Современные тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Агропромышленный комплекс, его структура и функции……………5

2 Оценка состояния агропромышленного комплекса и механизм функционирования………………………………………………………………..9

3 Основные направления реформирования агропромышленного комплекса в современных условиях……………………………………………21
3.1 Принципы, цели и задачи реформирования………………………...21
3.2 Опыт зарубежных стран в реформировании аграрного сектора…..24
3.3 Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь………26

4 Развитие агропромышленного комплекса в Республике Беларусь…32
4.1 Проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь и пути их решения…………………………………………………….32
4.2 Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларуси на 2011-2015 годы…………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованных источников……………………………………42

Приложение……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач сдача .doc

— 359.50 Кб (Скачать)

Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов  государственного управления, поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни»[13, с. 43-45].

Таким образом, наиболее перспективным направлением дальнейшего  реформирования агропромышленного комплекса является развитие крупно товарных форм производства на основе вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий с целью создания производственных структур с завершенным циклом производства (от сырья до конечной продукции).

 

4 РАЗВИТИЕ  АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

4.1 Проблемы  развития агропромышленного комплекса  Республики Беларусь и пути  их решения

 

 

Наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных  проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Агропромышленный комплекс Беларуси в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Основными проблемами агропромышленного комплекса являются:

  1. спад производства, обусловленный нехваткой средств;
  2. отток активной части сельского населения в города;
  3. сокращение посевных площадей;
  4. сокращение государственного финансирования;
  5. снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции;
  6. диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
  7. неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.

Основной проблемой  сельского хозяйства Беларуси является неэффективное производство. Поэтому  первостепенной задачей аграрного  сектора на первом этапе является повышение экономической эффективности  производства, обеспечение экономического роста. Для этого необходимо:

  1. всемерное содействие развитию научных исследований по приоритетным направлениям и существенное усиление работы по их использованию в производстве;
  2. развитие конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.);
  3. укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, его техническая модернизация и переход на этой основе на современные высокопроизводительные, ресурсосберегающие технологии;
  4. эффективное использование производственного потенциала и ресурсов;
  5. концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высоко окупаемых видах производства;
  6. значительный рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
  7. совершенствование ценовой политики;
  8. трансформация неэффективных предприятий агропромышленного комплекса в новые рыночные структуры;
  9. создание условий, в которых могут эффективно работать как коллективные предприятия, так и индивидуальный сектор;
  10. реализация целевых программ поддержки сельского хозяйства за счет госбюджета;
  11. стимулирование экспорта продукции.

Актуальной на сегодняшний  день проблемой является отток квалифицированной, экономически активной части сельского населения в города. Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве гораздо ниже городской. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Эта проблема может быть решена при одном условии, если село перестанет сохранять одностороннюю направленность – оставаться производителем только сельскохозяйственной продукции, а точнее аграрного сырья.

Узкоспециализированное  состояние аграрного производства, при кажущейся экономической  эффективности, играет негативную роль в социальном развитии сельских поселений. Ведь не каждый житель деревни может (или хочет) быть задействован только в полеводстве или животноводстве. Многие, особенно молодые люди, оставались бы в селе при условии предоставления возможностей реализовать свои знания, способности, трудовой потенциал в других отраслях. Думается, что необходимо стимулировать создание малых производств на местном сырье, развивать туристическую индустрию, бытовые, информационные, транспортные и иные услуги.

В современных условиях основным методологическим принципом  в реформировании аграрного сектора должен стать переход от стратегии моно развития сельскохозяйственной отрасли к стратегии комплексного развития сельских территорий. При таком подходе замедлятся миграционные процессы, что позитивно скажется на решении социально-экономических проблем.

Не менее важной проблемой  является высокий физический и моральный  износ основных средств. Нехватка свободных  денежных средств не позволяет большинству  предприятий проводить полноценную  техническую и технологическую  модернизацию основных фондов. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства требует значительных финансовых ресурсов. Основными мерами по активизации инвестиционной деятельности должны стать:

  1. повышение платежеспособности предприятий, увеличение собственных источников финансирования;
  2. расширение системы лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так и за счет возможностей организаций перерабатывающих и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон);
  3. привлечение иностранных инвестиций и свободных средств граждан при реализации предпринимательской деятельности;
  4. сохранение централизованной государственной поддержки.

Активизации инвестиционной деятельности будет способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким  контролем государства.

Еще одной проблемой, тормозящей развитие агропромышленного  комплекса, является разобщенность товаропроизводителей. Приоритетным направлением институциональных преобразований в агропромышленном комплексе, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры агропромышленного комплекса и охватить большинство фермерских хозяйств.

Развитию аграрного  сектора Республики Беларусь препятствует ряд проблем, возникших как в  настоящее, так и в давнее время. Главными из них являются:

  1. отток экономически активной части сельского населения в города;
  2. неэффективное производство;
  3. разобщенность товаропроизводителей;
  4. износ основных средств.

