Становление банковской системы в России: особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является охарактеризовать современную банковскую систему РФ и особенности её развития с тем, чтобы найти пути совершенствования её деятельности.
Цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность банковской системы Российской Федерации;
- изучить основные этапы становления и развития банковской системы Российской Федерации;
- выявить пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………… 2
Введение……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Понятие и структура банковской cистемы …………………………5
1.1 Понятие БС……………………….…………………………………..……5
1.2 Структура банковской системы…………………………………….…... 7
Глава 2 История становления и развития банковской системы России……. 11
2.1 Банковская система России до 1917 года……………………………….11
2.2 Банковская система с 1917 по 1987 года……………………...................12
2.3 Банковская система в 1988-1997 годах…………………………...……...13
2.4 Кризис банковской системы России 1998 года………………………. ..14
2.5 Банковская система России в период с 1999 года по настоящее время 15
2.6 Проблемы банковской системы России до кризиса 2008 года…...……16
2.7 Банковский кризис в России 2008 – 2009 г.г...………….………...….....21
Глава 3 Основные проблемы и пути развития банковской системы России. 26
3.1 Проблемы банковской системы России……………………….………..26
3.2 Перспективы развития банковской системы………………….……..... 30
3.3 Положение банковской системы 2010-2011 г.г.………………………...41
Заключение………………….………………………………………………….. 44
Список используемых источников...…………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

Кондакова 2.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Ухудшилась  ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств с вкладов населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции.

     Банк  России дважды принимал решения о  снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень банковских активов, принимаемых ЦБ РФ в залог при рефинансировании банков. По инициативе Банка России были внесены изменения в законодательство, которые позволили ему предоставлять банкам кредиты без обеспечения. В настоящее время (03.04.2009г.) доступ к этому виду кредитования имеют примерно 190 банков. Центральные банки других стран такой инструмент рефинансирования в сколько-нибудь значительных масштабах не применяют. Очевидно, что Банк России принял на себя очень серьезные кредитные риски.

     Кроме того, Банк России получил право заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России части убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков. Типовое соглашение предусматривает возможность компенсации до 90% таких убытков.

     К настоящему времени Банк России заключил соглашения с 13 крупнейшими банками. Кроме того, еще 11 банкам, соответствующим  критериям, установленным Советом  директоров Банка России, направлены предложения о заключении таких  соглашений. Общее число банков — потенциальных заемщиков, включенных в эти соглашения, составляет в настоящее время 369. Фактически в марте 2009г. межбанковские кредиты в рамках соглашений получали 128 банков. При этом общий объем задолженности в среднем за март составил около 23 млрд. рублей. За все время действия соглашений был зафиксирован только 1 "страховой" случай, когда банк-заемщик своевременно не вернул межбанковский кредит банку-кредитору. В соответствии с заключенным соглашением Банк России разместил в банке-кредиторе "компенсационный" депозит, который через 5 дней был возвращен Банку России после погашения просроченной задолженности банком-заемщиком.

     Очевидно, что этот механизм временный. Он имеет  целью поддержать межбанковский  рынок в условиях кризиса. В нормальных, не кризисных условиях такой механизм может стимулировать банки заключать избыточно рискованные сделки при кредитовании других банков3.

     По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных средств мелких банков (с капиталом менее €0,5 млн.) впервые с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное значение капитала означает, что активы банков в реальной оценке меньше обязательств. На 1 ноября суммарный капитал 56 банков, вошедших в указанную группу, составил минус 20,7 млрд руб. С начала года значение этого показателя на ежемесячные отчетные даты составляло 0,6 млрд руб., на 1 марта — 0,7 млрд руб. Данные ЦБ на полугодовые отчетные даты с 2005 по начало 2008 года свидетельствуют, что за этот период совокупный капитал мелких банков постепенно снижался с 1,5 млрд руб. до 0,6 млрд руб., но оставался положительным.

     В последние годы наблюдались очень  высокие темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению (3—4% в месяц). В период кризиса  эти темпы резко снизились. В  феврале впервые за последние  годы объем кредитных требований российских банков к нефинансовым организациям и населению снизился в абсолютном выражении.

     Основная  причина — это замедление роста, а для некоторых банков и сокращение ресурсной базы в результате уменьшения задолженности банков перед иностранными кредиторами и оттока вкладов населения.

     Важное  значение имеют также возросшие  кредитные риски, стремление банков запастись ликвидностью, в том  числе и в форме ликвидных  валютных активов.

     Стабилизация  валютного курса рубля, восстановление доверия населения к банковской системе, правительственная поддержка крупных предприятий реального сектора, в том числе в форме гарантий при банковском кредитовании, создают условия для возобновления роста объемов банковских кредитов4. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Основные проблемы и пути развития банковской системы России 

3.1 Проблемы  банковской системы России 

     Прошедший межбанковский кризис показал, что  российская банковская система все  еще слаба. Хотя о кризисе уже  можно говорить в прошедшем времени, но это не меняет существующего положения вещей в финансовой сфере. В чем же выражается слабость российской финансовой системы? Об этом по порядку.

     Банковская  деятельность непрозрачна и об истинном положении банка знает, зачастую, только высшее руководство, а иногда и оно не вполне представляет себе, что творится в руководимом им учреждении. И это не преувеличение. Здесь необходимо видеть, прежде всего, недоработку ЦБ РФ. В западном банковском сообществе контроль, осуществляемый ЦБ над коммерческими банками, настолько плотен, что признаки неблагополучия последних будут замечены задолго до того, как придется прибегать к таким крайним мерам как изъятие лицензии. При этом вовсе поразительным кажется факт, что по количеству служащих ЦБ на один банк страны Россия занимает первое место в мире. И это, казалось бы, должно быть свидетельством точного и жесткого контроля банков со стороны ЦБ.

     Яркий пример этого — кризис 2008 года, когда  рухнули крупнейшие банки5, хотя буквально до последнего момента многие их руководители прямо с экранов ТВ утверждали, что все хорошо. Несмотря на то, что тот кризис был частью системного кризиса государства, вызванного политикой властей, тем не менее, некоторые порочные особенности финансовой системы остались с тех пор неизменными. В силу этого по открытым данным и тогда и сейчас очень сложно определить текущее положение российского банка и направление его развития. Почему это происходит? Начнем с объективных моментов.

     В большинстве российских изданий  и рейтингов положение банка часто определяют фактически по двум параметрам: размеру собственного капитала и чистым активам. Это неправильно. Банк — очень сложная структура, для определения его устойчивости необходимо учитывать большее число параметров.

     Западные рейтинговые агентства отслеживают не только формальные изменения чисел из открытых источников, характеризующие банк, но массу другой информации, например, изменение в политике банка, поведение банка в той или иной ситуации. Это может быть косвенным свидетельством характера процессов, происходящих внутри банка, и может являться основанием для изменения рейтинга. Российские рейтинговые агентства еще не вполне владеют подобными методиками.

     Справедливости  ради, необходимо заметить, что те же западные рейтинговые агентства не смогли предсказать текущий банковский кризис и все их попытки изменить рейтинги российских банков не вполне корректны, так как делаются уже после всего произошедшего, когда и так все стало ясно. Было бы значительно лучше, если бы эти агентства смогли бы предсказать кризис заблаговременно. Собственно и роль рейтинговых агентств состоит в предсказании развития ситуации путем изменений рейтингов. Но это, в свою очередь, объясняется тем, что данные, предоставляемые банками, не позволяют получать объективную информацию об истинном положении вещей.

     Быстрая смерть межбанковского кредитного рынка  во время кризиса подтверждает данный тезис. Дело в том, что в каждом банке существуют финансовые аналитики, которые должны определять надежность контрагентов по рынку межбанковского кредитования. От их решений зависит, какие кредитные линии можно открыть на тот или иной банк и при этом не подвергать себя чрезмерному риску невозврата средств. Практически полное прекращение операций на межбанке (межбанковский валютный рынок) означает отсутствие объективных критериев стабильности партнеров у банковских финансовых аналитиков. Более того, известен случай, когда один банк рухнул спустя две недели после того, как очередная проверка ЦБ признала его положение вполне устойчивым6.

     Исправить подобное положение вещей может  только реформа в сфере банковской отчетности. У нас, например, до сентября 2004 года существовало несовпадение отчетности бухгалтерской и отчетности налоговой, и подобных фактов много. Пока отчетность не станет более стандартной и прозрачной положение банка будет определить очень сложно. Также это дает огромные возможности для злоупотреблений в виде различных схем по оптимизации налогообложения или финансовых потоков. За реализацию подобных схем на Западе обычно сажают в тюрьму. В России же обналичивание или переводы денег заграницу, минуя контролирующие органы, есть обыденное явление в банковской сфере.

