Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Цель: рассмотреть современные теории международной торговли и выявить основные направления повышения конкурентоспособности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Современные теории международной торговли……………………..6
1.1. Понятие международной торговли……………………………………..6
1.2. Современные теории…………………………………………………….7
Глава II. Повышения конкурентоспособности России………………………19
2.1. Роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности…..19
2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

      В своей теории Портер вводит понятие  конкурентоспособности страны.

        Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать.

      Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций).

      Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

      Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

      По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие  правительства на факторные условия

2) Воздействие  правительства на условия спроса:

3) Воздействие  правительства на родственные  и поддерживающие отрасли:

4) Воздействие  правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм 

Глава II. Повышения конкурентоспособности России

2.1. Роль и место России в мировой экономике, потенциал российской конкурентоспособности и ее причины низкой конкурентоспособности 

     Относительное благополучие российской экономики  последних лет и все большая  вовлеченность ее в глобальные мирохозяйственные  связи вновь ставят вопросы о  реальном месте России в мировой экономической табели о рангах, о потенциале российской конкурентоспособности и перспективах нашего дальнейшего развития.

     Однозначно  ответить на эти вопросы не представляется возможным. С одной стороны, за последние  годы достигнуты впечатляющие успехи. Темпы роста ВВП заметно превосходили темпы большинства развитых стран (2004 год: Россия — 7,2%, США — 4,4%, Япония — 3,7%, Италия — 1,2%). По данным ООН, ВВП России в 2003 г. с учетом паритета покупательной способности превысил 1 трлн 330 млрд долл., или более 9200 долл. на душу населения. По объему ВВП мы приближаемся к Италии и при сохранении нынешних тенденций имеем шансы через несколько лет догнать Великобританию и Францию, а по душевому показателю находимся примерно на уровне Мексики и заметно превосходим Бразилию.

     Россия  занимает не только лидирующие места  в мире по добыче нефти и газа, но и входит в первую пятерку стран  по выработке электроэнергии, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, производству минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей, молока, зерновых и зернобобовых культур и некоторых других видов продукции.

     Объем наших золотовалютных резервов приближается к 170 млрд долларов (162,9 млрд на 7 октября). На 1 января 2000 года, например, они составляли всего 12,5 млрд долл.

     По  итогам 2004 года наш экспорт превысил 183 млрд долл., а положительное сальдо торгового баланса составило  более 88 млрд долл. (В 2005 году все эти  показатели будут значительно превзойдены.)

     Внешний государственный долг на 1 января 2006 года должен составить 106,9 млрд долл., что существенно меньше, чем в середине 90-х годов (например, на 1 января 1997 года его установленный законом предел превышал 124 млрд долл.). Одновременный рост объемов ВВП, золотовалютных резервов и экспорта заметно сократил давление внешнего долга на экономику, в настоящее время его "бремя" потеряло свою остроту для страны.

     За  десять лет (1994 - 2004 гг.) доходы крупнейших промышленных компаний России утроились. Темпы развития некоторых новых  производств (например телекоммуникации, мобильная связь, программное обеспечение) даже превышают темпы роста в развитых странах.

     С другой стороны, среднедушевой объем  и структура нашего ВВП заметно  отличаются от показателей развитых стран.

     Структура нашего экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась: 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% — сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке прежде всего как поставщик даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем нашей реальной конкурентоспособности.

     Между тем, например, такая небольшая страна, как Малайзия (22 млн человек) экспортирует в год примерно на 100 млрд долл. при том, что структура ее экспорта разительно отличается от нашей в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью. Российский экспорт высокотехнологичной продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии. Экспорт Японии превышает российский более чем в 2,5 раза и не содержит вообще никаких сырьевых товаров. Кстати, по объему тех же золотовалютных резервов Япония превосходит нас примерно в 5 раз.

     По  такому важнейшему показателю, как  уровень развития человеческого капитала наш отрыв от развитых стран по сравнению с советским периодом даже усиливается.

     Наш относительно высокий уровень развития энергетики сочетается с высокой  энергоемкостью производства.

     Потенциал российских транспортных "коридоров" нивелируется неразвитостью транспортной инфраструктуры. Например, в 2004 году все российские порты перевалили около 350 млн тонн груза (из них две трети — нефть и нефтепродукты), приблизительно столько же перевалил один порт Шанхая.

     Наличие огромных запасов полезных ископаемых на территории России требует колоссальных инвестиций и в саму добычу, и в их транспортировку.

