Спрос, предложение и эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Задачи работы:
- характеристика спроса и предложения;
- рассмотрение модели рыночного равновесия;
- рассмотрение рыночного неравновесия;
- виды и типы эластичности спроса и предложения;
- рассмотрение практическое применение эластичность на спроса и предложения

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены…………………...4-13
1.1. Спрос, факторы спроса и закон спроса………………………………….4-5
1.2. Предложение, факторы предложения и закон предложения……........5-6
1.3. Модели рыночного равновесия……….………………………………....6-9
1.4. Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)………...10-13
Глава 2. Эластичность спроса и предложения…………………………….13-24
2.1. Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы, на нее влияющие13-16
2.2. Практическое применение концепции эластичности спроса…….....16-18
2.3. Виды и типы эластичности предложения (понятие, расчет и графи
ческое изображение), факторы, на нее влияющие……………………….18-21
2.4. Практическое применение концепции эластичности предложения….22-24
Заключение…………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Спрос.docx

— 219.08 Кб (Скачать)

 

2.2. Практическое  применение концепции эластичности  спроса

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного  спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии  фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию  фирмы достаточно сложно, так как  необходимо принимать во внимание и  реакцию конкурентов на повышение  или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей  фирмы.


6Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 187

 

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об

эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или "Дукат" будет  иметь то же значение. Конкуренция  повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую  политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может  достигаться даже в том случае, если часть квартир останется  пустовать. Проиллюстрируем это  графически. Допустим, что фирма  столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц  ценовая эластичность спроса равна  единице и сумма поступлений  от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит  арендную плату ниже 1 тыс. руб., она  может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

Другим примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая  политика. При введении косвенных  налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых  поступлений в бюджет для перераспределения  ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции.

Рассмотрим распределение  налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается  постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому  государство облагает акцизными  и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар. Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

2.3. Виды и типы  эластичности предложения (понятие,  расчет и графическое изображение), факторы на нее влияющие.

Эластичность предложения  показывает степень реакции производителя  на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены: 
ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1) 
Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность: 
а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0). 
б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0): 
в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности: 
Проиллюстрируем это графически (рис.7).  
 

 
Рис.7 Предложение в трех периодах: 
а) мгновенный период

б) среднесрочный период

в)долгосрочный период 
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д. В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д. 
факторы влияющие на предложение: 
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: где  Q0 и Q1 — предложение до и после 
изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике 
 
Рис. 8  Варианты эластичности предложения: 
кривая А — единичная эластичность; 
кривая В — эластичное предложение; 
кривая С — неэластичное предложение.  
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены. Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы: 
-Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения. 
- Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения. 
-Фактор времени  существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе). 
-Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.


Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 68

2.4. Практическое применение концепции эластичности предложения.

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к  предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к  изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот. Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции». Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения. Кратчайший рыночный период

Это такой период, когда  производители не успевают отреагировать  на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном  грузовике весь свой урожай данного  сезона. Кривая предложения будет  совершенно неэластична, так как  фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как  бы высока ни была цена. Краткосрочный  период -это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом. Долговременный период- это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими


8.Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 189

 издержками производства  ведет к росту цен на потребляемые  в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет  к растущим издержкам. В случае  с отраслью с постоянными издержками  производства кривая долгосрочного  предложения была бы совершенно  эластичной, а новая цена была  бы равна первоначальной цене. Согласно закону предложения зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Рассмотрев тему по данной работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Информация о работе Спрос, предложение и эластичность