Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Цель: рассмотреть современные теории международной торговли и выявить основные направления повышения конкурентоспособности
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Современные теории международной торговли……………………..6
1.1. Понятие международной торговли……………………………………..6
1.2. Современные теории…………………………………………………….7
Глава II. Повышения конкурентоспособности России………………………19
2.1. Роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности…..19
2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………..35
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать.
Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций).
Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие
правительства на факторные
2) Воздействие правительства на условия спроса:
3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
4) Воздействие
правительства на стратегию, структуру
и соперничество фирм
Глава II. Повышения конкурентоспособности России
2.1.
Роль и место России
в мировой экономике,
потенциал российской
конкурентоспособности
и ее причины низкой
конкурентоспособности
Относительное благополучие российской экономики последних лет и все большая вовлеченность ее в глобальные мирохозяйственные связи вновь ставят вопросы о реальном месте России в мировой экономической табели о рангах, о потенциале российской конкурентоспособности и перспективах нашего дальнейшего развития.
Однозначно ответить на эти вопросы не представляется возможным. С одной стороны, за последние годы достигнуты впечатляющие успехи. Темпы роста ВВП заметно превосходили темпы большинства развитых стран (2004 год: Россия — 7,2%, США — 4,4%, Япония — 3,7%, Италия — 1,2%). По данным ООН, ВВП России в 2003 г. с учетом паритета покупательной способности превысил 1 трлн 330 млрд долл., или более 9200 долл. на душу населения. По объему ВВП мы приближаемся к Италии и при сохранении нынешних тенденций имеем шансы через несколько лет догнать Великобританию и Францию, а по душевому показателю находимся примерно на уровне Мексики и заметно превосходим Бразилию.
Россия занимает не только лидирующие места в мире по добыче нефти и газа, но и входит в первую пятерку стран по выработке электроэнергии, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, производству минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей, молока, зерновых и зернобобовых культур и некоторых других видов продукции.
Объем наших золотовалютных резервов приближается к 170 млрд долларов (162,9 млрд на 7 октября). На 1 января 2000 года, например, они составляли всего 12,5 млрд долл.
По
итогам 2004 года наш экспорт превысил
183 млрд долл., а положительное сальдо
торгового баланса составило
более 88 млрд долл. (В 2005 году все эти
показатели будут значительно превзойдены.
Внешний государственный долг на 1 января 2006 года должен составить 106,9 млрд долл., что существенно меньше, чем в середине 90-х годов (например, на 1 января 1997 года его установленный законом предел превышал 124 млрд долл.). Одновременный рост объемов ВВП, золотовалютных резервов и экспорта заметно сократил давление внешнего долга на экономику, в настоящее время его "бремя" потеряло свою остроту для страны.
За десять лет (1994 - 2004 гг.) доходы крупнейших промышленных компаний России утроились. Темпы развития некоторых новых производств (например телекоммуникации, мобильная связь, программное обеспечение) даже превышают темпы роста в развитых странах.
С другой стороны, среднедушевой объем и структура нашего ВВП заметно отличаются от показателей развитых стран.
Структура нашего экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась: 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% — сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке прежде всего как поставщик даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем нашей реальной конкурентоспособности.
Между тем, например, такая небольшая страна, как Малайзия (22 млн человек) экспортирует в год примерно на 100 млрд долл. при том, что структура ее экспорта разительно отличается от нашей в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью. Российский экспорт высокотехнологичной продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии. Экспорт Японии превышает российский более чем в 2,5 раза и не содержит вообще никаких сырьевых товаров. Кстати, по объему тех же золотовалютных резервов Япония превосходит нас примерно в 5 раз.
По такому важнейшему показателю, как уровень развития человеческого капитала наш отрыв от развитых стран по сравнению с советским периодом даже усиливается.
Наш относительно высокий уровень развития энергетики сочетается с высокой энергоемкостью производства.
Потенциал российских транспортных "коридоров" нивелируется неразвитостью транспортной инфраструктуры. Например, в 2004 году все российские порты перевалили около 350 млн тонн груза (из них две трети — нефть и нефтепродукты), приблизительно столько же перевалил один порт Шанхая.
Наличие огромных запасов полезных ископаемых на территории России требует колоссальных инвестиций и в саму добычу, и в их транспортировку.
Даже существенный экологический потенциал нашей страны не дает пока нам никаких дивидендов.
На
сегодняшний день реальная конкурентоспособность
российской экономики пока отражена в
доле наших поставок на мировой рынок
нефти, газа, металлов и леса. Все остальные
наши "заделы" и наши гипотетические
возможности остаются пока лишь "потенциалом",
который может и не раскрыться.
Причины низкой конкурентоспособности
Существует
огромное множество причин низкой конкурентоспособности
российской экономики и препятствий
для ее преодоления. Большинство
из них хорошо известны. Это неразвитость
институциональной системы
Представляется целесообразным упомянуть те причины, которые иногда выпадают из поля зрения аналитиков.
Во-первых, я бы отметил фактор времени, имея в виду неудачное для России совпадение системного структурного кризиса и одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации, которые именно с 90-х годов прошлого века стали реальностью мировой экономики и политики.
Россия оказалась совершенно не готова к быстрому включению в эти процессы на должном уровне.
Во-вторых, нельзя забывать о политических и геополитических ограничениях, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе. Имеются в виду роль и обязательства России как крупной влиятельной и независимой державы, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень открытости экономики.
В-третьих, советская экономика была практически самодостаточной и закрытой. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался. ("Если надо, то сделаем, и за ценой не постоим".)
Наконец, хотелось бы остановиться и на роли приватизации с точки зрения как повышения конкурентоспособности российской экономики, так и вовлечения в мирохозяйственные связи. Эта роль была крайне противоречива.
С одной стороны, приватизация, без сомнения, способствовала быстрому формированию новых для России, но обычных и традиционных для мировой экономики институтов, таких, как акционерная форма капитала, фондовые биржи и финансовые рынки, банковская и страховые системы. Приватизация повлияла на изменения в организации труда и менеджмента на российских предприятиях, повышая общую культуру производства и делового общения и приближая их к мировым стандартам. Приватизация в целом скорее способствовала, чем препятствовала привлечению иностранных инвесторов в целый ряд отраслей. Что касается выхода российских предпринимателей на мировые рынки, то приватизация значительно ускорила этот процесс.
С
другой стороны, приватизация привела
к разрыву важнейших
Кроме
того, целесообразно поставить вопрос
и о цене, которую готово уплатить
наше общество за глобализацию. Полагаю,
что такая модель вхождения в
мировую экономику, которая реализована,
например, в соглашениях по СРП в рамках
"Сахалин-1% и "Сахалин-2%, вряд ли устраивает
большинство населения России.
2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности
Не погрешу против истины, если скажу, что после кризиса 1998 года в стране предпринимаются определенные меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Это
совершенствование и
В
числе мер, имеющих непосредственное
отношение к повышению
Первое
направление касается федеральных
целевых программ, которые по своему
предназначению должны являться вкладом
государства в повышение