Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:25, курсовая работа
Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Задачи работы:
- характеристика спроса и предложения;
- рассмотрение модели рыночного равновесия;
- рассмотрение рыночного неравновесия;
- виды и типы эластичности спроса и предложения;
- рассмотрение практическое применение эластичность на спроса и предложения
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены…………………...4-13
1.1. Спрос, факторы спроса и закон спроса………………………………….4-5
1.2. Предложение, факторы предложения и закон предложения……........5-6
1.3. Модели рыночного равновесия……….………………………………....6-9
1.4. Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)………...10-13
Глава 2. Эластичность спроса и предложения…………………………….13-24
2.1. Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы, на нее влияющие13-16
2.2. Практическое применение концепции эластичности спроса…….....16-18
2.3. Виды и типы эластичности предложения (понятие, расчет и графи
ческое изображение), факторы, на нее влияющие……………………….18-21
2.4. Практическое применение концепции эластичности предложения….22-24
Заключение…………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………………..25
Кейнс вводит новое понятие – автономные инвестиции, т.е. инвестиции не зависящие о уровня дохода и составляющие при его любом уровне некую постоянную величину.
Автономные инвестиции и функция инвестиций, которая зависит от уровня процентной ставки, сдвинут точку равновесия на графиках, так как это показано на рисунке 4а и 4б.
Автономные инвестиции –
это важное допущение, или абстракция.
В реальной действительности может
сложиться и действительно
3 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Макроэкономика. Издательство: Питер, 208. – с. 51
Речь идет о взаимовлиянии инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», приводят к росту национального дохода.
а)
Рис.4 Равновесный уровень дохода с учетом автономных инвестиций на графике совокупных расходов (а) и сбережений (б)
Чем больше автономные инвестиции,
тем выше поднимается график совокупных
расходов и тем ближе «заветный»
уровень полной занятости. Графическая
интерпретация модели равновесия по
Кейнсу, которая в экономической
теории также известна как «кейнсианский
крест». «Кейнсианский крест» –
наглядная графическая
Наращивание любого из компонентов автономных расходов ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который известен в экономической теории под названием эффекта мультипликатора.
Подчеркнем еще раз
различия в кейнсианском и неоклассическом
подходе к определению
Во-первых, в классической модели длительная безработица представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Кейнсом, равенство инвестиций и сбережений может осуществляться и при неполной занятости.
Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих, отсюда – безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами, и «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.
Для рассмотрения равновесия рынка необходимо знать предложение продукции. Предложение (S) – есть количество товаров, которое производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный период времени при прочих равных условиях. Опытным путём обнаружена прямая зависимость между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f(P)). Данная зависимость может быть выражена таблично, аналитически и графически.
Графический способ:
Кривая предложения показывает влияние ценового фактора на количество предлагаемой продукции.
Существуют неценовые факторы, влияющие на предложение, сдвигающие кривую вправо или влево. Неценовые факторы (детерминанты), влияющие на предложение:
1. Цены на ресурсы (на рисунке показано удешевление сырья, способствующее увеличению предложения):
2. Совершенствование технологии.
3. Изменение налогов и дотаций.
4. Ожидания будущих периодов.
5. Цены на другие товары и т.д.
В процессе конкуренции взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до того момента, когда спрос и предложение совпадают. Ситуация равенства спроса и предложения называется равновесием* применительно к рынку одного (данного) товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это значит, что количество продукции, которое хотели и могли купить, равнялось тому количеству, которое было предложено.
4 В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков,Т. А. Борисовская Экономическая теория.Издательство: КноРус ,2010.-с.74
Таблица.1 Спрос и предложение на товар x в данном месяце
Представим ситуацию графически:
Из графика видим, что в точке Е рынок сбалансирован при цене 3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля – равновесная цена, т. е. цена при равенстве спроса и предложения. 7 килограммов товара x – равновесный объём продаж, т. е. объём продаж при равенстве спроса и предложения. Если рыночная цена станет выше равновесной, на рынке увеличится предложение и уменьшится спрос, т.е. появятся излишки продукции. Избыточное предложение будет побуждать конкурирующих продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов продукции. Падающие цены будут:
а) подсказывать фирмам, что следует сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции;
б) привлекать на рынок дополнительных покупателей. Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками вниз.
Если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке увеличится спрос и уменьшится предложение, т. е. обнаружится дефицит продукции. Избыточный спрос (дефицит) подскажет конкурирующим покупателям, что им следует согласиться на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет:
а) побуждать фирмы перераспределять ресурсы в пользу производства данного товара;
б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать потребителя). Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются стрелками, направленными вдоль обеих кривых.
В обоих случаях рынок стремится к равновесию.
График. Излишки и дефицит на рынке товара x
Рассмотрим другой аспект – выгоду, получаемую производителем и покупателем, от сложившейся ситуации равновесия рынка. Мерой такой выгоды является излишек производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек покупателя представляет разницу между максимальной ценой, которая могла быть заплачена за единицу товара и его рыночной (равновесной) ценой. Излишек производителя есть разница (равновесной) рыночной цены и более низких предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя есть общественная выгода, возникающая в связи с возможностью покупать и продавать данный товар, т. е. в связи с существованием рынка. Чтобы проиллюстрировать общественную выгоду графически, необходимо соблюсти три условия:
1) показать равновесие рынка по данному товару;
2) вести исследование на рынке неделимых товаров (например холодильников);
3) предположить, что покупатель приобретает одну единицу товара.
Видим, первый покупатель мог пожертвовать товарами на сумму в 11 000 руб в пользу холодильника, но покупает он его по рыночной цене, т. е. за 6000 руб, следовательно, его выгода – 5000 руб. Второй мог бы купить за 10 000 руб. и его выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода всех покупателей равна 15 000 руб. Аналогично можно определить выгоду продавца.
Определение общественной выгоды важно при исследовании баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.
Исходя, из выполненной работы можно сделать, следующие выводы:
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Однако цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
Глава 2. Эластичность спроса и предложения.
2.1. Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы на нее влияющие.
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность: ценовую, перекрестную, по доходу.
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.
где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);
5 Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 63
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или
вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.
Таблица 2. Виды ценовой эластичности спроса
Вид эластичности |
Соотношение изменения цены и спроса |
Коэффициент эластичности |
Изменение выручки от реализации (PxQ) | |
Уменьшение цены |
Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос |
Цена растет (падает) – спрос постоянен |
Ed = 0 |
уменьшается |
увеличивается |
Неэластичный спрос |
Цена изменяется больше, чем изменяется спрос |
Ed < 1 |
уменьшается |
увеличивается |
Единичная эластичность спроса |
Цена и спрос изменяются одинаково |
Ed = 1 |
не изменяется |
не изменяется |
Эластичный спрос |
Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос |
Ed > 1 |
увеличивается |
уменьшается |
Совершенно эластичный спрос |
Спрос изменяется, цена постоянна |
Ed = ∞ |
уменьшается |
увеличивается |
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон рис. 6
Рис. 6 Кривые спроса с разной ценовой эластичностью
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
2. Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ( ).
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3. Эластичность спроса
по доходу характеризует
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.
Факторы влияющие на эластичность спроса: