Современные формы бизнеса в России и в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать основные формы осуществления предпринимательской деятельности.
Дать общую характеристику различных объединений предприятий, раскрыть их сущность, преимущества и недостатки.
Поставленные цели и задачи определяют следующую логику реферата. В первой главе рассмотрены сущность и виды предпринимательской деятельности. Во второй главе - современные формы объединений предприятий, дана их краткая характеристика. В третьей главе рассмотрены международные формы бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 История предпринимательства……………………………………………4
1.2 Предпринимательство: его сущность и виды………………………………………………………………………………..6
1.3 Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………………………………...14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………17
2.1 Финансово-промышленная группа…………………………………………………………………………….18
2.2 Холдинг……………………………………………………………………20
2.3 Корпорация…………………………………………………………..……23
2.4 Картель…………………………………………………………………….26
2.5 Синдикат…………………………………………………………………..31
2.6 Трест……………………………………………………………………….32
3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА………………………………………………………………………...34
3.1Транснациональные корпорации……………………………………………………………………….38
3.2 Многонациональные корпорации……………………………………………………………………….42
4 Особенности бизнеса в России…………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ123.docx

— 92.23 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3  Международные  формы бизнеса

     
     Международный бизнес осуществляется в определенных формах. Среди них назовем такие: экспорт-импорт товаров и услуг; кооперация в отрасли научно-технической, производственной, сбытовой и сервисной  деятельности; инвестиционная деятельность; общее предпринимательство; транснациональные  корпорации. Наиболее распространенной формой международного бизнеса является осуществление экспортно-импортных операций, лизинга, разных посреднических, консультационных и маркетинговых услуг. Распространению этой формы международного бизнеса способствует и обстоятельство, что она может осуществляться даже при ограниченности конвертации национальных валют в валюты других стран и недостаточном количестве валютных ресурсов на импорт зарубежных товаров. При таких условиях определенного развития приобретает так называемая встречная торговля, которая проявляется как обмен товаров в натуральной форме без денег (бартерный обмен).

      Кооперация  в отрасли научно-технической, производственной, сбытовой и сервисной деятельности предусматривает прежде всего деятельность в отрасли научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, производства и сбыта продукции  и послепродажного технического обслуживания, ее, а также ремонту.

     Названные выше формы международного бизнеса  характеризуются сравнительно невысоким  уровнем интернационализации предприятий  и организаций. При этом следует  иметь в виду, что экспортно-импортные  операции, сбытовая и сервисная деятельность нередко могут носить нерегулярный характер. Скажем, фирма может экспортировать избытки своих товаров или  отдельные товары, изготовленные  на заказ.

     В современных условиях заметно выросла  роль международной инвестиционной деятельности как формы международного бизнеса. Она являет собой совокупность действий юридических и физических лиц относительно реализации инвестиционных проектов. Как свидетельствует опыт, повышение инвестиционной активности имеет место тогда, когда происходит снижение уровня инфляции, стабилизируется национальная валюта, совершенствуется система налогообложения, стабильными является законодательно нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. Активизация инвестиционной деятельности является свидетельством развития предпринимательства и положительно влияет на рост его социально-экономической роли в обществе.

     Высшим  уровнем интернационализации характеризуется  такая форма международного бизнеса, как общее предпринимательство. Оно представляет собой деятельность, которая основывается на сотрудничестве юридических и физических лиц  разных стран, общем распределении  прибылей и рисков, от ее осуществления. Если деятельность не связана с получением прибыли, то она не может считаться  предпринимательской.

     Основными видами международного предпринимательства  является лицензирование, управление, по контракту, создание и функционирование совместных предприятий и тому подобное. Лицензирование представляет собой  форму сотрудничества, при которой  субъектами международных экономических  отношений выступают владелец определенных прав (лицензиар) и постоянный или  временный пользователь этим правом (лицензиат). Лицензиар заключает  соглашение с лицензиатом, в соответствии с которым он передает последнему право на использование патента, товарного знака и других новинок, за определенную плату. Такая деятельность дает возможность лицензиару быстрее  выйти на новый рынок, а лицензиату - использовать лицензию в интересах  собственного бизнеса.

