Современный финансово-экономический кризис и формы его проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я поставила цель исследовать основные причины современного экономического кризиса, а также представила пути выхода из него, исходя из мнений мировых экспертов. Особое внимание уделила сложившейся ситуации в России.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

          Такой путь не обеспечивает  модернизации экономики, достижения  целей и задач долгосрочного  развития, сформулированных в Концепции  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года (далее - Концепция), а также в Основных направлениях  деятельности Правительства Российской  Федерации на  период до 2012 года.

           Это значит, что необходима корректировка  политики в плане смещения  акцента с мер, нацеленных на  антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на  меры, ориентированные на формирование  нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение  качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно  позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать накопленное  за 2009 год отставание от «графика»  модернизационной повестки дня,  сформулированной в Концепции. 

            Смещение акцентов, однако, не означает  прекращения реализации собственно  антикризисных мер - в течение  всего 2010 года принятые Правительством  Российской Федерации решения  будут реализовываться. Более  того, поддержка оживления экономики,  обеспечение устойчивости наметившегося  экономического роста в краткосрочном  периоде являются важнейшим приоритетом.  При необходимости будут приниматься  новые меры в рамках выделенного  в федеральном бюджете антикризисного  резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться  и вопросам безработицы, социальной  поддержки населения, пенсионного  обеспечения, решению проблем  моногородов. 

             В Китае, Индии, Бразилии, России  произошло резкое падение спроса  на их экспортную продукцию.  Конечно, были и финансовые  линии воздействия. Иностранные  инвесторы, крупные банки и  финансовые компании оказались  в сложной ситуации, у них были  обязательства, выраженные в основном  в долларах. Чтобы их закрыть,  они стали лихорадочно выводить  средства отовсюду. Это привело  к обрушению многих фондовых  рынков и у нас тоже.

             В России к этим неприятностям  добавилась проблема внешней  задолженности частного сектора.  Раньше было очень выгодно  брать кредиты в валюте, потому  что, во-первых, за рубежом был  ниже процент, чем на внутреннем  рынке. Во-вторых, в последние  годы курс рубля повышался,  соответственно для покрытия  кредита нужно было меньше  рублей. Получалась двойная выгода. Но с приходом кризиса началось падение курса рубля, так как увеличился отток средств из страны. Это привело к проблемам в банковском секторе.

             Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

     - поддержка социальной стабильности  и обеспечение полноценной социальной  защиты населения; 

     - поддержка оживления экономики,  обеспечение устойчивости наметившихся  положительных тенденций; 

     - активизация модернизационной повестки  дня: реализация первоочередных  мер по решению проблем российской  экономики, обусловивших скорость  и глубину спада (слабость национальной  финансовой системы, недиверсифицированность  экономики и экспорта, неконкурентоспособность  значительной части перерабатывающих  производств), совершенствование институциональной  среды, выстраивание новой модели  регулирования, в том числе  на финансовых рынках, наращивание  инвестиций в человеческий капитал.   

       Обеспечение эффективной социальной  защиты населения останется важнейшим  приоритетом антикризисных мер.  Будет обеспечено совершенствование  механизмов поддержки занятости  населения, повышение эффективности  реализуемых социальных программ.

             С 1 января 2010 года будет существенно  повышен уровень пенсионного  обеспечения граждан путем введения  механизма валоризации (повышения)  денежной оценки пенсионных прав  пенсионера. Будет также введен  новый вид адресной социальной  помощи - социальная доплата к  пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих  пенсионеров, с тем, чтобы общая  сумма материального обеспечения  пенсионера не могла быть ниже  величины прожиточного минимума  пенсионера, установленного в субъекте  Российской Федерации. 

            В соответствии с Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» социальные пособия  и выплаты будут проиндексированы  в следующем году на 10 процентов  для поддержания их покупательной  способности, что выше предполагаемого  уровня инфляции.

           В 2010 году развернется работа  по внедрению системы социальных  контрактов (договоров социальной  адаптации), которые будут являться  договорами о взаимных обязательствах  между получателями адресной  социальной помощи и органом  социальной защиты по месту  жительства граждан. Это потребует  разработки соответствующей нормативной  правовой базы, перестройки деятельности  органов социальной защиты населения  на региональном и муниципальном  уровнях, внедрения усовершенствованных  процедур проверки нуждаемости  граждан, соответствующего программного  обеспечения. 