     Можно смело утверждать, что принципиальные подвижки на пути к стандартизации финансовой отчетности уже произошли. 2 июня 2003 года “Банк России” официально заявил7, что все кредитные организации переходят на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2004 года. Финансовая отчетность по МСФО будет составляться на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. При этом обязанности кредитных организаций по представлению обязательной бухгалтерской отчетности, составленной по российским стандартам, а также других форм отчетности в территориальные учреждения Банка России предполагается сохранить до 1 января 2006 года. Предполагается, что первая финансовая отчетность по МСФО должна быть предоставлена за период, заканчивающийся 30 сентября 2004 года. Также годовая финансовая отчетность должна быть подтверждена независимым аудитором, имеющим право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Эти решения несомненно позволят сделать деятельность российских кредитных учреждений более прозрачной.

     Из  других субъективных причин, приведших  к кризису и не устраненных до сих пор, следует отметить:

     1. Слабый внутренний контроль в  банках. Действительно, руководство  может узнать о процессах, происходящих  в банке в тот момент, когда  исправить уже почти что ничего  нельзя.

     2. Слабый риск─менеджмент. Свалить  западный банк путем провоцирования паники среди вкладчиков практически невозможно. В наших банках вполне может произойти балансовый разрыв в виде перевода денег, полученных от вкладчиков в активы или проекты, которые дадут отдачу много позже, нежели срок возврата вкладов. В случае паники кризис ликвидности будет обеспечен.

     3. Кризис рынка межбанковского  кредитования очень сильно влияет  на положение большого числа  банков. Этот кризис должен гасить  ЦБ, но, с другой стороны, если  банк не может жить без межбанковского  кредитования, ему тогда и вовсе жить не надо. Банки, получающие значительную часть доходов от выдачи кредитов другим банкам, не вполне жизнеспособны и являются полупаразитическими структурами.

     4.Существование “банков-инструментов”. В российской действительности есть две модели ─ банк-бизнес, когда прибыль идет от размещения средств на рынке; и банк-инструмент для обслуживания другого бизнеса. Вторая модель в последние годы явно превалировала.

     Такие банки, по сути, являются паразитирующими  и даже в малой степени не способствуют оздоровлению экономики. Крушение такого банка ─ дело одного дня, поскольку вся его деятельность завязана на обслуживании одной компании. И в случае прекращения деятельности последней “пойдет ко дну” и банк. А это ─ элемент нестабильности всей экономики.

     5.Существование  банков самым тесным образом  связано с промышленностью и  сферой производства вообще и  имеет в определенный период  истории прогрессивное содержание. Совсем не то мы видим в  отношении российских коммерческих  банков. Менее всего российские коммерческие банки связаны с кредитованием промышленных производств. Подавляющее большинство их возникло в период 1988-1993 гг. на основе финансовых спекуляций валютой, игре на разнице курса рубля к доллару, а также на основе кредитования торговли и операций с экспортом природных ресурсов (нефти, древесины, черных и цветных металлов).

     Последние причины устранить быстрым образом  не представляется возможным. На это  потребуется время, но действовать  в данном направлении необходимо уже сейчас, ибо без доверия к национальной банковской системе невозможно нормальное функционирование экономики, решение таких актуальных вопросов, как удвоение ВВП и других задач, необходимых для вывода страны из затяжного кризиса. 

3.2 Перспективы  развития банковской системы 

     Позиция Банка России в отношении дальнейшего  развития банковского сектора отражена в проекте документа “Концептуальные  вопросы развития банковской системы  Российской Федерации”. Сейчас стоит  задача найти общее понимание  некоторых принципиальных направлений развития банковского дела в России. В этой связи остановимся на ряде проблем.

     1. Укрепление устойчивости банковской  системы, исключение возможности  системных банковских кризисов

     Политика  государства в отношении банковского  сектора, как и всей экономики  в целом, призвана обеспечивать системную стабильность и создавать необходимые условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены, в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международно-признанные подходы.

Информация о работе Становление банковской системы в России: особенности и проблемы