Средний и малый бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, выявление роли малых и средних фирм в экономике и их развитие в России, а также обозначение наиболее острых проблем и роли государственного регулирования малых и средних предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика средних и малых фирм…………………4
1.1 Особенности и функции малых и средних предприятий…...6
1.2 Сфера деятельности малых и средних предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью…………….……………..8
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе и пути их решения……………………………………11
2.1. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.
2.2 . Основные проблемы малого и среднего бизнеса…………....13
Глава 3. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с государством…..16
3.1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…...16
3.2. Система налогообложения…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ, и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительным объемом бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными экономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово – кредитной поддержке малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержке малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов. Страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инвестиционного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания. Других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования. Способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга, в РФ создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаниях. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация, и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2010 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято13-15 млн. человек.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследования данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

      Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

      Производство продовольственных, промышленных товаров. Товаров народного потребления;

      Лекарственных препаратов и медицинской техники;

      Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

      Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставлении гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности. Укрепить конкурентоспособность. Модернизировать оборудование и многое другое.

              Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частным предприятия и специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

              3.2 Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предпринимательства в системе налогообложения.

              В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в государственной поддержке.

              Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определить содержание и формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого государством через налоговое законодательство. Межу тем следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или. Наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.

              Освобождение от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых законодательством о лицензировании, таможенным законодательством, законодательством о земле и других природных ресурсах.

              Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующий сегодняшний законодательный произвол.

              Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

              Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства нашли отражение в принятом законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и в законе «Об упрощенной системе налогообложения  и учета для субъектов малого предпринимательства».

              Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сферах розничной торговли, бытового обслуживания населения, услуг до 10 человек. Не допускается переход на эту систему предприятий, занятых производством подакцизной продукции.

              Вводимая упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что вся совокупность установленных законодательством для юридического лица – субъекта малого бизнеса – федеральных, региональных и местных налогов, контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы, а также платежей во внебюджетные фонды заменяются единым налогом на доход. Предусматривается сохранение для категории плательщиков платежей, контроль за взиманием, которых возложен на таможенные органы, обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и лицензированных сборов за занятие определенными видами деятельности.

              Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета  и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.

              Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия, исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в производстве сырье, материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стоимость, уплаченных поставщиками, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

              Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям  и регионам, которые уже включены в такую систему. На “опоздавших” и “раскачивающихся” налоговое давление усилится.

              Такой механизм формирует у “успевших на поезд” иждивенческие настроения и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает частных производителей от вмешательства государства, а ставит их в большую зависимость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик – легальной и нелегальной (“черный нал”) ведет к одновременному сочетанию двух жизненны философий – честной и нечестной. (При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

              По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 25-30%. Это позволит создать благоприятную среду дл функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе.

Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Росси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравноправность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обзорном будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наш страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны  и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на решение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Информация о работе Средний и малый бизнесс