Стоимость, теория стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формирование понятия стоимости и теории стоимости, изучение основных направлений развития теории стоимости.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую литературу для формулирования определений стоимость, теория стоимости;

Работа содержит 1 файл

КР.Стоимость,теория стоимости.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

   Особое  место в теории издержек занимают средние издержки и средняя прибыль, которые были отражены в цене производства. Это уточнение сблизило трудовую теорию стоимости и теорию издержек.

   Средние издержки – это издержки фирмы  на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или  убыточности производства средние  издержки сравниваются с ценой. Средние  издержки подразделяются на средние  постоянные, средние переменные и средние общие.

   По  мере увеличения объема производства средние постоянные издержки уменьшаются, а средние переменные издержки растут.

   Согласно  данной концепции, действительные издержки того или иного товара равны наивысшей  полезности благ, которые общество могло бы получить, если бы по другому распорядилось затраченными производственными ресурсами. В данном случае издержки рассматриваются через призму полезности, и издержки производства – это косвенная или приносимая в жертву полезность. Данная формулировка издержек выступает связующим звеном между теорией издержек, трудовой теорией стоимости и теорией полезности.

   Также в системе объяснения стоимости  на основании издержек важное место  занимает такая категория, как «ценность», которая означает не какое-нибудь существенное качество самого блага, а то количество благ, которое можно получить в обмен на него. В данном случае под «ценностью» блага понимается ценность по отношению к другим.

   В теории издержек заметное внимание уделяется и квалификации труда. Считается, что час труда неквалифицированного чернорабочего производит меньшую стоимость, чем час труда квалифицированного рабочего. Квалификация находит свое отражение в заработной плате, изменения в которой оказывают влияние на ценности, произведенные трудом. Следовательно, можно сказать, что труд влияет на стоимость через «ценность труда». Поэтому количество труда, содержащееся в товаре, зависит не только от самого его количества, но и от его качества. Следовательно, реальные издержки производства зависят не только от затрат труда вообще, а от затрат различного уровня квалификации труда.

   В заключение необходимо сказать, что  издержки производства подвержены  воздействию целого ряда факторов. Среди них, прежде всего, необходимо назвать достижения науки и техники, получающие технико-технологическую материализацию в производстве, в совершенствовании управления, в повышении квалификации работников. Несмотря на то, что привлечение данных факторов порой стоит больших затрат, однако высокоэффективная их отдача с лихвой перекрывает издержки на их приобретение.

   Другим  фактором является цена на экономические  ресурсы. Снижение цен на факторы  производства позволяет на одни и  те же финансовые средства приобрести большое количество материальных и  трудовых ресурсов, и, следовательно, выпустить и предложить рынку большее количество товаров [8].

   Следующие факторы связаны с экономической  политикой государства. В частности, речь идет, прежде всего, о налоговой политике и политике экономической поддержки. Повышение налогов имеет своим следствием повышение цен. Оно воздействует на издержки производства двояким образом: через косвенные и прямые налоги, которые в конечном итоге сказываются на ценах приобретаемых ресурсов. Это не может не вызывать свертывания спроса, а следовательно, и предложения. Расширение субсидий ведет к облегчению финансовой участи предприятий, открывает возможности для новых инвестиций, совершенствования производства и расширения выпуска продукции и продаж.  

   3.2 Теория предельной полезности 

   Австрийская экономическая школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) различных благ (товаров, услуг) с точки зрения экономической психологии покупателя как потребителя благ. Потребители покупают те или иные товары (услуги) потому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения. Данное свойство экономисты обозначили термином «полезность». Основы теории предельной полезности разработаны ведущими экономистами 19 века, такими как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также их последователями Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер [2].

   Теория  предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального значения. Впервые был  использован принцип предельности, который стал применяться в других экономически науках, центр тяжести экономического анализа был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла своего рода революция в теории стоимости, также экономическая теория впервые за всю свою историю приняла в качестве исходного момента поведение производителя и потребителя.

   Представители теории предельной полезности в качестве начального явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, его субъективную оценку полезности получаемых благ (товаров, услуг). Это привело к возникновению обособленного направления в экономической науке получившего название «маржинализм» («предельность»).

   Основными положения маржинализма являются:

   1) Стоимость товара, услуги или иного блага не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала);

   2) Стоимость (или ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага;

   3) Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая субъективные оценки полезности благ конкретными потребителями;

   4) Появился термин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) и предельную полезность благ;

   5) Стоимость труда и капитала, а значит, и издержки производства определяются как производные от стоимости потребительных товаров.

   Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно- психологической  теорией. Основанием этого служат убеждения  маржиналистов в том, что все  категории экономической науки  могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, уровня знаний и так далее [2].

   Так, например, представитель австрийской  экономической школы Карл Менгер считал, что все блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей.

   Данная  мысль послужила основной отправной  точкой целого научного направления. В  дальнейшем маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага  носит «приростный характер». Другими словами, потребитель постоянно увеличивает количество потребляемого блага, пока не почувствует себя «сытым» [1].

    Общий принцип убывания предельной полезности можно изобразить на графике. 
 
 
 
 
 

   График 3.1 – Кривая предельной полезности

   При этом не следует забывать, что денежный доход потребителя ограничен и, следовательно, он будет соизмерять полезность покупаемой продукции со своими финансовыми возможностями. Задача потребителя в этой ситуации – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках его бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. Поэтому следует рассматривать не полезность от потребления одного отдельного товара, а полезность от всего набора потребляемых товаров в совокупности.

   Суть теории предельной полезности заключается в следующем. Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается на рынке не в зависимости от затрат труда на их производство, а в зависимости от субъективных определений потребителями ценности этих благ. Цена у представителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностью отрицается.

   Основные  положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые  можно представить в виде формулы  «потребитель – потребность –  полезность блага – его ценность – цена».

   Несмотря  на то, что теория предельной полезности неоднократно подвергалась критике, она  явилась весьма плодотворной. Теория предельной полезности послужила отправной  точкой для разработки категорий  «предельных величин» (предельные издержки, предельный продукт, предельный доход и т.д.). Учет предельных величин нацеливает на минимизацию затрат и получение максимальных полезностей в экономике [2].

   В настоящее время идеи теории предельной полезности широко используются в микроэкономике, раскрывая принципы рационального поведения потребителя, образования издержек фирмы, цен и так далее. 

   Выводы  по главе три 

   Таким образом, согласно теории издержек производства, стоимость товаров по своей величине равна величине издержек, или затратам на их производство.

   Издержки  включают в себя затраты труда, капитала и земли. Каждая из затрат рассматривается  равнозначной соответствующим доходам: заработной платы, прибыли, ренте, которые  представляют собой доходы наемного работник, предпринимателя и собственника земли.

   Общую суть теории предельной полезности можно представить следующим образом.

   Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается  на рынке не в зависимости от затрат труда на их производство, а в  зависимости от субъективных определений потребителями ценности этих благ. Цена у представителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностью отрицается.  
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В ходе написания данной курсовой работы было подробно изучены понятия стоимости, порядок ее формирования, зависимость ее величины от воздействия различных факторов, теории стоимости, этапы развития данной теории.

   Подводя итог, можно сказать, что вопрос о величине стоимости имеет большое теоретическое и практическое значение. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производства. Количество труда измеряется продолжительностью рабочего времени, следовательно, и величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.

   При этом величина стоимости товара определяется следующими факторами:

  1. Уровнем производительности труда. Производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара, обратно пропорциональна уровню производительности труда. Величина стоимости общей массы товаров не зависит от производительности труда. Необходимо сказать, что общественная стоимость товара изменяется лишь в том случае, когда более высокая производительность труда охватит большинство предприятий, изготавливающих данный товар.
  2. Уровнем интенсивности труда. Она измеряется затратами труда в единицу времени. При возрастании интенсивности труда в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный. Рост интенсивности труда характеризуется увеличением эффективности как конкретного, так и абстрактного труда.
  3. Уровнем сложности труда. Простой труд – это труд неквалифицированный, который  в состоянии выполнить любой человек без предварительной подготовки. Сложный труд – это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности.

   Данное  убеждение было положено в основу трудовой теории стоимости, которая  была разработана английской классической школой. Ее представителями являлись Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти. Дальнейшее развитие, данное направление получило в трудах Карла Маркса. В основе его учения также лежала трудовая теория стоимости. Маркс в своих трудах разработал теорию прибавочной стоимости. По мнению Маркса, прибавочная стоимость выступает в виде избытка стоимости продукта над суммой стоимости элементов его производства. По своей сути, прибавочная стоимость – это та часть стоимости, которая создается наемными работниками сверх стоимости их рабочей силы и представляет собой неоплаченный труд, присваиваемый капиталистом.

Информация о работе Стоимость, теория стоимости