Стоимость, теория стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формирование понятия стоимости и теории стоимости, изучение основных направлений развития теории стоимости.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую литературу для формулирования определений стоимость, теория стоимости;

Работа содержит 1 файл

КР.Стоимость,теория стоимости.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ 

   Темой курсовой работы является определение понятия стоимости и теории стоимости.

   В свое время еще Давид Рикардо считал, что ничего не порождает так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в понятие «стоимость» [3].

   Вопросом  стоимости занимались многие ведущие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды на процессы формирования стоимости. Как результат, возникло несколько теорий стоимости.

   Отсутствие  однозначного определения понятия  «стоимость» и расхождения во взглядах экономистов при формировании теории стоимости определило актуальность выбора темы курсовой работы.

   Материалом для исследования по теме курсовой работы послужили труды таких выдающихся экономистов как Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс, Уильям Петти, Карл Менгер и других в которых были сформулированы  определение стоимости и основные догмы различных направлений теории стоимости. В процессе написания курсовой работы использованы научные труды В.С. Артамонова, Н.М. Зубко, В.В. Седова, О.Ю. Мамедова и других авторов.

   Целью курсовой работы является формирование понятия стоимости и теории стоимости, изучение основных направлений развития теории стоимости.

   Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить экономическую литературу для формулирования определений стоимость, теория стоимости;
  2. определить основные направления развития теории стоимости и выявить их особенности;
  3. раскрыть взгляды ведущих экономистов в отношении различных теорий стоимости.

   Объектом данного исследования являются понятие стоимости и теории стоимости.

   Предметом – экономическое обоснование и определение понятия стоимость, выявление основных направлений развития теории стоимости.

   Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрыты понятия стоимости и теории стоимости, представлены взгляды ведущих экономистов в отношении формулирования и исторического развития теории стоимости. Во второй главе подробно изучены классические направления теории стоимости, а именно трудовая и прибавочная теории стоимости. В третьей главе уделено внимание относительно новым взглядам на развитие теории стоимости, таким как теория издержек производства как основа ценообразования и теория предельной полезности.

   По  итогам каждой главы сделаны краткие выводы, получившие более подробное описание в заключении к курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 СТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

   1.1 Понятие стоимости 

   Развитие  экономической науки напрямую связано  с поиском ответа на вопрос о природе стоимости. Давид Рикардо считал, что ничего не порождает так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в понятие «стоимость» [3].

   Начнем  с того, что товар обладает не только свойством удовлетворять  человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

   Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, Адам Смит, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Карл Маркс и многие другие выдающиеся ученые-экономисты отмечали различие между этими экономическими категориями.

   В отличие от потребительной стоимости  стоимость не есть что-то осязаемое или зрительно воспринимаемое, хотя и воплощает вполне реальные затраты труда. Ее невозможно определить с помощью каких-то приборов и только в сопоставлении с другими товарами на рынке это можно сделать. Тем самым, если потребительная стоимость выражает отношение человека к вещи, имеющей для него полезность, то стоимость предстает как экономическое отношение, то есть как отношение между людьми [4].

   Прежде  всего, стоимость отражает отношения  производства – отношения, возникающие между производителями данного вида товара. Эти отношения требуют, чтобы каждый производитель какого-то товара учитывал затраты не только своего труда, как живого так и овеществленного, но и затраты труда других производителей данного товара, так как на рынке товар продается не по индивидуальной, а по рыночной стоимости, воплощающей в себе затраты общественно-необходимого труда.

   Общественно-необходимыми можно считать затраты на производство основной массы товаров необходимого качества. Такие затраты близки к  средним, это означает, что они возникают при средних условиях производства, то есть при средней квалификации работников и управленческого персонала, средней технической оснащенности производства, средних затратах живого труда, его продолжительности и интенсивности [7].

   Более низкие затраты живого и овеществленного  труда на данном предприятии обусловливают  более низкую индивидуальную стоимость  товара по сравнению с рыночной. Продавая свой товар по рыночной стоимости, это предприятие получает дополнительную выгоду в виде разницы между общественной (рыночной) стоимостью и индивидуальной. Предприятие с более высокой индивидуальной стоимостью соответственно несет убыток.

   Тем самым по поводу производства возникают  отношения внутриотраслевой конкуренции, в ходе которой производители товара стремятся снизить его индивидуальную стоимость для того, чтобы, продавая товар по более низкой стоимости, завоевывать покупателей либо, имея низкую индивидуальную стоимость, продавать товар по общественной стоимости и получать дополнительный доход.

   Общественную (рыночную) стоимость товара выявляют отношения обмена. Это как раз  та стоимость, по которой продается  основная масса предлагаемых на рынке  товаров. Именно обмен указывает  на  соответствие или несоответствие с ней индивидуальных стоимостей товаров, продаваемых отдельными производителями [7].

   Впрочем, обмен может не состояться по вине, как производителей (продавцов), так и потребителей (покупателей).  Если товары будут продаваться по стоимости, которая не удовлетворяет часть покупателей, испытывающих нужду в данном товаре, то не все они будут реализованы. Часть товаров может быть не реализована, если они предлагаются в количестве, превышающем потребность в них. Обмен, таким образом, подтверждает или не подтверждает общественную необходимость вложенного в товары труда.

   Мы  уже знаем, что в товарном хозяйстве  через обмен осуществляется и  распределение. В данном случае речь идет о распределении произведенных  товаров в соответствии с существующими  в обществе потребностями в нем. Здесь распределение выступает как часть производства, ведь доведение произведенных товаров до потребителей есть не только их распределение, но и  услуга, оказание которой есть момент производства. Такая услуга предполагает соответствующие затраты труда, которые также формируют стоимость товара.

   Что касается потребления, то в нем стоимость, в отличие от потребительной стоимости, никак себя не проявляет. В процессе потребления дается оценка качеству товаров, их потребительским свойствам  – тем свойствам, которые характеризуют товар как потребительную стоимость. Лишь на рынке, то есть в сфере обмена, потребитель может получить представление о стоимости товара.  

   1.2 Теория стоимости 

   Как уже было отмечено ранее стоимость – это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров.

   Определение понятия стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки, что объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости служит фундаментом, на основании которого строится вся конструкция экономического организма [1].

   Первый  весомый вклад в разработку теории стоимости внесла экономическая  школа, получившая название «английская классическая политэкономия». Ее представителями являются Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Дальнейшее развитие их взгляды получили в трудах Карла Маркса. Стоимость признавалась классической школой как первоначальная и единственная исходная категория экономического анализа, от которой исходят другие категории. Английская классическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяла стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.

   Так, Уильям Петти принадлежит высказывание: «Труд есть отец богатства; а природа – его мать» [2]. Его теория стоимости основана на теории денег. Уильям Петти считал, что та величина денег, которую можно получить за данный продукт, определяет его стоимость.

   По  Адаму Смиту, стоимость определяется затраченным на производство продукта трудом, при этом сам труд является всеобщим мерилом стоимости. Но стоимость определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним для данного уровня развития производства. Давид Рикардо считал труд единственным конечным основанием цен. В качестве измерителя затрат труда Давид Рикардо определил рабочее время.

   После работ Адама Смита и Давида Рикардо в экономической науке господствующее положение занимали так называемые теории факторов производства. Основными представителями которых были французский экономист Жан Батист Сей и английский экономист Джон Стюарт Милль. Не менее важное место в экономической теории занимает учение Карла Маркса, в котором он развил теорию о создании прибавочной стоимости.

   Представители новой экономической концепции  – теории предельной полезности –  в качестве исходного явления  избрали отношение человека к  вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ: «чем полезнее вещь, тем она дороже». Авторами теории предельной полезности являются представители австрийской школы, среди них такие выдающиеся экономисты как Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Бем-Баверк. Они считали, что всякое благо полезно, причем полезность каждой следующей единицы блага не остается неизменной: она снижается по мере того, как потребность в данном благе насыщается.

   Английским  профессором Альфредом Маршаллом  был введен термин «предельной полезности». Предельная полезность – это наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться.

   Положительной стороной данной концепции явилось  то, что были подробно раскрыты и описаны принципы рационального поведения потребителей. Однако вопреки экономической мысли представители данного направления полностью игнорировали проблемы издержек производства, что, конечно же, является существенной чертой отрицательно характеризующей теорию предельной полезности.  

   Выводы  по главе один 

   Таким образом, можно сделать вывод, что  в отличие от потребительной стоимости стоимость не есть что-то осязаемое или зрительно воспринимаемое, хотя и воплощает вполне реальные затраты труда. Ее невозможно определить с помощью каких-то приборов и только в сопоставлении с другими товарами на рынке это можно сделать. Тем самым, если потребительная стоимость выражает отношение человека к вещи, имеющей для него полезность, то стоимость предстает как экономическое отношение, то есть как отношение между людьми. Подводя итог можно сказать, что стоимость – это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей.

   Определение понятия стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки, что объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости служит фундаментом, на основании которого строится вся конструкция экономического организма. 

Информация о работе Стоимость, теория стоимости