Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы – дать анализ становления и развития рыночной системы в России в конце ХХ – начале ХХI веков.
задачи курсовой работы.
- дать анализ развития российской экономики в период перехода к рыночным отношениям (1990-е годы);
- выявить и обосновать этапы развития рыночной системы,
- показать достижения и просчеты экономической политики на выявленных этапах, показать их особенности;
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1 Российская экономика в период перехода
к рыночным отношениям (1990-е годы)
1.1. Становление рыночных отношений в России 1991-1994………….3
1.2. Экономика России в 1995- августе 1998……………………………10
1.3. Стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг……….14
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в………………………..17
Глава 2 Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике
2.1. Становление эффективной рыночной системы
в послевоенной Японии………………………………………………….23
2.2. Переход Китая к рыночной системе хозяйства……………………25
2.3. Переход к рынку европейских стран бывшей
социалистической системы во второй половине
1980-х-1990-е годы………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………….………….35
Литература...………………
Определенные надежды на стабилизацию и позитивные реформы были связаны с неожиданной отставкой 31 декабря 1999 г. президента Б.Н. Ельцина. 26 марта 2000 г. президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин. Уже в 1999 г. отмечались первые признаки экономической стабилизации, преодоления последствий кризиса 1998 г.
В 1999—2000 годы Россия воспользовалась благоприятными последствиями падения курса рубля. Начался рост цен на нефть. В 2000 г. они поднялись выше $30 за баррель, но затем стабилизировались в районе $25. Поступления от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу.
В. В. Путин начал с укрепления вертикали власти. Россия была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента. Руководство страны взяло курс на «равноудаленность» власти от групп влияния («олигархов»). В 2000 г. была разработана новая программа социально-экономического развития страны.
В 2000 г. после долгого перерыва рост ВВП достиг 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Некоторое оживление было заметно в промышленности, машиностроении.
В Россию стали возвращаться иностранные инвестиции. Наметились положительные тенденции в росте ВВП, сохранении профицита государственного бюджета, погашения внешнего долга. Началось реформирование системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и ряда естественных монополий («Газпром», Российские железные дороги, РАО «ЕС России»).
На рубеже веков начала решаться и ещё одна важная проблема. В 1990-е годы на исполнительную власть в условиях экономических трудностей оказывали влияние различные политические институты (партии, объединения). Государственный бюджет мог зависеть от т.н. олигархов, имевших огромное неформальное влияние в стране. И чем чаще в стране формировался дефицитный бюджет, тем сильнее становилось влияние олигархов на все ветви власти. Срочно требовалось «развести» власть и собственность по разные стороны11. Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило руководству страны достичь независимости.
Вывод.
На третьем этапе реформ, к концу XX в. в
России в основном были реализованы цели,
заложенные ещё в программе правительства
Е.Т Гайдара. В России прошла либерализация
цен и внешнеэкономической деятельности,
осуществлена бюджетная и денежная стабилизация,
сформировался институт частной собственности.
В то же время не удалось преодолеть «ресурсное
проклятие» - зависимость от нефтяного
экспорта и, соответственно мировой конъюнктуры
нефтяных цен. Несмотря на очевидную сырьевую
направленность экономики России и связанные
с этим проблемы роста, предметное обсуждение
перспектив диверсификации началось относительно
недавно – в начале 2000-х годов. К тому моменту,
по оценке Г. Грефа, за десять лет (1992-2002
гг.) Россия потеряла около половины своего
экспорта высокотехнологичных товаров.
В 2003 г. экспорт машин, оборудования и транспортных
средств составил 12% в общем объеме экспорта,
в то время как раньше на продукцию глубокой
переработки приходилось 25%. При этом доля
сырьевых ресурсов, в первую очередь нефти,
превышала 50%. В 2002 г. объем российского
экспорта составил $105 млрд., из них $50-60
млрд. пришлось на нефть (в 1988 г. эта доля
не превышала 38%)12. Эксперты оценивали
высокую степень зависимости экономики
от сырьевого экспорта как результат политики
правительства, в т.ч. по укреплению курса
рубля. Кроме того, российские товары становились
все менее конкурентноспособными на мировом
рынке. Однако, в тот момент речь шла лишь
о повышении налогов на сырьевой экспорт.
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в.
Прежде чем анализировать развитие экономики России в начале XXI в. необходимо отметить, что многие макроэкономические показатели зависели от цены на нефть, представленную на рис. 1. В 2003 г. Минэкономразвития РФ предложило диверсификационную модель развития российской экономики.
