Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть особенности структурной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать структуру национального хозяйства;
- раскрыть основные направления развития структуры национального хозяйства;
- выявить особенности структурной политики России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Структурная политика-курсовая.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Банковский  кризис, начавшийся в августе 1998 г., значительно углубил общий кризис экономики. Произошли обесценение всех видов потенциальных инвестиционных ресурсов, потеря предприятиями большей части оборотных средств, сокращение спроса на продукцию, использующую импортное сырье и комплектующие в связи с обесценением рубля, ограничение доступа к иностранным кредитам, сокращение государственного спроса, усиление оттока капитала, сокращение бюджетных возможностей государства.

      Разработанная Правительством РФ программа антикризисных  мер, которая предусматривает изменение  режима налогообложения, государственные субсидии, процедуру банкротства, помощь банковской системе, социальные гарантии для населения, должна способствовать смягчению  негативных тенденций дальнейшего спада экономики России. 
 
 
 
 

    3. Особенности структурной  политики России на современном этапе

   

      Принятая  Правительством Российской Федерации  программа социально-экономического развития должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики, что предусматривает:

  • совершенствование организационной и управленческой структур;
  • улучшение технологической структуры материального производства путем обновления устаревших технологий и основных фондов;
  • изменение структуры промышленного производства за счет увеличения доли продукции с высокой степенью обработки;
  • развитие инфраструктуры, в том числе таких важнейших отраслей промышленности, как транспорт и связь.

      Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

      В соответствии с этой целью формируются  стратегия и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:

  • Включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
  • Создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг для существующих и новых рынков как внутренних, так и внешних.
  • Дальнейшее сокращение и конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ.
  • Унификация государственных стандартов РФ с международными стандартами и, в первую очередь, стандартами Европейского союза.

      Подход  к развитию отраслей хозяйства будет  существенно отличаться по их значимости. Так, в отношении отраслей добывающей промышленности — нефтяной, газовой, лесной, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится, политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечественных, так и иностранных инвесторов.

      В отношении отраслей, располагающих  большим научно-техническим потенциалом  и способных производить конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (к ним относят космическую промышленность, атомную промышленность, самолетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет ограничиваться.

      Методы промышленной политики для отраслей, характеризующихся значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям) предусматривают установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

      По  депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается реализация общегосударственных программ структурной перестройки.

     Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого  долгосрочного экономического роста  выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

     Структурная политика оказывает воздействие  прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

     Важной  задачей структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.6

     Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

     Особое  значение имеет политика по перестройке  отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

     В России за годы реформ в структуре  ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в  этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

     Структурные сдвиги на макроуровне проявляются  в ограничении предприятиями  ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

     В структуре российской экономики  в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

     Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

     1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою  конкурентоспособность и могут  привлекать иностранные инвестиции;

     2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию  на экспорт (авиакосмическая,  энергетическое машиностроение, отчасти  станкостроение). Они нуждаются в  государственной поддержке на  внутреннем и внешнем рынках;

     3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

      Создание  в 2005—2007 гг. новой модели экономики  и выход на траекторию динамичного роста потребуют существенных изменений основных макроструктурных пропорций, а именно:

  • усиления ориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его структуре. В ближайшие годы основным источником роста со стороны конечного спроса станет увеличение доли отечественных товаров, а в дальнейшем производственные инвестиции;
  • разблокирования источников роста внутреннего спроса, прежде всего — увеличения доходов и накоплений реального сектора, "замороженных" в неплатежах и других неденежных формах хозяйственного оборота;
  • изменения структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. При этом на разных этапах источниками роста станут, во-первых, отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие предложение отечественных товаров; во-вторых, отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; в-третьих, отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне;
  • сбалансированного по отношению к динамике производства и инфляции роста денежной массы с одновременным изменением ее структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами денежного обращения станут снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий.

      Качественно новый подход к развитию экономики  требует учета органической взаимосвязи роста потребления и инвестиций, достижения устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами при активной роли государства.7

      Ключевыми элементами экономической политики при этом выступают повышение  эффективности управления собственниками, в первую очередь со стороны государства, создание финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечение технической модернизации.

      Необходимо  обеспечить такие социально-экономические, организационные, нормативно-законодательные и психологические условия на рынке, при которых ключевые субъекты хозяйствования связывали свои перспективы и стратегические интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением национального богатства и производительного капитала, а не их перераспределением, как это происходит в последние годы.

      Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и подразделения (отрасли, виды производств, территории и т. д.) подчинены потребностям общества и органично функционируют во взаимодействии друг с другом.

      Согласованность разных частей экономики достигается  путем ее регулирования, под которым  понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум 

     Сравните  отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.

Отрасли Удельный вес  отраслей в промышленности в 1989 году (%) Удельный вес  отраслей в промышленности в 2003 году (%)
Электроэнергетика и топливная промышленность 10,5 31,3
Черная  и цветная промышленность 9,2 16,7
Химическая  и лесная промышленность 11,2 10,4
Машиностроение 29,3 20,2
Промышленность  стройматериалов 3,8 3,1
Легкая  промышленность 13,9 1,4
Пищевая промышленность 14,7 13,6
Другие  отрасли 7,4 3,3
Вся промышленность 100 100
 

     Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также  долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните  произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?

Информация о работе Структурная политика