кризисных процессов, наметившихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый социально-экономический кризис в начале 1990-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйственных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения. 

    Интегральным показателем оценки экономического развития государства является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.

Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными  изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя.

Цель данной работы –  раскрыть особенности структурной  политики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать структуру национального хозяйства;
  • раскрыть основные направления развития структуры национального хозяйства;
  • выявить особенности структурной политики России на современном этапе.

В качестве объекта данной работы была взята сущность национальной экономики, её структура и политические особенности.

                                    

 

                           1.  Структура национальной экономики

 

 

Национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система.

 

В национальной хозяйственной системе  страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве»  страны.

 

Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной  системе охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

 

1) производство;

 

2) распределение;

 

3) обмен;

 

4) потребление.

 

Экономические условия национального  хозяйствования включают  законодательную  базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления.

 

Национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую  из множества макроэкономических элементов  связанных друг с другом. Соотношение  между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:

 

1. Воспроизводственная структура  может быть вычленена по критерию  — характер и виды осуществляемой  хозяйственной активности в рамках  экономической системы. При таком  подходе национальная экономика  включает в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство.

 

2. Территориальная структура определяет  деление национальной экономики  на экономические районы.

 

3. Отраслевая структура национальной  экономики представляет собой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда.

Отрасль – совокупность производственных объединений и предприятий, для  которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда.

 

В отраслевом плане структура единого  народнохозяйственного комплекса  представлена двумя сферами: материального  производства (производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой).

 

Основу единого народнохозяйственного  комплекса составляет сфера материального  производства. Производственная сфера  включает:

 

  • отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  • отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, -  транспорт и связь;
  • отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

 

Непроизводственная сфера состоит  из следующих отраслей:

 

  • отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;
  • отрасли социального обслуживания — образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;
  • отрасли, включающей кредитование, финансы и страхование;
  • аппарата органов управления;
  • обороны.

 

Для современной структуры народного  хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный.

 

Порядок развития отраслевого деления  хозяйства сверху вниз:

 

  • отрасль хозяйства;
  • комплексная отрасль промышленности;
  • отрасль промышленности;
  • подотрасль промышленности;
  • производство конкретного товара.

 

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.

 

В 2001 году Министерством экономического развития и торговли разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, в котором выделены виды деятельности:

 

  • Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • Рыболовство и рыбоводство;
  • Добыча полезных ископаемых;
  • Обрабатывающие производства;
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • Строительство;
  • Оптовая и розничная торговля;
  • Гостиницы и рестораны;
  • Транспорт и связь;
  • Финансовая деятельность;
  • Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  • Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
  • Образование, здравоохранение и предоставление услуг;
  • Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
  • Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;
  • Деятельность  экстерриториальных организаций.

 

Большинство предприятий не просто отнести к одной, строго определенной отрасли.

В условиях становления  и развития рыночных отношений все  большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура — это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в  Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры.

Под территориальной  структурой понимается деление системы  народного хозяйства по территориальным  образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.1

Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи – совершенствование ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности.

Анализ хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:

  1. нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);
  2. финансовые учреждения и корпорации;
  3. государственные предприятия и учреждения;
  4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  5. домашние хозяйства;
  6. остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.

СНС включает в валовой  продукт, национальный доход не только объем товаров, производимых в сфере  материального производства, но и услуги.2

Оптимальная структура  национального хозяйства страны создается в результате эффективной  многолетней экономической политики, учитывающей как государственные  условия развития экономики, так  и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативных. В начале 90-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично – за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства – развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ОПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП – практически реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры – одно из немногих позитивных изменений(табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1

             Темпы производительности труда по видам экономической деятельности

                                             ( В % к предыдущему году) 3

 

2003

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Всего в экономике

 

107,0

 

105,5

 

107,5

 

107,5

 

104,8

 

95,9

 

102,7

 

Обрабатывающие производства

 

108,8

 

106,0

 

108,5

 

108,4

 

102,6

 

95,9

 

109,0

 

сельское хозяйство

 

105,6

 

101,8

 

104,3

 

105,0

 

110,0

 

104,4

 

89,3

 

строительство

 

105,3

 

105,9

 

115,8

 

112,8

 

109,1

 

94,4

 

94,8

 

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

103,7

 

103,7

 

101,9

 

97,5

 

102,1

 

96,3

 

98,9

 

Гостиницы и рестораны

 

100,3

 

108,5

 

109,2

 

108,0

 

109,2

 

86,7

 

93,7

торговля (оптовая, включая 

    торговлю продукцией 

    производственно-технического 

    назначения, розничная,

    внешняя), общественное  питание 

    и заготовки

 

 

109,8

 

 

105,1

 

 

110,8

 

 

104,8

 

 

108,1

 

 

99,0

 

 

98,5

 

транспорт и связь

 

107,5

 

102,1

 

110,7

 

107,5

 

106,4

 

95,5

 

103,9

 

Операции  с недвижимым имуществом и предоставление услуг

 

102,5

 

112,4

 

106,2

 

117,1

 

107,5

 

95,3

 

94,2

Информация о работе Структурная политика