Рис.
1. Динамика цен на нефть марки Brent
1988-март 201113
Она была использована при разработке Среднесрочной программы на 2006-2008 гг. и проекта «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» до 2020 г. На VI Международной Кондратьевской конференции (Москва, ноябрь 2007 г.), учитывая огромные размеры территории и неблагоприятные природно-климатические условия, предлагалось многократно увеличить масштабы господдержки российского торгуемого сектора. Государство должно не только увеличить бюджетные расходы на создание транспортной и информационно-коммуникационной социальной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность предприятий, производящих торгуемые продукты14. На практике сегодня это реализовать невозможно из-за недостатка средств. Так инвестиционная программа только ОАО «РЖД» на 2009 г. вынуждено сокращена с 480 млрд. до менее чем 250 млрд. руб. На 2010 г. она составила 271 млрд. руб.15
в 2006 г. президент В.В. Путин определил диверсификацию российской экономики как «суперзадачу на ближайшее десятилетие»16. Однако и после этого никакого конкретного плана в этом направлении выработано не было, зависимость от нефтяных цен сохранялась.
В начале XXI в. в России активно формировалась институциональная база рыночного хозяйства. Еще в 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса (вторая — в 2000 г.). В 2001 г. был принят Земельный кодекс, закрепивший право частной собственности за землю, зафиксированное еще в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. В 2002 г. Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В феврале 2002 г. был принят Трудовой кодекс, а с января 2004 г. введен новый Таможенный кодекс.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета при возможном снижении цены на нефть ниже базовой, которая с 1 января 2006 г. была установлена на уровне $27 баррель Urals. Этот шаг был направлен на стабильное развитие экономики путем связывания излишней денежной массы и снижения инфляционного давления от поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть. Данный фонд можно рассматривать в качестве стратегического финансового резерва государства17.
В 2005 году величина Стабилизационного фонда превысила 500 млрд. руб. Большая часть этой суммы была направлена, прежде всего, на выплату внешнего долга РФ: 93,5млрд. руб. — Международному валютному фонду и 430,1 млрд. руб. — странам-членам Парижского клуба кредиторов. Кроме того, 30 млрд. руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ.
С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд (3069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). В дальнейшем общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП (3,7%).
В 2006 г. началась реализация Национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». Проекты стали возможны благодаря наличию у государства значительных финансовых ресурсов от экспорта нефти. Так, в 2006 г. на проекты был направлен 161 млрд. руб., в 2007 г. – 206,3 млрд. руб. В 2007 г. впервые в России был принят бюджет на три года.
2 марта 2008 г. новым президентом Российской Федерации был избран Д.А. Медведев. В.В. Путин занял пост Председателя правительства.
Относительно стабильное развитие российской экономики было прервано мировым финансовым кризисом, начавшимся в США в виде кризиса ипотечного кредитования.
В 2008 г. в России выросла инфляция (до 13%), ощущались трудности в банковской сфере. Потребовалось срочное вмешательство государства в деятельность российских банков в сумме более 4 трлн. руб. (около 12% ВВП). В связи с мировым кризисом во второй половине 2008 г. в экономически развитых странах резко снизился спрос на нефть. Цены на биржах упали, что привело к заметному снижению поступлений в бюджет от продажи нефти как главного экспортного товара российской экономики. И только благодаря накопленным резервам российская экономика сможет преодолеть негативные последствия мирового экономического кризиса.
В 2008-2009 гг. условиях кризиса на многих российских предприятиях наметилась тенденция к диверсификации производства, расширению спектра производимых предприятием товаров и услуг, повышению конкурентоспособности, снижению рисков. Современные формы диверсификации обусловлены потребностями развития доминирующей в настоящее время формы капитала – корпоративной18.
Президент Д.А. Медведев, однако, в 2009 г. констатировал факты и ставил те же задачи, что и 5-6 лет назад: «Для нас основная задача – преодоление тех последствий, которые существуют, и создание новой структуры экономики. Мы достаточно много времени действительно потратили на то, чтобы создать основу современной экономики в нашей стране. Но, к сожалению, степень ее диверсификации остается крайне низкой… в России не удалось создать высокотехнологичной экономики, а ее нынешняя структура, ориентированная в значительной степени на экспорт, привела к определенным проблемам в период мирового кризиса, когда цены на основные экспортные товары (нефть, газ, металлургическую продукцию) снизились… страна сегодня является заложником той структуры экономики, которая создавалась на протяжении многих десятилетий»19.
В октябре 2009 г. заголовком «Модернизация и диверсификация экономики – главные задачи для России» опубликован текст интервью Д.А. Медведева Первому каналу20. Президент обратил внимание на то, что «мы пробили дно самых тяжелых ожиданий. То есть реальные потери, которые понесла наша экономика, оказались существенно больше, чем на то рассчитывали и мы, и Всемирный банк, и другие экспертные организации»21. О диверсификации вспоминают лишь в период кризиса, с появлением известного «жареного петуха», о чем постоянно напоминает научное сообщество. Динамика ВВП наглядно свидетельствует о необходимости корректировок экономической политики и сглаживания пиков колебаний в сторону устойчивого стабильного развития, зависящего не только, а лучше и не столько от колебаний нефтяных цен.
Рис. 2. Годовая динамика ВВП Российской Федерации 1989-201022
Вывод. За относительно короткий период в два десятилетия (1990-2010 гг.) в такой огромной стране как Россия были проведены масштабные рыночные преобразования, создан частный сектор, в некоторых отраслях (например – угледобыча) занимающий 100%. Создана эффективно работающая банковская система с защищенными интересами вкладчиков. В стране победила рыночная идеология, её поддерживает абсолютное большинство населения. К 2010 г. полностью сформирована институциональная среда устойчивого стабильного развития экономики ориентированной на развитие социального рыночного хозяйства.
Развитие рыночных институтов не было простым. Основные проблемы и трудности отражены в выводвх по параграфам данной главы. Плюс к этому можно отметить некоторые российские особенности. Так, для для экономики высокой инфляции были характерны финансовые и инвестиционные компании (фонды, банки, «дома») (МММ,« Чара», «Тибет», «Хопер-инвест», «Русский дом Селенга» и др.)., которые рекламировали быстрые о большие проценты на вклады или доходы на ценные бумаги. На практике эти структуры оказывались «финансовыми пирамидами». В результате более 30 млн. россиян пострадали от действий финансовых мошенников.
Чрезвычайное распространение получил вывод капиталов за рубеж, в т.ч. в оффшоры, что объяснялось стремлением их владельцев обезопасить себя от политических и экономических рисков в России или криминальным происхождением этих капиталов. В этот период была предпринята реструктуризация экономики. Если на первой стадии реформ основными приоритетами были создание частной собственности и рыночной инфраструктуры, а также уменьшение инфляции и восстановление экономического роста, то на второй стадии главными становятся улучшение социальных условий, усиление конкурентоспособности на мировом рынке, поддержание макроэкономической стабильности и создание необходимой для этого институциональной среды23.
Глава 2 Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике
2.1. Становление эффективной рыночной системы
в послевоенной Японии
классическим примером создания высокоэффективной системы рыночного хозяйства является японская модель развития. В практически разрушенной послевоенной Японии в предельно сжатые сроки удалось разработать и последовательно осуществить стратегический план превращения страны в мощную экономическую державу.
Доктрина первого послевоенного японского премьера Иосида Сигэру и всех последующих кабинетов ЛДПЯ нацеливала на невоенные факторов силы и на этой основе утверждение Японии в роли одного из лидеров мирового сообщества, т. е. того, чего не удалось добиться военным путем.
Программа
экономической стабилизации для Японии
(«Линия Доджа») разрабатывалась американцами.
В центре внимания стояло установление
бюджетного равновесия, повышение налогов,
ограничение на выплату заработной платы
и банковский кредит, а также девальвация
йены. Эта программа, осуществлявшаяся
с 1948 г., сыграла главную роль в экономическом
возрождении Японии.
Экономический аспект японской модели может быть описан по трем параметрам:
- количественному — экономико-статистические характеристики;
- качественному — оценка эффективности экономической модели;
-
прогностическому — оценка ее развития
в перспективе.
В 1950-1990 гг. страна быстро развивалась: реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с $1230 до $23970 (7,7% в год). Для примера тот же показатель в США составил лишь 1,9% в год. По объему ВНП на душу населения Япония в 1991 г. обогнала США и заняла второе место в мире после Швейцарии.
Резко усилились позиции Японии в глобальной системе хозяйства. На ее долю приходится более 10% мирового ВНП. Общая сумма зарубежных активов Японии составила в 1988 г. 1 трлн. долл. и достигла американского уровня.
Качественный рост японской экономики достигается использованием интенсивной модели экономического роста при последовательном увеличении доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсе- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и ее внедрением во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных системах и переходом к модели информационного общества.
Информация о работе Становление и развитие рыночной системы в России