Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть особенности структурной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать структуру национального хозяйства;
- раскрыть основные направления развития структуры национального хозяйства;
- выявить особенности структурной политики России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Структурная политика-курсовая.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Решение 
 
 
 
 
 
 
 

Отрасли Удельный вес  отраслей в промышленности в 1989 году (%) Удельный вес  отраслей в промышленности в 2003 году (%)
Тяжелая промышленность 64,0 81,7
Легкая  промышленность 36,0 18,3
Обрабатывающая  промышленность 80,3 52,0
Добывающая  промышленность 19,7 48,0
 

     Доля  тяжелой промышленности увеличилась, что говорит об утяжелении промышленного  комплекса.

     Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. За период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей. Возрастает удельный вес топливно-энергетических и других материалоемких отраслей хозяйства.

     Для экономики России до настоящего времени  характерен ресурсоемкий тип развития. 
 
 
 

  Заключение 

      Важнейшими  мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной  политики, нацеленной на возобновление  экономического роста, представляются следующие. Во-первых, опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги.

      Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит  и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса. В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного развития, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помощью внешнего управления и санации.

     Государство должно оказывать участникам программы  определенную организационную и  финансовую поддержку, в частности  путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы — «Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов  капиталовложений с быстрой окупаемостью.

Литература

 
  1. Березинская О., Миронов В. Отечественный нефтегазовый комплекс: динамика конкурентоспособности  и перспективы финансирования // Вопросы экономики. -2006г. -№6.
  2. Большой экономический  словарь. - М.: Правовая  культура, 1998 г.
  3. Глазьев С.  Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, №1, 1997 г.
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М., 2000.
  5. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –М.: ЮНИТИ, 2000.
  6. Общая экономическая теория. // Под ред. Баликоева В.З.- М.,1999.
  7. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 1998.- № 13.
  8. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования // Российский экономический журнал.- 1997.- №5-6.
  9. Студенцов В. Общецивилизаионный и формационный подходы: скептический взгляд. // МэиМО, 1991, №6.
  10. Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
  11. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С.Булатова. –М.: Экономист, 2005.
  12. Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.
  13. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. –М., Ирбис, 2004.

Информация о работе Структурная политика