Становление и развитие рыночной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы – дать анализ становления и развития рыночной системы в России в конце ХХ – начале ХХI веков.
задачи курсовой работы.
- дать анализ развития российской экономики в период перехода к рыночным отношениям (1990-е годы);
- выявить и обосновать этапы развития рыночной системы,
- показать достижения и просчеты экономической политики на выявленных этапах, показать их особенности;

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1 Российская экономика в период перехода
к рыночным отношениям (1990-е годы)
1.1. Становление рыночных отношений в России 1991-1994………….3
1.2. Экономика России в 1995- августе 1998……………………………10
1.3. Стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг……….14
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в………………………..17
Глава 2 Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике
2.1. Становление эффективной рыночной системы
в послевоенной Японии………………………………………………….23
2.2. Переход Китая к рыночной системе хозяйства……………………25
2.3. Переход к рынку европейских стран бывшей
социалистической системы во второй половине
1980-х-1990-е годы………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………….………….35
Литература...………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Рост  экономики Японии шел на основе активного использования достижений НТР, зарубежного опыта и перехода на форсирование собственных научных исследований и опытных конструкторских разработок (НИОКР). По расходам на НИОКР Япония занимает второе место в мире после США.

     В Японии разработана концепция новой энергетической культуры, суть которой — обеспечение энергетических потребностей страны за счет углубления структурной перестройки, развития альтернативных источников энергии с целью получения неисчерпаемых и экологически чистых источников энергии.

     В 1990-е годы Япония заняла первое место в мире по количеству роботов на одного рабочего. Больше половины роботов, выполняющих производственные задачи большая часть в Японии.

     Япония  прочно занимает первое место в мире по стабильности цен и уровню заработной платы среди развитых стран24.

     По  данным Forbes на полное восстановление Японии от последствий разрушительного землетрясения в марте этого года может понадобиться от 10 до 15 трлн йен ($184 млрд). Для привлечения такой суммы страна может пойти на выпуск облигаций, которые смогут покрыть расходы на проведение восстановительных работ. Йосано, между тем, предупреждает о том, что, выпуская облигации, страна не должна забывать и о возможности, которые у нее есть для их последующего погашения25. 
 

     2.2. Переход Китая  к рыночной системе  хозяйства

     К концу 1970-х годов китайская экономика была сверхцентрализованной, трудозатратной и малоэффективной. Государство безраздельно господствовало во всех сферах жизни общества и экономической деятельности. Идеологией правящей коммунистической партии рынок полностью отрицался. Как и для всех экономик подобного типа были характерны товарный дефицит и уравнительность, действовали карточная система на промышленные и сельскохозяйственные товары и нормирование на продовольствие. Существовала разветвленная теневая экономика.

     Государство применяло исключительно военно-административные методы экономического регулирования.

     Колоссальные  расходы шли на армию и ядерный  потенциал.

     Реформирование китайской экономики началось под руководством Коммунистической партии Китая в декабре 1978 г. как курс на полное раскрытие потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. политика велась по следующим направлениям:

     - урегулирования (т. е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности),

     - преобразования (изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны),

     - упорядочения (подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строительства) и политики повышения (обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом)26.

     Первый  этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд, но земля по-прежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности. Для производственных сельскохозяйственных бригад вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад, разрешались подсобные крестьянские промыслы. Переход на семейный подряд вызвал всплеск трудовой активности крестьянства. За шесть лет (1979—1984) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных Культур.

     К середине 80-х гг. Китай стал крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем  самого многочисленного в мире поголовья  скота. Повысился уровень жизни народа. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в два раза. В этот период в экономику начал привлекаться иностранный капитал. К 1982 г. в Китае существовали шесть «специальных зон», где иностранцам были предоставлены льготы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.

     С принятия в 1984 г. постановления «О реформе хозяйственной системы» в Китае начался второй этап хозяйственных реформ. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов при усилении руководящей роли коммунистической партии.

     Предприятиям  разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно  произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения.

     Разрешалась деятельность небольших частных  и коллективных предприятий, кустарных  мастерских, преимущественно в сфере торговли и обслуживания.

     В результате во второй половине 80-х годов  Китай вышел на первое место в  мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе — по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье — по производству серной кислоты и химических удобрений, па четвертое — по выплавке стали.

     Были  созданы новые отрасли промышленности: производство металлургического и  шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство схем и ЭВМ. Удельный вес промышленности в валовом национальном продукте увеличился с 25,2% в 1949 г. до 53,7% в 1985 г.

     Коммунистическая  партия Китая сумела сохранить своё направляющее влияние. Китайское государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. С начала 1980-хгодов Китай проводил активную внешнеторговую политику, открыв 14 морских портов.

     С 1979 г. экономика социалистического  Китая развивалась бурными темпами, годовой рост редко опускался ниже 10%, а в отдельные годы достигал 13 — 14%, что требовало даже проведения специальной политики и подтягивания тылов инфраструктуры и некоторого снижения прироста ВВП для «уменьшения перегрева экономики» 27.

     В 2011 г. власти Китая намерены удержать темпы роста национальной экономики на уровне 8%. На открытии ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей  премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул намерение продолжать оптимизацию структуры экономики. Он подчеркнул необходимость «сохранять последовательность и стабильность макроэкономической политики, повышать ее целенаправленность, гибкость и эффективность, разумно разрешать взаимоотношения между поддержанием устойчивого и относительно быстрого развития экономики, ее структурным урегулированием и управлением инфляционными ожиданиями». По официальным данным темпы роста инфляции в 2011 г. могут составить 4%. В 2010 г. индекс роста потребительских цен вырос на 3,3%. «В общем, необходимо создание благоприятного климата для трансформации модели экономического роста, ориентированность на перенесение центра тяжести работы на ускоренное урегулирование экономической структуры, повышение качества и эффективности развития, расширение трудоустройства, улучшение жизни народа и стимулирование социальной гармонии», - отметил Вэнь Цзябао28. 
 

     2.3. Переход к рынку  европейских стран бывшей социалистической системы во второй половине 1980-х-1990-е годы 

     Очевидные недостатки централизованной, плановой административной модели проявились в  европейских «странах социализма»  уже в 1960-е годы. Падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения были характерны для стран СЭВ. Попытки интенсификации производства 1970—1980-х годов не принесли ожидаемого результата.

     Экономическая стагнация, политическая нестабильность, обострение национальных противоречий подтверждали, что необходимы глубокие преобразования в социально-экономической сфере.

     В 1990 г. в Восточной Европе в целом определился курс в направлении западной демократии, рыночных отношений через приватизацию государственного сектора и поощрение частного предпринимательства. Во всех странах этот курс сопровождался нарастанием кризисных явлений. Глубина экономического спада в странах Восточной Европы выражалась в сокращении ВНП в 1990 — 1992 гг.: в Болгарии — на 50%, в Румынии — на 30%, Венгрии и Чехословакии — на 25%, Польше — на 20%. Во второй половине 1992 и в 1993 гг. наметились изменения в динамике экономического спада. Темпы его замедлились, появились признаки стабилизации и перехода кризиса из общего в структурный. Замедлилось падение инвестиций и потребительского спроса, несколько вырос жизненный уровень. В то же время рыночные реформы привели к росту безработицы (более 5,5 млн. человек к концу 1992 г.), расширению бедности, имущественному расслоению, росту преступности.

     В Венгрии отсчет рыночных преобразований можно начать с 1968 г., когда в рамках централизованного планового управления ставили цель – активизировать роль товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Попытки совмещения не дали ожидаемого эффекта.

     В Венгрии был избран путь прямой продажи  акций государственных предприятий  населению. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно и не оправдал надежд на быстрое формирование важного источника пополнения государственного бюджета. Банкам, государственным учреждениям и предприятиям было разрешено осуществлять эмиссию облигаций и акций, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом, формировались акционерный капитал и рынок ценных бумаг. В сельском хозяйстве Венгрии доля государственных предприятий сокращалась медленно. В начале 1980-х годов в Венгрии были отпущены цены, что привело к их росту.

     Лишь  к концу 1991 г. путем ужесточения финансовой политики правительству удалось добиться некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен. Антиинфляционная политика принесла ощутимые результаты: значительный приток иностранного капитала, прогрессивные рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий.

     В 1991 г. был принят закон о банкротствах, устанавливающий процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий: суд  определяет сроки, порядок, очередность  погашения долга и принимает  решение о приватизации. В 1992—1993 гг., экономика страны, в целом, перешла к рынку. Банковская и налоговая системы были приближены к нормам, действующим в западноевропейских странах, фактически достигнута внутренняя конвертируемость форинта. В это время удалось приостановить рост валовой задолженности, несколько сократить чистую задолженность. Наблюдался рост притока иностранного капитала (к концу 1993 г. – $4 млрд., т.е. половину всех инвестиций Запада в Восточной Европе и СНГ). Заметно выросла доля негосударственного сектора (частного, кооперативного, иностранного), которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых29.

     В целом завершилось создание законодательных  основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т. д.). Страна приступила к санации убыточных предприятий. В 1992 г. были возбуждены дела о банкротстве против 2300 организаций.

     Вместе  с тем серьезный спад наблюдается  в сельском хозяйстве, где произошла  ликвидация сельскохозяйственных кооперативов. В 1992 г. объем производства аграрной продукции сократился примерно на 1/4. Продолжал сокращаться и объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета. Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения. Таким образом, к 1994 г. страна миновала в основном стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике еще не наступил.

     В Польше экономическая реформа началась в 1982 г. на фоне введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было, как предполагалось, стабилизировать  Неудача реформ привела к победе движение «Солидарность», начался форсированный переход к рыночным отношениям через т.н. шоковую терапию.

     В начале 1990 г. цены на 90% видов продукции и услуг были отпущены. Контроль сохранился лишь на некоторые продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятий-монополистов. Инфляция в 250% заставила вести жесткую денежно-финансовую политику.

Информация о работе Становление и развитие рыночной системы в России