Современные тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Агропромышленный комплекс, его структура и функции……………5

2 Оценка состояния агропромышленного комплекса и механизм функционирования………………………………………………………………..9

3 Основные направления реформирования агропромышленного комплекса в современных условиях……………………………………………21
3.1 Принципы, цели и задачи реформирования………………………...21
3.2 Опыт зарубежных стран в реформировании аграрного сектора…..24
3.3 Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь………26

4 Развитие агропромышленного комплекса в Республике Беларусь…32
4.1 Проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь и пути их решения…………………………………………………….32
4.2 Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларуси на 2011-2015 годы…………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованных источников……………………………………42

Приложение……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсач сдача .doc

— 359.50 Кб (Скачать)

Климатические условия  Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей.

Сахарную свеклу в  Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100% [7].

Производством овощей в  стране занимается более 1 тыс. сельскохозяйственных организаций, около 3 млн. личных подсобных и других хозяйств населения [7].

В Беларуси на нужды кормопроизводства  используется 70% сельскохозяйственных угодий. Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн. т кормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре агропромышленного комплекса [7].

Одной из важнейших социально  значимых отраслей перерабатывающей промышленности является пищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий, которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия [7].

Предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь вырабатывают свыше 70% общего объема продукции, предприятия концерна «Белгоспищепром» – около 20%, иностранные, совместные и предприятия Белкоопсоюза – немногим более 10% [7].

В составе пищевой  промышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в масле растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может и нуждается в импорте [7].

Проблемы агропромышленного  комплекса в Республике Беларусь сегодня:

  1. низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советское время. Однако и сегодня колхозы существуют, причем в основном государственной формы собственности, что естественно снижает их эффективность;
  2. недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась.

Таким образом, анализируя уровень развития агропромышленного  комплекса, обратим внимание на то, что в Беларуси много программ, которые касаются агропромышленного комплекса, в том числе птицеводства, молочной и масложировой отраслей, картофелеводства, овощеводства, племенного дела и т.д.

Вроде бы на все случаи жизни есть уже расписанный регламент, но программы сами по себе не реализуются, нужна практическая работа, нужен конкретный системный подход

Перед агропромышленным комплексом стоят  очень большие задачи. Беларусь хочет  выйти на 7 млрд. долларов экспорта к 2015 году при 4 млрд. долларов положительного сальдо. Это очень сложно, в том числе и потому, что экономика отрасли находится в очень плохом состоянии. Также обратим внимание на то, что сельскохозяйственные организации имеют достаточно большие долги.

 

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

3.1 Принципы, цели и задачи реформирования

 

 

Структурная перестройка экономики  и реструктуризация сельскохозяйственных предприятий является одним из важнейших  стратегических направлений аграрной реформы. Преобразование колхозов и  совхозов в структуры рыночного  типа базируется на изменении форм собственности. Организационно-экономической предпосылкой реформирования хозяйств является формирование коллективно-долевой собственности новых предприятий на базе их имущественных и денежных паев. Имущественный пай предоставляет его владельцу экономическую свободу в выборе рыночной формы хозяйствования и формирования многоукладной экономики.

Переход к рыночным отношениям принимается  не как разрушительный процесс, а  как расширение возможностей хозяйствующих  субъектов и направлен, прежде всего, на преодоление недостатков чрезмерной централизации управления, развития инициативы товаропроизводителей, усиление их мотивации в применении более совершенных методов организации и ведения производства.

При рыночных отношениях основой деятельности всех типов предприятий агропромышленного комплекса становится самоокупаемость, а товаропроизводители выступают как непосредственные субъекты рынка. В силу этих обстоятельств рынок является важнейшим фактором прогресса сельского хозяйства, вызывая в нем положительные изменения производственного и экономического характера.

При этом следует подчеркнуть, что  нельзя рассматривать рынок как  самоцель. Рыночные отношения, включающие в себя комплекс экономических регуляторов, которые, если говорить о целевых  ориентирах развития агропромышленного комплекса, в ближайшие годы обеспечат его стабилизацию и последующие устойчивое развитие [8, с. 18].

