Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа
Целью настоящего исследования является охарактеризовать современную банковскую систему РФ и особенности её развития с тем, чтобы найти пути совершенствования её деятельности.
Цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность банковской системы Российской Федерации;
- изучить основные этапы становления и развития банковской системы Российской Федерации;
- выявить пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.
Содержание……………………………………………………………………… 2
Введение……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Понятие и структура банковской cистемы …………………………5
1.1 Понятие БС……………………….…………………………………..……5
1.2 Структура банковской системы…………………………………….…... 7
Глава 2 История становления и развития банковской системы России……. 11
2.1 Банковская система России до 1917 года……………………………….11
2.2 Банковская система с 1917 по 1987 года……………………...................12
2.3 Банковская система в 1988-1997 годах…………………………...……...13
2.4 Кризис банковской системы России 1998 года………………………. ..14
2.5 Банковская система России в период с 1999 года по настоящее время 15
2.6 Проблемы банковской системы России до кризиса 2008 года…...……16
2.7 Банковский кризис в России 2008 – 2009 г.г...………….………...….....21
Глава 3 Основные проблемы и пути развития банковской системы России. 26
3.1 Проблемы банковской системы России……………………….………..26
3.2 Перспективы развития банковской системы………………….……..... 30
3.3 Положение банковской системы 2010-2011 г.г.………………………...41
Заключение………………….………………………………………………….. 44
Список используемых источников...…………………………………………...46
• сберегательные банки, главным клиентом которых выступает население. Эти банки универсальны по набору операций, они выполняют операции, по привлечению вкладов, выдаче кредитов, проведению расчетов, покупке и продаже ценных бумаг и т. д., но специализация их проявляется в том, что их деятельность неразрывно связана с населением;
• внешнеторговые банки, деятельность которых направлена на обслуживание внешней торговли. Основными операциями этих банков являются осуществление международных расчетов и выдача внешнеторговых кредитов, т.е. кредитование экспортно-импортных операций;
• банкирские дома представляют собой частные банковские учреждения, занимающиеся учредительской деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондами, кредитованием местных органов власти. Такие дома явились первыми банками и выросли из ростовщичества. В настоящее время их количество незначительно, они встречаются лишь в отдельных странах, в частности, в Германии, США, Франции, Англии.
• инновационные банки, осуществляющие венчурные (рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов;
• почтово-сберегательные банки возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитование населения. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции этих банков. Наиболее характерны они для Германии.
Помимо банков, банковская система включает некоторые небанковские институты, которые составляют инфраструктуру банковской системы — отделения инкассации (инкассация денежных средств), расчетные организации (расчеты между банками). Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открывать и вести счета юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков, корпораций по их банковским счетам.
В зависимости от функционального назначения небанковские кредитные организации могут:
• обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;
• проводить расчеты по пластиковым карточкам;
• исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
• выполнять
операции по купле-продаже иностранной
валюты в безналичной форме.
Глава
2 История становления и развития банковской
системы России
2.1 Банковская
система России до 1917 г.
Корни российских банков идут вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже в те времена осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.[3, стр 34]
Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 году в городе Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866 году.
До отмены крепостного права банковская система России состояла в большей степени из дворянских банков. Их основная деятельность заключалась в выдаче поземельного кредита, который предоставлялся под залог помещичьих имений из расчета числа крепостных "душ", а также драгоценностей. Первый дворянский банк был учрежден в 1854 году с конторами в Петербурге и Москве и назывался Банк для дворянства. Кредитованием промышленности и торговли занимались, прежде всего, банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество.
После отмены крепостного права банковская система России стала бурно развиваться: был основан Государственный банк, появились общества взаимного кредита. В 1917-1917 годах кредитная система России состояла из:
1) Государственного банка;
2) коммерческих банков;
3) учреждений ипотечного кредита;
4) кредитной кооперации;
5) сберегательных касс.
2.2 БС
с 1917 по 1987 года
В
1917 году Октябрьская революций «
В результате перехода частной собственности в государственную образовалась банковская система, основанная на следующих принципах:
1)
государственная монополия на
банковское дело (в стране все
кредитные организации
2)
слияние всех кредитных
3) сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
До
Октябрьской революции
В 1987 году была проведена реформа банковской системы. Она была вызвана недостатками банковской системы, существовавшей на тот момент. Среди таких недостатков можно выделить:
1)
отсутствие вексельного
2) выступление коммерческих банков в качестве второго государственного бюджета;
3) списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
4)
осуществление банками
5) была потеряна банковская специализация;
6) монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
7) был установлен низкий уровень процентных ставок;
8)
осуществлялся слабый контроль
банков (на базе кредита) за
деятельностью в различных
9) не было контроля за эмиссией кредитных денег. [3, стр 36]
Реорганизация банковской системы в 1987 году носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила олигополия нескольких. Новая банковская система была представлена:
1) Государственным банком;
2) Агропромбанком;
3) Промстройбанком;
4) Жилсоцбанком;
5) Сбербанком;
6) Внешэкономбанком.
Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация
1987 года породила больше негативных, чем
позитивных моментов.
2.3 Банковская
система в 1988-1997 г.
После проведения реформы 1987 года возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.
Объективно
был необходим второй этап банковской
реформы, направленной на комплексную
реконструкцию системы
Летом 1988 года был принят Закон «о кооперации в СССР», предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью - ТОО. К началу 1990 года было зарегистрировано более 300 кооперативных и коммерческих банков.
Разработка
и принятие в декабре 1990 года законов
РСФСР «О Центральном банке РСФСР
(Банке России)» и «О банках и
банковской деятельности в РСФСР»,
а также принятие в 1991 году Центральным
банком РСФСР ряда нормативных документов
по регулированию деятельности коммерческих
банков положили начало новому этапу качественных
преобразований банковской системы России.
Данные преобразования привели к созданию
двухуровневой банковской системы, представленной
Центральным банком и рядом коммерческих
банков. [4, стр 16]
2.4 Кризис
банковской системы России 1998 года
В 1998 году произошли события, приведшие страну к кризису банковской системы.
К внешним факторам кризиса можно отнести:
1)
кризис на международных
2)
миграция международного
Среди внутренних факторов выделяют:
1)
неадекватную денежно-
2) слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.
Среди причин кризиса 1998 года можно выделить:
1)
недостаточность капитала у
2)
недостаточно
3)
ориентация банковского
4)
активный рост заимствований
российских банков на
5)
высокая зависимость
2.5 Банковская система России в период с 1999 года по настоящее
время
После кризиса 1998 года перед государством стояла цель – восстановить жизнеспособность банковской системы.
Государство должно было решить следующие задачи:
1)
быстро очистить банковскую
2)
нарастить собственный капитал
дееспособных коммерческих
3) повысить качество банковского менеджмента;
4) создать стимулы экономического роста;
5)
повысить прозрачность
6)
создать конкурентную
Несмотря
на действия Банка России и Правительства
РФ, направленные на восстановление банковской
системы и улучшение состояния банковской
сферы, общее число кредитных организаций
в период 1999-2002 годов постепенно снижалось
.[3, стр 37]
Показатель | 1.01.1999 | 1.01.2000 | 1.07.2000 | 1.10.2000 | 1.04.2002 |
Зарегистрировано банков | 2483 | 2378 | 2318 | 2205 | 1980 |
из них: действующих | 1476 | 1349 | 1331 | 1322 | 1325 |
Информация о работе Становление банковской системы в России: особенности и проблемы