Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью моей работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, выявление роли малых и средних фирм в экономике и их развитие в России, а также обозначение наиболее острых проблем и роли государственного регулирования малых и средних предприятий.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика средних и малых фирм…………………4
1.1 Особенности и функции малых и средних предприятий…...6
1.2 Сфера деятельности малых и средних предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью…………….……………..8
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе и пути их решения……………………………………11
2.1. Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.
2.2 . Основные проблемы малого и среднего бизнеса…………....13
Глава 3. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с государством…..16
3.1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…...16
3.2. Система налогообложения…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………26
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой «приватизации», когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в последующей приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй этап – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия. В дальнейшем оказалось что, подавляющая часть этих малых предприятий, в течение первых двух лет своего существования закрывается, однако оставшаяся часть становится полностью самостоятельной, и фактически является серьезным конкурентом материнским предприятиям.
Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса поднимает крупную промышленность, и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой. В дальнейшем можно будет ставить вопрос о необходимости стыковки малого и крупного бизнеса в определенной отрасли. И хотелось бы отметить, что формирование таких взаимоотношений является оптимальным только в условиях развитого рынка.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
К началу 2007 года число малых предприятий составляло порядка 1021 тысячи, приблизившись к отметке 2003 года. Следует учесть, что начиная с 2003 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законами РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально доступное число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительства организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России (Таблица 1 см. приложение).
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 2003 года (Таблица 2 см. приложение).
По состоянию на 1 января 2003 года треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах – Москве (20,2% от общего числа) и Санкт - Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
Анализируя таблицу 2, можно заменить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточенно в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существует объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов. В таблицах приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1% (в 2003г. – 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составили 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом – 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание – 43,5% (50,8%), строительство – 36,3% (36,8%).
По сравнению с 2003 годом среднесписочная численность работников всех малых предприятий в 2004 году уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям экономики характеризуется данными, представленными в таблице 3 (см. приложение).
В 2005г. Малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 2004 г. На 13,6%.
Динамика числа малых предприятий с 2003 года – совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ. Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2004 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 2003 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1999 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт – Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляет более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% .
За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых фирмах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малых предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у значительной части социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 года от 25% до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развития малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.
К главным проблемам, сдерживающим развития малого предпринимательства, можно отнести:
1. несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
2. неразрывность механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствия механизмов самофинансирования (кредитные союзы. Общества взаимного страхования и др.);
3. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
4. организационные проблемы взаимодействия малого и среднего бизнеса с рынком и государственными структурами;
5. административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения данных проблем необходимо:
совершенствование нормативных правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организациях для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых и средних предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса и их экономическую защиту;
создание различных форм финансирования лизинга и схем проведения лизинговых операций, систем самофинансирования малого и среднего бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитования; франчайзинга;
участие малых и средних предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской Федерации.
Глава 3. Взаимодействие малого и среднего бизнеса а государством
3.1 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое воздействие со стороны законодательной и исполнительной власти.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства российской Федерации направлены на:
создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современно высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
формирование условий и стимулов для расширения производственно-
информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных аналогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.