Средний и малый бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, выявление роли малых и средних фирм в экономике и их развитие в России, а также обозначение наиболее острых проблем и роли государственного регулирования малых и средних предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика средних и малых фирм…………………4
1.1 Особенности и функции малых и средних предприятий…...6
1.2 Сфера деятельности малых и средних предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью…………….……………..8
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе и пути их решения……………………………………11
2.1. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.
2.2 . Основные проблемы малого и среднего бизнеса…………....13
Глава 3. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с государством…..16
3.1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…...16
3.2. Система налогообложения…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать)


31

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика средних и малых фирм…………………4

1.1     Особенности и функции малых и средних предприятий…...6

1.2     Сфера деятельности малых и средних предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью…………….……………..8

Глава 2. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе и пути их решения……………………………………11

              2.1.    Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.

              2.2   . Основные проблемы малого и среднего бизнеса…………....13

Глава 3. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с государством…..16

              3.1.    Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…...16

              3.2.    Система налогообложения…………………………………….20   

Заключение…………………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………………26

Приложения…………………………………………….……………………27                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное российское общество переживает сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определит необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых и средних форм производства

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому дальнейшее продвижение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно – следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально – пространственная мобильность делает малый и средний бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого и среднего бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно – развитых стран условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Развитие малых и средних предприятий имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно:

- активизирует структурную перестройку экономики;

- предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места;

- обеспечивает быструю окупаемость затрат;

- оперативно реагирует на изменение потребительского  спроса.

Малый и средний бизнес помогают насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

              Целью моей работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, выявление роли малых и средних фирм в экономике и их развитие в России, а также обозначение наиболее острых проблем и роли государственного регулирования малых и средних предприятий.

              Глава 1. Общая характеристика малых и средних фирм

              По гражданскому кодексу РФ «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституционирующих сущность этого понятия.

              В ряде научных работ под малым и средним предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

              Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства является:

-численность персонала (занятых работников),

-размер уставного капитала,

-величина активов,

-объем оборота (прибыли, дохода).

              В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 года №88 – ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных уровней:

В промышленности-100 человек;

В строительстве-100 человек;

На транспорте-100 человек;

В сельском хозяйстве-60 человек;

В научно-технической сфере-60 человек;

В оптовой торговле-50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населении-30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности-50 человек;

              Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

- граждане РФ, члены семьи, другие лица совместно ведущие хозяйство;

- органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченных управлять государственным имуществом;

- органы местного самоуправления;

- общественные объединения (организации);

- иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);

- трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий;

              1.1 Особенности и функции малых и средних предприятий

Предпринимательство в масштабе малого и среднего предприятий обладает рядом особенностей.

              В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

              Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

              Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

              Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

              Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и в следствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

              Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая включенность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

              Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые и средние предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т. д.).

              Также, как оду из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.

              В ряду функций можно малого и среднего предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции:

* во-первых, функция работодателя;

* во-вторых, производителя продукции и услуг;

* в-третьих, катализатора научно-технического прогресса;

* в-четвертых, агента рыночных отношений:

              Не менее значимы функции социальные:

                  во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

                  во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;

                  в-третьих, малые и средние предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных предприятий.

1.2 Сфера деятельности малых и средних предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью

Малые и средние предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограничено количества потребителей. Таким образом, малые и средние предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые и средние предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, они доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

              Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

              Малые и средние предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

              Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые и средние предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнение новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые и средние предприятия данного направления.

              Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период обеспечение временной занятости берут на себя малые и средние предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

              Важно отметить, что малые и средние предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, малые и средние предприятия дают значительную отдачу.

              Но также важно отметить, что крупное производство не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах крупные объединения не подавляют малые фирмы. А взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Например в США, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

              В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существует параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

              Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция будет востребована. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то новые инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таки образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т. д. К сожалению, реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

Информация о работе Средний и малый бизнесс