     Управление  по контракту представляет собой  форму сотрудничества, при которой  один предприниматель передает управленческие услуги другому, а тот последний  обеспечивает инвестирование. За своей  сущностью управления по контракту  является экспортом управленческих услуг, а не капиталу.

     Наиболее  эффективным видом международного предпринимательства является создание и функционирование международных  совместных предприятий. Международное  совместное предприятие представляет собой форму сотрудничества партнеров  разных стран относительно инвестирования, управления, производства продукции, реализации товаров и услуг, распределения  прибылей и рисков. 
Деятельность международных совместных предприятий приносит определенную пользу как непосредственным партнерам, так, и их странам. Для стран базирования главного предприятия, которые принимают участие в создании совместного предприятия путем применения предпринимательского капитала за рубежом, а ими являются главным образом промышленно развитые страны, создание совместного предприятия, выгодное тем, которое дает возможность решать определены политические, ресурсные, общеэкономические вопросы.

     Страны, на территории которых базируется совместное предприятие, должны увеличивать свои материальные и финансовые ресурсы, развивать национальную научно-исследовательскую базу, заимствовать передовые технологии и управленческий опыт, увеличивать экспортные поступления в виде налогов на прибыли совместных предприятий, повышать квалификацию работающих.

     Для непосредственных партнеров создания совместных предприятий полезное тем, которое дает возможность разрешать  производственно-экономические и  маркетинговые проблемы и в конечном счете получать высшие прибыли.

     Международные совместные предприятия классифицируются в зависимости от форм организации  и структуры непосредственных участников, источников и способов вкладывания  средств, в уставный фонд, виду деятельности. По форме организации различают  совместные предприятия, которые созданы на контрактных принципах, и предприятия, что созданные на организационно-правовой базе страны. За структурой непосредственных участников различают совместные предприятия, где основателями только физические лица, только юридические лица, физические и юридические лица.

     По  источникам и способам вкладывания  средств в уставный фонд совместные предприятия разделяются на таких:

     те, которые основаны на равных долях партнеров;

     те, в которых преобладает частица иностранного партнера;

     те, в которых частица иностранного партнера меньше;

     те, которые созданы при участии лишь частного капитала; те, которые

     созданы при участии частного и государственного капитала;

     те, которые созданы при участии  национальных и международных организаций;

     те, которые созданы на собственные  средства; 
те, которые созданы на одолженные средства.

     За  видом деятельности принято различать  совместные предприятия: инновационные, производственные, закупочно-сбытовые, комплексные. Достаточно важной формой международного бизнеса являются международные  корпорации. Международная корпорация представляет собой форму структурной  организации большой корпорации, которая осуществляет прямые инвестиции в разные страны мира. Международные  корпорации бывают двух видов: транснациональные  и многонациональные.

 
 
 
 
 
 

3.1 Транснациональные  корпорации

     Транснациональная компания – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

     Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес - организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

 

     Страна  базирования - страна, в которой находится  штаб-квартира ТНК.

     Принимающие страны - страны, в которых размещена  собственность ТНК.

     ТНК часто делятся на три больших  группы:

  • Горизонтально интегрированные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
        • Вертикально интегрированные ТНК - управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
        • Раздельные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены. 
  
 

     Выделяют  следующие основные качественные признаки ТНК:

    • особенности реализации: фирма реализует  значительную часть своей продукции  за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

    • особенности  размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые  ее дочерние предприятия и филиалы;

    • особенности  прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран. 

 

     Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных  признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Некоторые  крупные компании обладают всеми  этими тремя признаками одновременно.

     Наиболее  важным считается первый признак. Что  касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

     В современном мире грань между  транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК.

