Становление и развитие рыночной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы – дать анализ становления и развития рыночной системы в России в конце ХХ – начале ХХI веков.
задачи курсовой работы.
- дать анализ развития российской экономики в период перехода к рыночным отношениям (1990-е годы);
- выявить и обосновать этапы развития рыночной системы,
- показать достижения и просчеты экономической политики на выявленных этапах, показать их особенности;

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1 Российская экономика в период перехода
к рыночным отношениям (1990-е годы)
1.1. Становление рыночных отношений в России 1991-1994………….3
1.2. Экономика России в 1995- августе 1998……………………………10
1.3. Стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг……….14
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в………………………..17
Глава 2 Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике
2.1. Становление эффективной рыночной системы
в послевоенной Японии………………………………………………….23
2.2. Переход Китая к рыночной системе хозяйства……………………25
2.3. Переход к рынку европейских стран бывшей
социалистической системы во второй половине
1980-х-1990-е годы………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………….………….35
Литература...………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Следствием  первых шагов реформаторов стало  сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве, рост безработицы до 1 млн. человек, снижение уровня жизни. Сопротивление приватизации нередко принимало формы столкновений.

     Тормозила реформы большая внешняя задолженность. В 1971—1987 гг. Польша взяла $47 млрд. кредитов. Внутренние ресурсы не могли погасить даже выплату процентов. В 1990 г. была повышена ставка процента за кредит до 70—80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Борьба с инфляцией и укрепления бюджета требовала отчислений значительной части доходов предприятий в бюджет, которые благодаря своему монопольному положению и дефициту рынка могли получать огромные прибыли. В 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33,3 трлн. злотых. Правительство разрешило использование вексельного оборота и выдачу предприятиям банковских кредитов под залог (технические средства, транспорт и т. д.).

     В 1991 г. польское правительство начало осуществлять политику приватизации. В условиях шоковой терапии в Польше в короткий срок было апробировано несколько форм приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности через купоны и через акции. Точечная приватизация не дала реального быстрого результата. К тому же экономическая деятельность предприятий, объем производства, численность производственного и вспомогательного персонала предприятий не изменились. И в итоге в 1991 г. средняя рентабельность приватизированных предприятий снизились с 20—40% до 8%.

     В 1992 г. наметились новые тенденции. Всеобщий спад начал переходить в структурный. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии оно выросло в деревообработке, электромашиностроении, химической промышленности. В первой половине 1993 г. производство в промышленности и сельском хозяйстве увеличилось на 8%. Рост ВВП (по оценке) составил в 1993 г. 4—5%. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию до 35,3% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВВП увеличилась за 1989— 1993 г. с 28 до 50%. Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы. Стабилизация экономики Польши началась в середине 19990-х годов, когда можно было с уверенностью сказать о завершении перехода к рыночной системе хозяйства.

     Экономическая ситуация в Чехословакии (с июня 1990 г. Чехо-Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР, а с 1 января 1993 г. два государства — Чехия и Словакия) до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдался рост национального дохода (например, в 1988 г. на 3%). Правительство проводило ряд мероприятий, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных запасов, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли.

     В 1988 г. были реализованы некоторые шаги по реформированию хозяйственного механизма, в частности, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что привело к сокращению их аппарата на 20%.

     Однако  желаемых результатов достигнуто не было.

     В ноябре 1989 г. в Чехословакии к власти пришло новое правительство (события  получили название «бархатная», или  «нежная» революция), которое радикализировало курс на свободный рынок и плюрализм  форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. число зарегистрированных частных предприятий достигло 339 тысяч. С 1 ноября того же года вступил в силу закон «О смягчении последствий некоторых имущественных несправедливостей», предполагавший возвращение прежним хозяевам или их наследникам имущества, которое было национализировано после 1948 г. Несомненно, что этот акт ускорил процессы денационализации.

     Вариант проводимой в ЧСФР реформы отличался  сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития страны, насыщенность внутреннего рынка. В 1992 г. здесь отмечался минимальный уровень инфляции. Почти не сократилась реальная заработная плата. Меньшим был спад инвестиций и сельскохозяйственного производства, относительно небольшой была внешняя задолженность (10 млрд. долл. к концу 1992 г.). После распада Федерации с 1993 г. усилились кризисные явления. Только за I квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился экспорт. Экономика Словакии имела худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП (по оценке) составляло не менее 5%. Традиционная привязка к восточному рынку осложнила ситуацию. Была разработана программа с выделением пяти приоритетных направлений: энергетика, малотоннажная химия, деревообработка, экология, туризм30.

     В 2011 г. ключевыми для чешской экономики  остаются два фактора:

     - развитие ситуации в еврозоне, прежде всего, Германии;

     - внутренние реформы правительства  Чехии31.

     Вывод. Переход к рыночной системе хозяйства стал неизбежным для стран расположенных в разных частях света, находящихся в разных природно-климатических условиях, с разной историей и политической системой. Это лишний раз подтверждает тезис об историческом  превосходстве рыночной модели. В то же время результаты такого перехода разительно отличаются, что свидетельствует о своеобразии каждой конкретной экономики и необходимости адаптировать общие рецепты применительно к социально-экономической и политической ситуации в стране, её истории и культуре. 

     заключение

     Проведенный в курсовой работе анализ становления и развития рыночной системы в России в конце ХХ – начале ХХI веков показал следующее:

     - процесс рыночной трансформации  экономики России занял около  20 лет и прошел три этапа:  становление рыночных отношений в России 1991-1994 гг., период перехода собственности и кризисного развития 1995- август 1998, стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг., Устойчивое развитие экономики России в начале XXI в. (до середины 2008 г.).

     - основным результатом экономических реформ 1990-х годов стала приватизация и формирование частного сектора экономики

     - основным результатом экономических реформ второй половины 1990-х - 2000-х годов в России стало формирование институциональной среды рыночной системы хозяйства,

     - созданный в начале 21 в. в значительной степени эмпирическим путем, механизм устойчивого развития российской экономики в рамках глобализирующейся экономики не защищен от кризисов, как это произошло в 2008-2009 гг., зависим от конъюнктуры мировых цен на энергоносители,

     - для новой российской реформированной  экономики характерна та же  сырьевая зависимость, что была  и у советской экономики, российская экономика все ещё слабо диверсифицирована.

     В этом смысле результаты экономических  реформ 1990-х годов не утешительны и успехи других стран, перешедших на рыночные рельсы выглядят более впечатляющими. В то же время, в ходе реформ созданы (хотя и не везде получившие системное завершение) основные механизмы рыночной экономики и управления ими со стороны государства. В начале двадцать первого века Россия вступила в процесс стабилизации и устойчивого развития, прерванного ненадолго кризисом, который, вместе с тем, показал, что российская рыночная система не только не свободна от глобального влияния, но и достаточно уязвима в этом отношении. Здесь и есть главное направление работы по совершенствованию рыночных механизмов, переход к которым занял долгий и достаточно болезненный для населения путь. 

     литература 

     Интервью  Д. Медведева американскому телеканалу «Си-Эн-Би-Си»// ИА РИАН. – 2009. – 2 июня/ http://www.rian.ru/economy/20090602

     История мировой экономики: Учебник для  вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 719 с.

     Калинина  О. Прогноз чешской экономики на 2011// Радио Прага. – 2011. – 3 января http://www.radio.cz/ru/rubrika/ekonomika/prognoz-cheshskoj-ekonomiki-na-2011

     Модернизация  и диверсификация экономики – главные задачи для России. – Интервью Д.А. Медведева Первому каналу 11.10.2009 г.// www.medvedev-da.ru

     На  восстановление Японии потребуется $184 млрд.// Forbes. – 2011. – 22 мая http://www.forbes.ru/news/68123-na-vosstanovlenie-yaponii-potrebuetsya-184-mlrd

     Полтерович  В.М. Стратегии институциональных  реформ. Китай и Россия Экономико-математические методы. – 2006. – Т.42 . – No. 2.

     Самохин Ю.М. кономическая история России: Учебное пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 405 с.

     Чаплыгина М. Рост экономики Китая в 2011 году составит 8%// РИА Новости. – 2011. – 5 марта http://ria.ru/economy/20110305/342439176.html

Информация о работе Становление и развитие рыночной системы в России