Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

В рамках поставленных целей выделяю ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиционной и структурной политики;
Раскрыть основные принципы инвестиционной и структурой политики в современной России;
Изучить основные инструменты структурной политики и сделать их анализ;
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты структурной и инвестиционной политики государства. 6
1.1. Инвестиционная политика, её структура и назначение. 6
1.2. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства 8
1.3. Источники и методы инвестирования. 12
1.4. Структурная политика в России. 17
1.5. Основные инструменты структурной политики. 21
Глава 2. Практическая направленность структурно - инвестиционной политики 26
2.1. Анализ инвестиционной деятельности в России. 26
2.2. Практикум 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Панишева 80%.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
    • экспортный потенциал;
    • перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке;
    • степень содействия достижению страной более высокой индустриальной стадии;
    • минимизация зависимости от импорта и общее снижение ресурсоемкости производства;
    • минимизация дефицитов в торговом балансе страны; благоприятные сопряженные эффекты.

     Как ни странно, но в списке этих приоритетов ни слова не сказано о поддержке начинающих предпринимателей и бизнесменов в сфере инвестирования. Не говорит ли это о безразличии государства к этим субъектам экономики? Если бы мы рассматривали период 90-х годов, то да. Но в наше время, учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предполагающего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет "перелива" инвестиционного спроса по цепочках межотраслевых взаимодействий. Механизм такой поддержки заключается в государственном участии в финансировании проектов победителей конкурса. Претендент на получение государственных инвестиций должен представить бизнес-план, доказывающий, что выпускаемая продукция найдет платежеспособного покупателя, а срок окупаемости капиталовложений не превысит двух лет. В зависимости от результатов сертификации проекта, объем государственной поддержки дифференцируется и может составлять до 50 % стоимости проекта в случае производства продукции, не имеющей аналогов в мире; до 40 % — при экспорте продукции обрабатывающей промышленности; до 30 % — при организации импорт заменяющих производств (при более низкой цене); до 20 % — при выпуске продукции, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса. Участие государства в реализации проекта может предусматривать не только выделение средств, но и предоставление частным отечественным инвесторам государственных гарантий по возврату части вкладываемых средств, в случае срыва реализации проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам.

     Что касается территориальных особенностей инвестиционной политик, то она в значительной степени предопределяется дифференциацией качества инвестиционного климата по регионам России. Очевидным индикатором здесь является активность иностранных инвесторов. Для выработки научно обоснованных ориентиров региональной инвестиционной политики, целесообразно адаптировать к российских условиям общепринятую в мировой практике методику определения индекса БЕРИ, синтезирующую пятнадцать критериев оценки уровня риска для конкретной территории. Индекс Бери - это показатель суверенного (странового) риска4. Особую актуальность приобретает решение таких проблем, как:

    • развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
    • создание мощных финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях экономики республики;
    • нетрадиционных механизмов стимулирования частных инвестиций.

     Так же неотъемлемой составной частью государственной инвестиционной политики, помимо формирования благоприятного инвестиционного климата и поиска неинфляционных источников финансирования структурных преобразований, является организация мониторинга эффективности осуществляемых капиталовложений и выработка предложений по ее повышению.

     Важной  формой поддержки инвесторов при реализации рискованных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.

       Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов. На данный момент эти проблемы решаются как в научной сфере, так и в сфере государственного регулирования. 

    1. Источники и методы инвестирования.

          Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

    1. собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора .
    2. инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов
    3. заемных финансовых средств инвестора
    4. привлеченных финансовых средств инвестора
    5. иностранных инвестиций
 

     1) Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора .

     Данная  составляющая является самой весомой, на  нее  приходится  свыше 60% общего объема инвестиций в основной капитал.  Вместе с тем, во-первых,  потенциал инвестиций  за  счет  собственных средств    предприятий    недоиспользуется,    поскольку    большая    часть дополнительных  доходов   предприятий,   поступающих   в   денежной   форме, направляется  на  различного рода выплаты предприятия.  Во-вторых  (и это-главное),   возможности   действия факторов,  обусловивших   существенное   улучшение   финансового   положения предприятий постепенно   исчерпываются.   В   результате   растут   издержки производства,  ухудшается  относительная  конкурентоспособность   российских предприятий по сравнению с  условиями,  сложившимися  сразу  после  кризиса, снижаются темпы роста  производства.

     2) Инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, бюджеты субъектов федерации и внебюджетные фонды.

     Ассигнования  - денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Инвестиционная сфера финансируется из федерального  и территориальных бюджетов фактически по остаточному признаку, степень выполнения  федеральной инвестиционной  программы  -   основного   инструмента   общегосударственной инвестиционной политики - в течение последних лет находится в интервале  10- 20%.;

     3) Заемные финансовые средства инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства).

           Банковская система  вовлечена   в  процесс  активизации  инвестиционной деятельности пока еще слабо. Удельный вес банковских кредитов в  инвестициях в основной капитал в последние годы не  растет  и  составляет  около  4%.  В реальном выражении докризисный уровень кредитования банками производства  не восстановлен.       Одной из  причин  такого  положения является  недостаточный уровень капитализации банковской системы,  что  не  позволяет  банкам  предоставлять

инвестиционные  кредиты.

     4) Привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц).

     Одним из направлений  привлечения  инвестиционных  ресурсов  и  прежде всего  частного  капитала,  в  условиях  отсутствия  ликвидного  обеспечения ссудного капитала, является эмиссия и продажа части акций заинтересованным инвесторам. Однако этот способ привлечения финансовых ресурсов, по  существу бесплатный, еще практически не нашел своего применения.

  1. Иностранные инвестиций.

     При разработке комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации учитывались такие основополагающие принципы:

    • содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;
    • предоставление концессии инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;
    • обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.

     Помимо  основных источников инвестирования на рынке появились новые источники. К ним относятся:

    • Доверительное управление
    • Хедж-фонд
    • Опционы

     Рассмотрим  детально работу и особенности каждого  из них.

      Доверительное управление - сравнительно новая услуга на нашем финансовом рынке, предназначенная для тех, у кого есть крупная свободная сумма и готовность рисковать ради прибыли.5 Суть состоит в том, что клиент доверяет свои денежные средства менеджеру, который будет осуществлять управление его средствами в различных сферах, получая прибыль. За счет больших объемов операций расходы управляющей компании на проведение сделок намного меньше затрат частного лица на те же операции. Доверительное управление может давать неплохие результаты: как показал наш опрос, в минувшем году доходность высокорисковых клиентских портфелей в различных компаниях составила 40 - 75% годовых в валютном исчислении, хотя основной индикатор фондового рынка - индекс РТС вырос на 38%. Однако клиент не застрахован и от убытков. К организациям осуществляющим такой вид услуг относится Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - это имущественный комплекс, без образования юридического лица, основанный на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.

     Хедж-фонд (англ. hedge fund) — это частный, не ограниченный нормативным регулированием, либо подверженный более слабому регулированию инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим.6 Отличаются особой структурой вознаграждения за управление активами, а также наличием собственного капитала управляющего в активах фонда. В России есть первый и пока единственный хедж-фонд для квалифицированных инвесторов УК «Альфа-капитал» (зарегистрирован ФСФР 21 июля 2009 года). Дело в том, что законодательство, позволяющее создавать такие фонды, появилось лишь летом 2008 года. Потом разразившийся кризис отложил надолго тему создания хедж-фондов.

     Аналогами хедж-фондов в России с большой  натяжкой можно назвать ОФБУ О́бщие фонды ба́нковского управле́ния — имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.7 Имуществом ОФБУ управляет банк. Лицензию банку выдаёт Центральный банк России.

     ОФБУ, в отличие от ПИФов, могут использовать фьючерсы и опционы, а значит — и формировать агрессивную инвестиционную стратегию. (Это метод управления портфелем и распределения активов, чтобы добиться максимальной отдачи). Также некоторую схожесть с хедж-фондами имеет частное доверительное управление, при котором управляющий (частное лицо или представитель инвестиционной компании или брокера) может использовать сколь угодно агрессивные инвестиционные стратегии. При условии, что непосредственно инвестор полностью контролирует свой счёт и все сделки абсолютно прозрачны, это не противоречит существующей нормативной базе.

     Опционы – это права купить и/или продать заранее оговоренные ценные бумаги  или товары в специально оговоренных количествах по определенной цене и на протяжении определенного периода времени.8 Поскольку опционы предлагают контрсделку, то на протяжении срока своего действия они являются законными контрактами, накладывающими определенные обязательства на стороны. Наиболее распространены опционы на покупку или продажу ценных бумаг, товаров и недвижимости, однако опционные контракты могут быть заключены почти на любой товар или услугу.9

     Все эти источники инвестирования создают  альтернативу для тех людей, которые  имеют временно свободные денежные средства. Такого рода инвестирование не только улучшает благосостояние населения, но и способствует росту экономической деятельности государства. 
 
 

     1.4. Структурная политика в России.

     В современной экономической литературе существует много определений структурной  политики. Ниже представлены, на мой взгляд, самые точные и распространенные из них.

Информация о работе Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России