     Преимущества  ТНК перед обычными фирмами:

    • возможность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

    • мобилизация связанных с экономической  культурой «неосязаемых активов» (производственного  опыта, навыков управления), которые  становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения американских принципов личной ответственности в филиалах действующих по всей планете фирм США);

    • дополнительные возможности повышения  эффективности и усиления конкурентоспособности  путем доступа к ресурсам иностранных  государств (использование более  дешевой или более квалифицированной  рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей  страны);

    • близость к потребителям продукции  иностранного филиала фирмы и  возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед  фирмами принимающей страны в  результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской  фирмы и ее филиалов;

    • возможность использовать в своих  интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу  в курсах валют и т.д.;

    • способность продлевать жизненный  цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в  зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений  в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

    • возможность преодолевать разного  рода протекционистские барьеры  на пути проникновения на рынок той  или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);

    • способность крупной фирмы уменьшать  риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.

 

     В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой  торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

     Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации.

     ТНК имеют очень весомую роль в  мировых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при  этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.

    ТНК - это не только производственные компании, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  • 3.2 Многонациональные корпорации
  •      Многонациональные корпорации (МНК) - это международные  корпорации как по своей деятельности, так и по капиталу, т.е. ее капитал  формируется из средств нескольких национальных компаний. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность.

         Прямые  иностранные инвестиции тесно связаны  с экспансией многонациональных  корпораций как основных производителей в глобальной экономике. Прямые иностранные  инвестиции как в развитых странах, так все чаще и в развивающихся  принимают форму слияний и  поглощений

         Многонациональные корпорации являются основным источником прямых иностранных инвестиций. Но на долю прямых иностранных инвестиций приходится только 25% инвестиций в международное  производство.

         Зарубежные  филиалы многонациональных корпораций используют для инвестиций различные  источники, среди которых займы  на местных и международных рынках, субсидии правительств и финансовые средства местных фирм. Многонациональные  корпорации и связанные с ними производственные сети выступают проводниками интернационализации производства, одно из проявлений которой - рост объема прямых иностранных инвестиций. Действительно, расширение мировой торговли является, в общем, следствием производственной деятельности многонациональных корпораций, поскольку на их долю приходится около  двух третей общего объема мировой  торговли, причем около одной трети  составляет торговля, осуществляемая между отделениями одной и  той же корпорации. Если включать в  расчет сети фирм, связанных с данной многонациональной корпорацией, доля такой внутрисетевой торговли будет  гораздо выше. Следовательно, значительная часть того, что мы считаем международной  торговлей, есть, фактически, зарубежное производство в пределах одной и  той же производственной единицы.

           Доминирование многонациональных корпораций в международной торговле в сфере услуг, учитывая ее либерализацию и заключение соглашения о защите права на интеллектуальную собственность, представляется гарантированным. Как и в случае производства, увеличение объемов торговли услугами на самом деле отражает расширение международного производства товаров и услуг, поскольку многонациональные корпорации и их филиалы, желающие распространить свою деятельность по всему миру, нуждаются в соответствующей инфраструктуре.

         Очевидно, что многонациональные корпорации составляют ядро интернационализированного  производства и, следовательно, являются основной составляющей процесса глобализации. многие факторы способствуют усилению многонационального характера корпораций. Так, в каждой корпорации на долю товарооборота  и прибыли иностранных отделений  приходится значительная часть общего объема прибыли корпорации, что особенно выражено в американских компаниях. Часто руководителей корпораций нанимают на работу с учетом знания местных специфических особенностей. Более талантливые сотрудники продвигаются в иерархии корпорации независимо от их национальной принадлежности, что  также способствует увеличению неоднородности национального состава высших эшелонов управления корпораций.

     
     
         
     
     
     
     
     
     

    4 Особенности бизнеса в России

     

         Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное  общественно-политическое и социально-экономическое  явление существует менее 10 лет. Процесс  самоопределения предпринимателей как общественного слоя происходит на наших глазах. Начало этому процессу положили решения по развитию системы  научно-технического творчества молодежи, разрешение индивидуально-трудовой и  кооперативной деятельности во второй половине 80-х гг. Наиболее быстрый  рост МП в различных организационно-правовых формах приходится на 1991-1992 гг. после  принятия новых российских законов  о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

         Федеральный Закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов  и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней (малые  предприятия):

      в промышленности – 100 человек; 

      в строительстве  – 100 человек;

      на транспорте – 100 человек; 
      в сельском хозяйстве – 60 человек;

      в научно-технической  сфере – 60 человек;

      в оптовой торговле – 50 человек;

      в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

      в остальных  отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. 

         Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица».

         В настоящее время почти треть  населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий –  это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших  серьезную школу выживания в  российских условиях. Это делает малый  бизнес весомым социально-экономическим  явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь  сосредоточиваются наиболее квалифицированные  и образованные люди, в особенности  те, чьи опыт и знания оказались  невостребованными в системе  государственной собственности. Они  сделали свободный выбор, предпочтя  самостоятельную предпринимательскую  деятельность на свой риск работе по найму.

         Российский  малый бизнес обладает некоторыми отличающими  его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

         - совмещение в рамках одного  малого предприятия нескольких  видов деятельности, невозможность  в большинстве случаев ориентироваться  на однопродуктовую модель развития;

         - стремление к максимальной самостоятельности,  в то время как значительная  часть зарубежных малых предприятий  работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

         - общий низкий технический уровень  и низкая технологическая оснащенность  в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

         - высокий уровень квалификации  кадров малого бизнеса в связи  с оттоком таких специалистов  из государственного сектора экономики;

         - низкий управленческий уровень,  недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

         - высокая степень приспособляемости  к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в  системе государственного управления  и нарастающей криминализацией общества;

         - неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МП;

         - стремление успешно функционирующих  малых предприятий выйти за  рамки локальных рынков, в том  числе и на международные рынки;

         - работа в условиях отсутствия  полной и достоверной информации  о состоянии и конъюнктуре  рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

         Многие  характерные особенности становления  МП в России напрямую связаны с  основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных отношений  и частного предпринимательства  в целом.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В заключение исследования можно сделать  следующие выводы:

         Под предпринимательством, или предпринимательской  деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную  ответственность, направленную на получение  прибыли.

         Выделяют  следующие виды предпринимательства:

    • Производственное предпринимательство
    • Коммерческое предпринимательство
    • Финансовое предпринимательство
    • Консультативное предпринимательство
    • Индивидуальное предпринимательство
     

         Организационные формы предприятий:

    • полное товарищество;
    • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
    • общество с ограниченной ответственностью,
    • общество с дополнительной ответственностью;
    • акционерное общество (открытое и закрытое).

         Основными принципами создания объединений являются:

         добровольность  вхождения в объединение и  выход на условиях, определяемых его  уставом; сохранение хозяйственной  самостоятельности предприятия; договорная основа отношений между участниками  объединения; свобода выбора организационной  формы объединения; соблюдение антимонопольного законодательства.

  • Новыми  формами добровольных объединений  предприятий являются Финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, корпорации, картели, синдикат, тресты.
  •      Международная корпорация представляет собой форму  структурной организации большой  корпорации, которая осуществляет прямые инвестиции в разные страны мира. Международные  корпорации бывают двух видов: транснациональные  и многонациональные.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991 г.;
    2. История экономических учений: учеб. пособие. Часть 3./ Родионова И.В. Владивосток: Мор. гос. ун.-т, 2010. – 32 с.
    3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С.  Носова. - М.:ИТК «Дашков и К», 2003.- 864 с.
    4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.-3-е изд. изм./ Р.М. Нуреев.– М.: НОРМА, 2007.- 576 с.
    5. Иохин В. Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2008. – 319 с.
    6. Корчегин Ю. А. Современная экономика России - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 543с
    7. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2008.
    8. Мамедов О. Современная экономика. - М.: Норма, 2006. - 532с.
    9. Поздняков В.Я. Экономика отрасли. Учебное пособие./ В.Я.Поздняков, С.В.Казаков.-М.: ИНФРА-М, 2008.- 309 с.
    10. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник / Под ред. И. Е. Рудаковой. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 576 с.
    11. wikipedia 

    Информация о работе Современные формы бизнеса в России и в мире