Создание и управление холдинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Особенность деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.
Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.

Содержание

Введение ........................................................................................................С.3
Глава 1 Холдинговые компании......................................................................6
1.1. История возникновения.............................................................................6
1.2. Понятие и виды холдинговых компаний.................................................8
1.3. Структура холдинга…………………………………………….............16
Глава 2 Создание и управление холдинга ....................................................17
2.1. Создание холдинга...................................................................................17
2.2. Управление холдингом............................................................................23
2.3. Проблема создания и управления холдингом………………………...28
Заключение .....................................................................................................25
Список использованных источников и литературы..............................…31

Работа содержит 1 файл

ХОЛДИНГ!!!.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ........................................................................................................С.3

Глава 1 Холдинговые компании......................................................................6

  1. История возникновения.............................................................................6
  2. Понятие и виды холдинговых компаний.................................................8
  3. Структура холдинга…………………………………………….............16

Глава 2 Создание и управление холдинга ....................................................17

  1. Создание холдинга...................................................................................17
  2. Управление холдингом............................................................................23
  3. Проблема создания и управления холдингом………………………...28

Заключение .....................................................................................................25

Список  использованных источников и литературы..............................…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.

Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией  бизнеса, образуются различные по своей  конфигурации предпринимательские  объединения от транснациональных  гигантов типа РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" до небольших "связок" - компании и их «дочки».

Самой распространенной формой предпринимательских  объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый  бизнес в настоящее время также  представлен созданными на основе системы  участия и контроля группами хозяйственных  обществ.

Отечественная экономика не в первый раз обращается к интегрированным  структурам. Примером могут служить  созданные в 20-е годы синдикаты  и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические  центры.

С началом массовой приватизации совпадает  время появления таких структур интеграции, как холдинги.

Фактически термин "холдинг" присутствует в многочисленных публикациях  в периодической печати, электронных  средствах массовой информации.

 Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Холдинговые компании демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частности, рыночная экономика не мыслима без развития инвестиционных процессов как в макро - так и микроэкономику. И преодоление инвестиционного дефицита, осуществление инвестиционного прорыва становится возможным при создании холдинговых компаний.

Особенность деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.

Холдинговые компания сегодня выступают  защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности  организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики. За последнее десятилетие холдинги как прогрессивная форма организации бизнеса, позволяющая значительно повысить его устойчивость и конкурентоспособность, получили широкое распространение в России. Несмотря на правовую «непроработанность» данного понятия и существующие законодательные ограничения, холдинги образуются не только в крупном, но и в среднем и даже в малом бизнесе.

Привлекательность данного вида организации  бизнеса во многом определяется возможностями, которые он предоставляет предпринимателям. Основными среди них являются:

• возможность снижения предпринимательских рисков;

• возможность перераспределения средств внутри холдинга;

• возможность установления централизованного управления в холдинге.

Однако существующие в разных странах  нормы налогового и антимонопольного законодательства, гражданского и акционерного права, направленные на защиту прав кредиторов и миноритарных акционеров (участников) дочерних обществ, а также соответствующие  фискальной политике государства, вносят существенные ограничения реализации указанных возможностей. Так, например, перераспределение средств внутри холдинга существенно ограничено нормами  налогового законодательства, а возможности  централизации управления в холдинге противопоставлена возможность  наступления солидарной или субсидиарной ответственности основного общества по обязательствам дочернего, а также  возмещения убытков, причиненных дочернему  обществу.

Настоящая курсовая работа посвящена  исследованию холдинговых компаний, ее структуре. Деятельность таких крупных образований во многих случаях осложнена устаревшей технологической и организационно-управленческой структурами. Эффективное управление такой организацией является труднодостижимым, поэтому проблема структурных преобразований в данном случае становится весьма актуальной.

 

 

 

 

 

Глава 1 Холдинговые компании

1.1 История возникновения

Первые холдинговые компании (холдинговая или держательская -  от  английского слова fo hold – держать) появилась в США в конце XIX века как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа организации холдинговых компаний была создана в 1889 году, когда штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном смысле данного термина.

Организация трестов, ставших крупными монопольными корпорациями, при помощи холдинговой структуры позволяла  предпринимателям обходить антитрестовский  закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 года многие  тресты в США были преобразованы  в холдинговые компании.

Бурное формирование холдинговых  компаний было вызвано также стратегией присоединений, поглощений независимых  компаний, приобретения финансовыми  компаниями контрольных пакетов  акций промышленно – транспортных корпораций. Новая форма объединения  корпоративных компаний (акционерных  обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 478 имели  холдинговую организацию, при чем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами.

В настоящее время практически  все крупнейшие компании США и  Западной Европы имеют холдинговую  структуру. В Англии и США, принадлежащих англо-саксонской системе права, такие объединения так и называют холдингами. В континентальном законодательстве Германии они получили наименование связанных предприятий, к числу которых относятся, в частности, концерны. Во Франции связанные отношениями экономической зависимости и контроля юридические лица именуются группами товариществ.

В России возможность создания холдинговых  структур впервые была закреплена в  Законе РФ «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года. Холдинги могли образовываться на базе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящиеся  в ведении органов государственного управления и местной администрации  с согласия антимонопольных органов. Холдинговые компании, создаваемые  в рамках приватизационного законодательства, были попыткой сохранить технологические  и кооперационные связи, существовавшие в крупных производственно –  хозяйственных комплексах.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и виды холдинговых компаний

Термин «холдинг» является производным от английского – «держать», т. е. в российской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний (держит эти пакеты). Поскольку «держательная» звучит не очень красиво, мы пользуемся заимствованным словом «холдинг».2

Наиболее часто встречающейся  формой организации крупного предпринимательства  в России являются холдинговые компаниии. Под холдинговой компанией понимается предпринимательское объединение юридических лиц, одно из которых (основное общество) в силу владения контрольными пакетами акций других обществ (дочерних) имеет возможность участвовать в деятельности органов управления последних и осуществлять над ними контроль.3

Холдинги или  холдинговые компании являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости  и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в  своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в  уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими  участниками группы.4

Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

Холдинг – корпорация или компания, контролирующая одну или несколько  компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной  практике имеет в большинстве  случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации  компании часто используется для  проведения единой политики и осуществления  единого контроля за соблюдением  общих интересов больших корпораций или ускорения процесса диверсификации.

Реализуя "систему участия" в  холдинге, можно подчинить формально  независимые компании, располагающими капиталами, намного превосходящими капитал самого холдинга. Различают  следующие виды холдинга:

В зависимости от того, какие виды работ и функции выполняет  головная компания, различают два  вида холдингов:

  • чистый холдинг, когда выполняются только финансовые и контрольные функции;
  • смешанный холдинг, который в дополнение к вышеупомянутым функциям самостоятельно участвует в бизнесе (торговля, производство, транспорт, кредитование и т. д.).

В настоящее время все отечественные  холдинги можно разбить на несколько  условных групп по определенным признакам. Рассмотрим их подробнее:

По формам производственной интеграции:

  1. Горизонтальные холдинги – объединение однородных бизнесов (энергетические, сбытовые, телекоммуникационные компании и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головная (материнская) компания.
  2. Вертикальные холдинги – объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт)
  3. Диверсифицированные холдинги – объединение предприятий напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в различные инвестиционные проекты.

               В зависимости от формы собственности:

  1. Государственный
  2. Частный

 

                     Исходя из типов зависимости:

  1. Имущественные –  основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций.
  2. Договорные – когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора.
  3. Организационные – в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.

Информация о работе Создание и управление холдинга