           Повысится эффективность реализации  социальной помощи, в частности  дальнейшее развитие получит  реализация программ, осуществляемых  Фондом поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, будут сформированы эффективные  механизмы поддержки проектов  социально ориентированных некоммерческих  организаций[1].

     Таким образом, меры антикризисного пакета будут  не только смягчать неблагоприятное  воздействие кризиса, но и стимулировать  прогрессивные структурные и  институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества. 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Пожалуй, не сегодняшний день тему кризиса  можно назвать самым популярным предметом обсуждения.

     Антикризисное (антициклическое) регулирование –  одна из важнейших функций государства  в рыночной экономике. Необходимость  антикризисного регулирования обосновал Дж.М. Кейнс. В условиях современного глобального финансово-экономического кризиса все страны с рыночной экономикой вынуждены перейти на усиление государственного вмешательства в экономику и применить необходимые антикризисные меры.

     В марте правительство России обнародовало семь приоритетов антикризисной  политики. Первым из них стала социальная защита граждан. Данный приоритет главный, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”, как заверили власти. Таким образом  государство надеется не допустить  напряженности в стране. Помимо этого, антикризисная политика предусматривает  сохранение технологического и промышленного  потенциала, активизацию внутреннего  спроса, соотношение антикризисных  мер и долгосрочных приоритетов  развития, снижение для бизнеса административных барьеров, поддержку национальной финсистемы, а также проведение макроэкономической политики.

     Глобальный  экономический кризис носит системный  характер, затрагивает большинство  отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики  и принципы международных экономических  отношений. Поэтому важную роль в  преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

     Список  использованной литературы

     
  1. Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год (одобрено на заседании Правительства РФ протокол от 30 декабря 2009 г. № 42).
  1. Андрианов, В. Государство или рынок? Кейнсианство или монетаризм? [Текст] // В. Андрианов. - Общество и экономика. – 2008. - № 10-11. – С.129-146.
  2. Вахитов, К. И., Ванеркина, Т. С. Экономические циклы и кризисы [Учебное пособие]/К. И. Вахитов, Т. С. Ванеркина.- Экономическая теория. Курс лекций.-2000.-С. 254-263
 
  1. Дёмушкина,Л. Теоретические аспекты антикризисного регулирования экономики [Текст]: статья.- 2009.-С. 480.
  2. Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию [Текст]// А. Кудрин.- Вопросы экономики.-2009.-№3.- С.9-27.
  3. Кушлин, В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления [Текст]//  В. Кушлин.- Экономист.-2009.-№  3. - С. 3-11.
  4. Локтева, Ж. В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса [Текст]// Ж.В. Локтева.- Справочник экономиста.-2009.-№3.-С.-12.
  5. Мау, В. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису [Текст]// В. Мау.- Вопросы экономики.-2009.-№2.-С.-4-23.
  6. Пахомов, Ю. , Пахомов, С. Корни кризиса. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки [Текст]// Ю. Пахомов, С. Пахомов.- Экономист.- 2009.-№4.-С.14-16.
  7. Положевец, Г. Рецепты от Кейнса [Текст]// Г. Положевец.- Россия.- 2009.-№ 32.
  8. Попкова, Н. А. Антикризисная политика России в контексте кейнсианских концепций макроэкономического регулирования [Текст]// Н.А. Попкова.- Финансы и кредит.-2009.-№26.- С.16-22.
  9. Рязанов, В. Антикризисная политика в России: стратегические приоритеты и текущие задачи [Текст]//В.Рязанов.- Экономист.-2009.-№12.- С. 3-16.
  10. Суэтин, Л. О причинах современного финансового кризиса [Текст]//
        Л. Суэтин. - Вопросы экономики.-2009.-№1.- С. 40-51.
  1. Фетисов, Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы [Текст]// Г. Фетисов.- Вопросы экономики.-2009.-№4.- С. 31-41.
  2. Официальный сайт Д. Медведева www.kremlin.ru
 
 
 
 

Информация о работе Современный финансово-экономический кризис и формы его проявления