     Даже  существенный экологический потенциал  нашей страны не дает пока нам никаких  дивидендов.

     На  сегодняшний день реальная конкурентоспособность  российской экономики пока отражена в доле наших поставок на мировой рынок нефти, газа, металлов и леса. Все остальные наши "заделы" и наши гипотетические возможности остаются пока лишь "потенциалом", который может и не раскрыться. 

Причины низкой конкурентоспособности

     Существует  огромное множество причин низкой конкурентоспособности  российской экономики и препятствий  для ее преодоления. Большинство  из них хорошо известны. Это неразвитость институциональной системы инвестирования (слабость банковской и финансовой инфраструктуры), отсутствие надежных механизмов по трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты. Это отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство. Это бюрократизм и коррупция. Это недостаточная прозрачность финансовых потоков. Это даже, по мнению некоторых экспертов (хотя я их точку зрения не разделяю), неспособность нашего населения воспринять такую степень динамизма социальных и институциональных новаций, которой было подвержено наше общество последние 15 лет.

     Представляется  целесообразным упомянуть те причины, которые иногда выпадают из поля зрения аналитиков.

     Во-первых, я бы отметил фактор времени, имея в виду неудачное для России совпадение системного структурного кризиса и  одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации, которые именно с 90-х годов прошлого века стали реальностью мировой экономики и политики.

     Россия  оказалась совершенно не готова к  быстрому включению в эти процессы на должном уровне.

     Во-вторых, нельзя забывать о политических и  геополитических ограничениях, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе. Имеются в виду роль и обязательства России как крупной влиятельной и независимой державы, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень открытости экономики.

     В-третьих, советская экономика была практически  самодостаточной и закрытой. Перед  ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался. ("Если надо, то сделаем, и за ценой не постоим".)

     Наконец, хотелось бы остановиться и на роли приватизации с точки зрения как повышения конкурентоспособности российской экономики, так и вовлечения в мирохозяйственные связи. Эта роль была крайне противоречива.

     С одной стороны, приватизация, без  сомнения, способствовала быстрому формированию новых для России, но обычных и традиционных для мировой экономики институтов, таких, как акционерная форма капитала, фондовые биржи и финансовые рынки, банковская и страховые системы. Приватизация повлияла на изменения в организации труда и менеджмента на российских предприятиях, повышая общую культуру производства и делового общения и приближая их к мировым стандартам. Приватизация в целом скорее способствовала, чем препятствовала привлечению иностранных инвесторов в целый ряд отраслей. Что касается выхода российских предпринимателей на мировые рынки, то приватизация значительно ускорила этот процесс.

     С другой стороны, приватизация привела  к разрыву важнейших кооперационных связей, неоправданному перепрофилированию целого ряда важнейших предприятий, что в свою очередь вызвало в ряде отраслей и производств утрату конкурентоспособности российских производителей не только на мировых, но и на внутреннем рынках. Нарушения, допущенные в ходе приватизации, сопутствующие им коррупция и участие криминальных структур, несовершенство приватизационного законодательства отпугивали добросовестных инвесторов, формировали негативное представление о российском бизнесе за рубежом, понижали инвестиционный рейтинг страны. Таковы основные не технологического рода (вроде больших транспортных издержек и высокой энергоемкости) препятствия повышения конкурентоспособности российской экономики.

     Кроме того, целесообразно поставить вопрос и о цене, которую готово уплатить наше общество за глобализацию. Полагаю, что такая модель вхождения в  мировую экономику, которая реализована, например, в соглашениях по СРП в рамках "Сахалин-1% и "Сахалин-2%, вряд ли устраивает большинство населения России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Предпринимаемые желаемые меры по повышению конкурентоспособности

     Не  погрешу против истины, если скажу, что после кризиса 1998 года в стране предпринимаются определенные меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики. 

     Это совершенствование и кодификация  весьма противоречивого и еще  далеко не полного законодательства. Это номинальное снижение налогового бремени, это улучшение налогового и таможенного администрирования. Это предпринимаемые в последнее время попытки внести реальное содержание в статус особых экономических зон, включая принятие нового закона и формирование специального государственного органа по этой проблематике. Это также переход к модели среднесрочного бюджетного планирования и к бюджетированию, ориентированному на результат.

     В числе мер, имеющих непосредственное отношение к повышению конкурентоспособности, хотел бы остановиться на двух направлениях, имеющих прямое отношение к деятельности Счетной палаты.

     Первое  направление касается федеральных  целевых программ, которые по своему предназначению должны являться вкладом  государства в повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Информация о работе Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России