Реформирование сельскохозяйственных предприятий – это переход к рыночным отношениям в сельском хозяйстве. Оно представляет собой одну из наиболее трудных задач, обусловленных сложностью самой отрасли как объекта реформирования. Сельское хозяйство представляет собой производственную, социальную и экономическую систему, где в комплексе взаимодействуют множество природных, экономических, социальных, демографических факторов, которые в совокупности обуславливают характер аграрных отношений и подходов к реформированию хозяйств. Когда речь идет о реформировании сельскохозяйственных предприятий, прежде всего, необходимо исходить из совершенствования производственных отношений, то есть форм собственности, реструктуризации и их коммерциализации (табл. 1).

Таблица 1 – Формы и задачи реформирования

Формы реформирования

Задачи реформирования

1. Изменение производственных отношений,  т. е. отношений собственности

2. Проведение внутрихозяйственной  реструктуризации

 

3. Коммерциализация предприятия,  диверсификация и переспециализация

1. Приостановить разрушение производственного потенциала этих предприятий и не навредить

 

 

2. Обеспечить социальную защиту  граждан, проживающих на территории  реформированного предприятия

 

3. Способствовать реструктуризации  задолженности и развития кооперативных  отношений новых хозяйственных структур с подсобными хозяйственными подворьями

 

4. Обеспечить прибыльную работу  сельскохозяйственных организаций:  сведения расходов предприятия  к минимуму; ликвидация низко  рентабельных и убыточных производств;  применение перспективы ресурсосберегающих мало затратных технологий; увеличение производства высокорентабельной продукции; выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные хозяйствующие структуры


Принципы реформирования должны предусматривать:

  1. целесообразность;
  2. добровольность;
  3. понимание необходимости и цели реформирования;
  4. знание (усвоение) того, что дает реформирование каждому колхознику или рабочему совхоза, хозяйству, обществу в целом;
  5. сохранение целостности исторически сложившейся хозяйственной территории;
  6. сохранение примата за крупным производством;
  7. социальная справедливость и защищенность работников и населения реформируемых хозяйств;
  8. признание многоукладной смешанной экономики;
  9. свобода и самостоятельность производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности;
  10. самостоятельное определение структуры производства, рынка сбыта и договорных цен на реализуемую продукцию.

Изложенные выше позиции позволяют  сформировать цель реформирования, которая заключается в формировании эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, базирующегося на различных формах собственности, включая частную на средства производства, в том числе на землю, опирающегося на инициативу и предприимчивость производителей сельскохозяйственной продукции, а также поддержку государства, обеспечивающих социальные и экономические интересы сельских товаропроизводителей.

Неизбежным следствие реформированием  должно быть создание прочной основы для будущего сельскохозяйственного  производства. Причем реформирование должно рассматриваться не как отрицание крупных хозяйств, а наоборот, как их укрепление на основе изменения производственных отношений.

В основе реформирования должны лежать экономические интересы, которые  являются продуктом производственных отношений и всегда объективны, независимо от того, идет ли речь об индивидууме – носителе интересов, или о коллективе, социальной группе, обществе в целом.

Личный интерес является наиболее активным, непосредственно ощущаемым, первичным движущим фактором развития производства. Здесь проявляются отношения между отдельными работниками и обществом в целом, а также между работниками и предприятием. Личный материальный интерес объективно воздействует на развитие всего общественного производства.

Игнорирование экономических интересов  всегда отрицательно воздействует на развитие производства. При реализации экономических интересов следует исходить из учета интересов человека, отсутствия внеэкономического принуждения, законодательной и социальной защиты человека в сочетании с государственной поддержкой.

Для более полной реализации экономических  интересов работник должен обладать профессионализмом, предприимчивостью, владеть рыночной информацией, действовать  осмотрительно, прибегая к коммерческому  риску, иметь необходимую обеспеченность материально-техническими и другими ресурсами и надежных партнеров по бизнесу.

