Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа
Экономическая мысль возникла в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия. Аналитики различают множество этапов и направлений в этом развитии.
Введение 2
Часть I Теоретическая часть 2
Глава 1 Неоклассическая модель экономического развития 2
1.1.Модель Р. Солоу. 2
Глава 2. Кейнсианская модель экономического развития 2
2.1.Исторические условия возникновения кейнсианства 2
2.2.Экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последователей 2
2.3. Макроэкономические переменные и мультипликатор Кейнса 2
2.4. Причины безработицы по Кейнсу 2
2.5. Государственное регулирование экономики 2
2.6. Вклад последователей Кейнса в экономическую теорию 2
Часть II Практическая часть 2
Глава 3. Сравнительный анализ неоклассической и кейнсианской моделей экономического развития 2
3.1. Стабильность экономического равновесия 2
3.2. Колебания совокупного спроса и совокупного предложения 2
Заключение 2
Список литературы 2
Другим
положением модели Харрода-Домара является
признание предпосылки о
Отличительные признаки в моделях Е. Домара и Р. Харрода обусловлены лишь некоторым различием в исходных позициях построения модели.
Вместе с тем и Е. Домар и Р. Харрод едины в своих убеждениях о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение является выражением безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестициями и сбережениями, а именно, опережающий рост первых – причина повышения уровня цен, а вторых – причина недогрузки предприятий, неполной занятости.
Кейнсианская и неоклассическая школы — это два противоположных по теории на правления. Каждая из них имеет собственную точку зрения на проблему общего равновесия и макроэкономической политики.
Если “сила” неоклассической теории конца распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной – макроэкономический анализ, к которому в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Джон Мейнрад Кейнс.
Потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Кейнса. Его теория была подхвачена современниками и успешно применена для выхода многих стран из сложившегося экономического кризиса. Масса последователей учения Кейнса, опираясь на его труд, создавали новые модели экономического роста и дополняли положения теории Дж.М. Кейнса.
Таким образом, кейнсианство представляет собой учение Дж.М. Кейнса, подхваченное и дополненное его учениками и последователями, о необходимости и значимости государственного регулирования экономики.
В
чем же заключалась новизна
К концу второй мировой войны эконометрия стала наиболее динамичной отраслью экономической науки, а кейнсианские или неокейнсианские модели имеют очень важное, и при этом растущее, значение для работ эконометриков. Высочайшая дань уважения, которая может быть выражена экономисту, заключается в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него.
Р. Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в Кейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства.
3.1. Стабильность экономического равновесия — это способность экономики, выведенной из положения равновесия, вернуться в прежнее состояние путем действия рыночных механизмов. Неоклассики считают, что равновесие обеспечивается посредством рынка. Это мнение основано на представлении о гибкости заработной платы, цен и ставки процента.
Эластичность заработной платы способствует сокращению числа безработных, поскольку конкуренция между ними устанавливает оптимальную величину оплаты труда, что вызывает состояние равновесия спроса и предложения на рынке труда. Кроме того, неоклассики — это сторонники принципа «Laissez faire», т.е. полного не вмешательства государства в экономику. По их мнению, государственное регулирование рынка факторов производства, ресурсов, товаров и услуг и процесса ценообразования подрывает макроэкономическую стабильность и отклоняет экономику от равновесного состояния.
Кейнсианцы полагают, что рынок не в состоянии обеспечить устойчивое равновесие экономики. Это связано с тем, что он не является идеальным механизмом, доказана его провальность в некоторых ситуациях. Например, рынок не всегда может отрегулировать процесс ценообразования с целью увеличения его гибкости или создать крепкую основу для совершенной конкуренции. Прерогативой государства является и регулирование ставки заработной платы, которая сама по себе выступает барьером для гибкости цен. Таким образом, кейнсианцы вы ступают за государственное участие в развитии экономики.
3.2. Колебания совокупного спроса и совокупного предложения тоже являются объектом споров. Неоклассики основой колебаний спроса считают денежное предложение, и огромное значение придают изучению его стабильности. Сокращение предложения денег при неизменности совокупного предложения способствует уменьшению реальных денежных запасов в экономике и, как следствие, снижению совокупного спроса. При росте величины денежного предложения наблюдается обратная кар тина: увеличиваются реальные денежные запасы, растет совокупный спрос, повышается реальный доход экономики.
Кейнсианцы не отрицают роль денежного предложения в макроэкономической стабильности, однако полагают, что элементом воз действия на совокупный спрос является стимулирующая налогово-бюджетная политика (установление оптимальной налоговой и процентной ставок и т.д.), либо изменение скорости денежного обращения.
Цели и задачи курсовой работы выполнены, проведен сравнительный анализ неоклассической и кейнсианской моделей развития, сделаны выводы.
В заключение сделаем вывод о том, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определённой социальной группы и определённого периода. Значит, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом главное – необходимо избегать непродуктивной, разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.