Однако имеются различные  пути решения этих проблем, и в  дальнейшем, при правильном подходе  государства, все они могут быть решены [14, с. 2-5].

 

 

4.2 Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларуси на 2011-2015 годы

 

В республике успешно завершена Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. Достигнуты параметры абсолютного большинства ее позиций, как в производственной, так и в социальной сферах развития агропромышленного комплекса. Полностью обеспечена продовольственная безопасность государства, более 2 млрд. долларов США составляет аграрный экспорт. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на человека Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Успешно решаются социальные проблемы сельского населения.

Созданная инфраструктура отрасли и наработанные механизмы хозяйствования на земле  позволяют ставить в настоящее  время задачи по переводу агропромышленного  производства страны на новый, более динамичный уровень развития. Эту цель и предусматривает программа экономического и социального развития агропромышленного комплекса на 2011 – 2015 годы. Вместе с тем представляет интерес мнение по этому вопросу и широкой аграрной общественности страны.

Производственный раздел программы имеет экономическую  направленность, предусматривает высокий  уровень использования природных  ресурсов страны и снижение удельных затрат на всех этапах производства и  переработки продукции, повышение  ее потребительских качеств и конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках. Поэтому в целях придания реального приоритета экономическим показателям в качестве основных критериев оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов в программный период предлагается принять показатели эффективности, в основе которых лежат размеры выручки и прибыли с учетом условий хозяйствования:

  1. балльная оценка сельскохозяйственных угодий, наличие животноводческих комплексов, созданных на средства государства;
  2. присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций и уровень их финансовых обязательств;
  3. объем полученных безвозвратных государственных инвестиций и другие объективные факторы.

Это позволит создать  эффективный механизм объективной  оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов. 

Намечается повысить уровень экономической эффективности  использования в сельскохозяйственном производстве средств государственной  поддержки. Предлагается ввести порядок, при котором бы ее процент в  расходной части консолидированного бюджета соответствовал проценту сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны. 

 

 

Схема государственной  поддержки субъектов агропромышленного  комплекса:

  1. инновационная, научно-техническая и научная деятельность в сфере агропромышленного производства;
  2. финансирование отраслевых и государственных программ, целевых мероприятий, реализация которых обеспечивает рост конкурентоспособности продукции, развитие технико-технологической базы производства;
  3. поддержание доходности сельскохозяйственного производства на уровне средней по экономике для обеспечения межотраслевого паритета;
  4. выравнивание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с различиями, обусловленными дифференциацией почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования;
  5. подготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса, предоставление консультационной помощи;
  6. информационное обеспечение и маркетинговое обслуживание;
  7. обеспечение стабильности аграрного рынка, включая формирование и использование государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, развитие системы страхования и другие меры развития сельского хозяйства, системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Основной объем средств  государственной поддержки нужно  направить непосредственно организациям агропромышленного комплекса во взаимосвязи с объемами реализации продукции нормативного качества и условиями хозяйствования.

В программе предусмотрена  оптимизация условий для частной  предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь посредством введения заявительного порядка регистрации частных форм предпринимательской деятельности на селе, стимулирования привлечения частных инвестиций всех форм в развитие агропромышленного производства для создания, как самостоятельных частных структур, так и для формирования совместных форм хозяйствования, защищая при этом интересы отечественных государственных и кооперативных организаций.

Для оптимизации  размещения агропромышленного производства по зонам и регионам страны, повышения эффективности использования почвенно-климатического потенциала предложены:

  1. научно-обоснованные схемы специализации агропромышленного производства; 
  2. целевые региональные системы земледелия;
  3. перечень и объемы мероприятий по повышению уровня внесения органических, минеральных и известковых удобрений, использованию высокоэффективных средств защиты растений, совершенствованию семеноводства;
  4. комплекс мер по восстановлению мелиоративных систем и их эффективному функционированию;
  5. отмечен приоритет животноводства, в первую очередь скотоводства, ориентируясь на высокий потенциал травяных ресурсов республики.

В условиях широкого выхода на мировые аграрные рынки уровню переработки сельскохозяйственного  сырья придается первостепенное значение в вопросах востребованности белорусской продукции, ее конкурентоспособности и экономической эффективности. Поэтому предполагается сосредоточить усилия переработчиков на высокотехнологичных, безотходных и ресурсосберегающих технологиях, производстве продукции, соответствующей мировым стандартам качества.

Намечено освоить производство новых видов продовольственной  продукции функционального назначения, расширить производство полуфабрикатов высокой степени готовности в  асептической упаковке, при этом обеспечить беспрепятственный доступ пользующихся спросом новых видов продукции во все регионы республики и их торговые организации.

Информация о работе Современные тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь