Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

В рамках поставленных целей выделяю ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиционной и структурной политики;
Раскрыть основные принципы инвестиционной и структурой политики в современной России;
Изучить основные инструменты структурной политики и сделать их анализ;
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты структурной и инвестиционной политики государства. 6
1.1. Инвестиционная политика, её структура и назначение. 6
1.2. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства 8
1.3. Источники и методы инвестирования. 12
1.4. Структурная политика в России. 17
1.5. Основные инструменты структурной политики. 21
Глава 2. Практическая направленность структурно - инвестиционной политики 26
2.1. Анализ инвестиционной деятельности в России. 26
2.2. Практикум 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Панишева 80%.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Федеральное министерство по образованию

     Южно-Уральский  Государственный Университет

       Международный факультет

     Кафедра «Управление персоналом» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической теории на тему: «Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России». 
 

                Выполнила: студентка группы Мн-292

                Панишева  О.П.

                Проверила: Кашина О.Ю. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     Челябинск 2010 
 

Содержание

 

     

     Введение

     Говоря  о  макроэкономике в целом, мы не можем не обратить внимания на столь  важный составляющий объект как инвестиции. Чем же это обусловлено? Как известно, инвестиции и инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики, так как уровень инвестиций является одним из составляющих показателей ВНП.

     Инвестиционная  сфера в последние годы, из-за кризисного положения экономики, всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

     Мировой финансовый кризис оказал большое влияние  на российскую экономику: на финансово-кредитную  систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. Подтверждением этого является то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Все это свидетельствует о значительном снижении инвестиционной активности. Снижение уровня инвестиций влечет за собой снижение всей экономической сферы, так как инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому активизация инвестиционного процесса – важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

     Анализируя проблемы современного состояния российской экономики, мы приходим к выводу о том, что инвестиционная политика государства стала более совершенной. В чем же это проявляется? При помощи инвестиционной политики государство непосредственно воздействует на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

     Что касается структурной экономики в России, то объем задач, которые нужно осуществить, очень велик и достаточно часто обсуждается нашим правительством. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:

     Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает  переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики.

     Второе  условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который  привел к нарушению множества  хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда.

     Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х  гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого  хозяйственного комплекса в странах  СССР. Последствия этого кризиса до сих пор влияют на состояние экономике в целом. Поэтому для России необходимо грамотное проведение структурной политики.

     В курсе экономической теории теме «Инвестиции» и «Структурной политике»  уделяется очень мало внимание, поэтому  одной из целей данной курсовой работы: изучить и закрепить знания по проблеме инвестиционной политики государства, а также определить приоритетность направлений инвестиционной политики в России; рассмотреть теоретические аспекты структурной политики и её особенности. Другая цель заключается в том, чтобы изучить и закрепить теоретические основы структурной политики.

     В рамках поставленных целей выделяю ряд задач:

    1. Изучить и изложить теоретические основы инвестиционной и структурной политики;
    2. Раскрыть основные принципы инвестиционной и структурой политики в современной России;
    3. Изучить основные инструменты структурной политики и сделать их анализ;
    4. Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
    5. Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

               Для осуществления данных задач используется метод исследования, объектом которого является инвестиционная и структурная политика, а главным предметом - проблемы регулирования инвестиционной деятельности в России и структурное регулирование.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит в себе теоретический материал, а вторая анализ структурно-инвестиционной деятельности и решение задач. Также работа содержит заключение  и список используемой литературы.

 

      Глава 1. Теоретические аспекты структурной  и инвестиционной политики государства.

    1. Инвестиционная политика, её структура и назначение.

     Рассуждая об инвестиционной политике современной  России, мы не можем не упомянуть  о влиянии кризиса, который за последние годы весомо изменил ситуацию в стране. Как свидетельствует мировой опыт, в период кризиса инвестиционная политике государства, в большей мере её активность, может стать главным источником экономического возрождения страны. Что же понимается под термином инвестиционная политика?

     Инвестиционная  политика - это деятельность государства, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.1

     Инвестиционная  политика определяет среднесрочные  и долгосрочные цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она имеет сложную многоплановую структуру, ее содержание принято подразделять по следующим основаниям:

    • по характеру проблем и основательности их решения (стратегия и тактика);
    • по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);
    • по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);
    • по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяйстве и иных отраслях);
    • по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);
    • по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).2

     Далее целесообразно рассмотреть такое  понятие как инвестиционная активность. Активная  инвестиционная  деятельность  представляет  собой постоянно возобновляющийся  циклический  процесс.  Создавая  условия  для   позитивных сдвигов в экономике любого индустриального или  развивающегося  государства, этот  процесс является  «локомотивом» технического,  а следовательно,   и социально-экономического  развития  всего  общества.  На  основе  инвестиций создаются   новые   предприятия,   а   уже   существующие   –   расширяются, разрабатываются  новые,  самые  современные  виды  продукции,  что,  в  свою очередь, приносит выгоду не только потребителям инвестиций, их партнерам  по бизнесу и самим инвесторам, но и государству, которое  получает  от  успешно работающих предприятий больше доходных поступлений в виде налогов. 

     Главные задачи инвестиционной политики на современном  этапе обусловлены необходимостью улучшения соотношения между  капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли, перераспределения инвестиций в  пользу отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, увеличения вложений в человеческий капитал. Таким образом, инвестиционная политика тесно увязывается со структурой, что обуславливает единство их целей. 
 
 
 

     1.2. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства

     В программных документах правительства Российской Федерации сформулированы следующие основополагающие принципы инвестиционной политики3 на обозримую перспективу:

     1) последовательная децентрализация  инвестиционного процесса на  основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

     2) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования;

     3) размещение ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе при предварительной экспертизе каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия приоритетам социально-экономической политики и безусловной окупаемости;

     4) усиление государственного контроля  за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

     5) значительное расширение практики  совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капитала из стран СНГ и независимого бизнеса для восполнения нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;

     6) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;

     7) совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.

     Ключевой  принцип государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам заключается в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать созданию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. При этом особое внимание уделяется созданию экономических условий для повышения доли долгосрочных инвестиций в негосударственном секторе экономики, расширения практики привлечения капиталов негосударственных инвесторов для осуществления эффективных проектов государства.

     Разработка  инвестиционной политики государства  на современном этапе становления социально-ориентированной рыночной экономики требует взаимоувязанного учета ее воспроизводственного, отраслевого и территориального аспектов.

     Общий дефицит финансовых ресурсов, как предприятий, так и государства, затрудняет реализацию капиталоемких проектов нового строительства и расширения производства. Такие преимущества реконструкции, как снижение стоимости и сокращение продолжительности строительства, уменьшение периода освоения, предопределяют повышение удельного веса реконструкции в воспроизводственной структуре капитальных вложений.

     В условиях неблагоприятного инвестиционного климата определенной трансформации подвергаются и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. В условиях относительно низкой инфляции и стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу, как правило, относят

Информация о работе Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России