Экономические интересы должны лежать в основе всех преобразований в аграрной отрасли, ибо, только учитывая интересы каждого работника и коллектива в целом, можно обеспечить развитие производства и рост производительности труда.

Осуществление изложенных принципов предполагает новые подходы в организации сельскохозяйственного производства, изменение его базовых основ, связанных с изменениями форм собственности и хозяйствования       [9, с. 26-27].

 

 

3.2 Опыт зарубежных  стран в реформировании аграрного  сектора

 

 

При поиске оптимального варианта развития аграрного сектора экономики  Беларусь необходимо учитывать тенденции  развития этого сектора в развитых странах:

  1. все больший удельный вес в производстве сельхозпродукции занимают крупные товарные хозяйства. Например, в США они составляют 14,5% от общей численности сельскохозяйственных производителей, но обеспечивают занятость более 80% наемной рабочей силы и выпускают более 73% товарной сельскохозяйственной продукции. Крупные сельхозпредприятия более быстро, широко и эффективно осваивают передовые технологии, достижения науки и техники, прогрессивные методы организации производства, труда и управления. Поэтому они наиболее конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках [10, с. 46];
  2. сокращение среднего срока функционирования малых и средних сельхозпредприятий, их разорение и сдача в аренду высвобождаемых земель. Удельный вес арендуемых земель в общей площади сельхозугодий в настоящее время, например, в Бельгии составляют свыше 70%, в США и Франции – около50 %, других странах Европейского Союза – от 55 до 75%. В связи с этим увеличивается количество крупных товарных хозяйств, широко использующих арендуемые земли. Главные причины таких тенденций – более низкая конкурентоспособность мелких предприятий, рост удельного веса малодетных семей в сельской местности, отток молодежи в город и нежелание работать на селе, старение сельского населения [10, с. 48];
  3. широкое развитие любительского сельскохозяйственного производства, включая подсобное хозяйство сельских тружеников;
  4. укрупнение сельскохозяйственных предприятий за счет аренды или приобретения дополнительных сельхозугодий, создания оптимальных по размеру товарных хозяйств. Мировой наукой доказано, что оптимальными по размеру товарные сельские хозяйства должны владеть сельскохозяйственными угодьями в пределах 1-3,5 тыс. га. Такие площади позволяют добиваться наиболее высоких и устойчивых результатов хозяйствования при оптимальном использовании ресурсов [10, с. 50];
  5. дальнейшее углубление специализации сельхозпредприятий всех размеров на базе межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции. Это позволяет при различных размерах землепользования повышать производительность труда, фондоотдачу и окупаемость затрат;
  6. проведение сильной протекционистской политики, направленной на защиту интересов национальных производителей сельскохозяйственной продукции. Для этого используется несколько методов: поддержка цен на закупаемую продукцию выше мирового уровня, перераспределение доходов в пользу сельхозпроизводителей, предоставление им субсидий и др. Развитые страны ограничивают или даже запрещают импорт сельхозпродукции посредством таможенных пошлин, тарифов и квот. Некоторые меры защиты от импорта (особенно молочных и мясных продуктов, на которых специализируется отечественный агропромышленный комплекс) целесообразно применять и в Беларуси;
  7. главным в повышении эффективности сельхозпроизводства является не собственность на землю, а собственность на результаты труда. Учитывая это, можно констатировать, что на государственных сельскохозяйственных угодьях одинаково успешно могут функционировать различные формы сельхозпредприятий. Главное – найти эффективные способы вовлечения каждого работника в процесс производства. За рубежом, например, с каждым годом увеличивается количество сельхозпредприятий, основанных на акционерной форме собственности. Она объединяет в себе лучшие стороны частного и коллективного предпринимательства;
  8. в развитых странах появляется все больше сторонников тех форм предпринимательства, которые обеспечивают более высокий уровень социальной справедливости и защищенности. Постепенно сельское хозяйство выводится из стихии рынка, ведется на основе современных методов правового регулирования при мощной поддержке государства. Поэтому и в Беларуси аграрная политика должна строиться на разумном сочетании государственных и рыночных регуляторов.

Информация о работе Современные тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь