Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать основные формы осуществления предпринимательской деятельности.
Дать общую характеристику различных объединений предприятий, раскрыть их сущность, преимущества и недостатки.
Поставленные цели и задачи определяют следующую логику реферата. В первой главе рассмотрены сущность и виды предпринимательской деятельности. Во второй главе - современные формы объединений предприятий, дана их краткая характеристика. В третьей главе рассмотрены международные формы бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 История предпринимательства……………………………………………4
1.2 Предпринимательство: его сущность и виды………………………………………………………………………………..6
1.3 Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………………………………...14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………17
2.1 Финансово-промышленная группа…………………………………………………………………………….18
2.2 Холдинг……………………………………………………………………20
2.3 Корпорация…………………………………………………………..……23
2.4 Картель…………………………………………………………………….26
2.5 Синдикат…………………………………………………………………..31
2.6 Трест……………………………………………………………………….32
3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА………………………………………………………………………...34
3.1Транснациональные корпорации……………………………………………………………………….38
3.2 Многонациональные корпорации……………………………………………………………………….42
4 Особенности бизнеса в России…………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49
3 Международные формы бизнеса
Международный
бизнес осуществляется в определенных
формах. Среди них назовем такие:
экспорт-импорт товаров и услуг;
кооперация в отрасли научно-технической,
производственной, сбытовой и сервисной
деятельности; инвестиционная деятельность;
общее предпринимательство; транснациональные
корпорации. Наиболее распространенной
формой международного бизнеса является
осуществление экспортно-импортных операций,
лизинга, разных посреднических, консультационных
и маркетинговых услуг. Распространению
этой формы международного бизнеса способствует
и обстоятельство, что она может осуществляться
даже при ограниченности конвертации
национальных валют в валюты других стран
и недостаточном количестве валютных
ресурсов на импорт зарубежных товаров.
При таких условиях определенного развития
приобретает так называемая встречная
торговля, которая проявляется как обмен
товаров в натуральной форме без денег
(бартерный обмен).
Кооперация
в отрасли научно-технической, производственной,
сбытовой и сервисной деятельности
предусматривает прежде всего деятельность
в отрасли научно- Названные
выше формы международного бизнеса
характеризуются сравнительно невысоким
уровнем интернационализации В современных условиях заметно выросла роль международной инвестиционной деятельности как формы международного бизнеса. Она являет собой совокупность действий юридических и физических лиц относительно реализации инвестиционных проектов. Как свидетельствует опыт, повышение инвестиционной активности имеет место тогда, когда происходит снижение уровня инфляции, стабилизируется национальная валюта, совершенствуется система налогообложения, стабильными является законодательно нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. Активизация инвестиционной деятельности является свидетельством развития предпринимательства и положительно влияет на рост его социально-экономической роли в обществе. Высшим
уровнем интернационализации Основными видами международного предпринимательства является лицензирование, управление, по контракту, создание и функционирование совместных предприятий и тому подобное. Лицензирование представляет собой форму сотрудничества, при которой субъектами международных экономических отношений выступают владелец определенных прав (лицензиар) и постоянный или временный пользователь этим правом (лицензиат). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, в соответствии с которым он передает последнему право на использование патента, товарного знака и других новинок, за определенную плату. Такая деятельность дает возможность лицензиару быстрее выйти на новый рынок, а лицензиату - использовать лицензию в интересах собственного бизнеса. Управление по контракту представляет собой форму сотрудничества, при которой один предприниматель передает управленческие услуги другому, а тот последний обеспечивает инвестирование. За своей сущностью управления по контракту является экспортом управленческих услуг, а не капиталу. Наиболее
эффективным видом Страны, на территории которых базируется совместное предприятие, должны увеличивать свои материальные и финансовые ресурсы, развивать национальную научно-исследовательскую базу, заимствовать передовые технологии и управленческий опыт, увеличивать экспортные поступления в виде налогов на прибыли совместных предприятий, повышать квалификацию работающих. Для
непосредственных партнеров создания
совместных предприятий полезное тем,
которое дает возможность разрешать
производственно-экономические Международные совместные предприятия классифицируются в зависимости от форм организации и структуры непосредственных участников, источников и способов вкладывания средств, в уставный фонд, виду деятельности. По форме организации различают совместные предприятия, которые созданы на контрактных принципах, и предприятия, что созданные на организационно-правовой базе страны. За структурой непосредственных участников различают совместные предприятия, где основателями только физические лица, только юридические лица, физические и юридические лица. По источникам и способам вкладывания средств в уставный фонд совместные предприятия разделяются на таких: те, которые основаны на равных долях партнеров; те, в которых преобладает частица иностранного партнера; те, в которых частица иностранного партнера меньше; те, которые созданы при участии лишь частного капитала; те, которые созданы при участии частного и государственного капитала; те, которые созданы при участии национальных и международных организаций; те,
которые созданы на собственные
средства; За
видом деятельности принято различать
совместные предприятия: инновационные,
производственные, закупочно-сбытовые,
комплексные. Достаточно важной формой
международного бизнеса являются международные
корпорации. Международная корпорация
представляет собой форму структурной
организации большой 3.1 Транснациональные корпорации Транснациональная компания – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе. Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес - организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы. Страна базирования - страна, в которой находится штаб-квартира ТНК. Принимающие страны - страны, в которых размещена собственность ТНК. ТНК часто делятся на три больших группы:
Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК: • особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок; • особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы; • особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран. Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно. Наиболее
важным считается первый признак. Что
касается интернационализации В
современном мире грань между
транснациональными и обычными корпорациями
довольно условна, поскольку по мере
развития глобализации экономики происходит
интернационализация и рынков сбыта,
и производства, и собственности.
Из-за того, что исследователи пользуются
разными количественными Преимущества ТНК перед обычными фирмами: • возможность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия; •
мобилизация связанных с •
дополнительные возможности повышения
эффективности и усиления конкурентоспособности
путем доступа к ресурсам иностранных
государств (использование более
дешевой или более •
близость к потребителям продукции
иностранного филиала фирмы и
возможность получения •
возможность использовать в своих
интересах особенности • способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий; • возможность преодолевать разного рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы); •
способность крупной фирмы В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации. ТНК
имеют очень весомую роль в
мировых научно- ТНК - это не только производственные компании, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.
Многонациональные
корпорации (МНК) - это международные
корпорации как по своей деятельности,
так и по капиталу, т.е. ее капитал
формируется из средств нескольких
национальных компаний. Мировая экономика:
введение во внешнеэкономическую Прямые иностранные инвестиции тесно связаны с экспансией многонациональных корпораций как основных производителей в глобальной экономике. Прямые иностранные инвестиции как в развитых странах, так все чаще и в развивающихся принимают форму слияний и поглощений Многонациональные корпорации являются основным источником прямых иностранных инвестиций. Но на долю прямых иностранных инвестиций приходится только 25% инвестиций в международное производство. Зарубежные
филиалы многонациональных Доминирование многонациональных корпораций в международной торговле в сфере услуг, учитывая ее либерализацию и заключение соглашения о защите права на интеллектуальную собственность, представляется гарантированным. Как и в случае производства, увеличение объемов торговли услугами на самом деле отражает расширение международного производства товаров и услуг, поскольку многонациональные корпорации и их филиалы, желающие распространить свою деятельность по всему миру, нуждаются в соответствующей инфраструктуре. Очевидно,
что многонациональные |
4 Особенности бизнеса в России
Малый
бизнес в нашей стране как самостоятельное
общественно-политическое и социально-экономическое
явление существует менее 10 лет. Процесс
самоопределения
Федеральный
Закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте
– 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных
отраслях и при осуществлении других
видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
В
настоящее время почти треть
населения России, так или иначе,
связана с малым бизнесом. Свыше
800 тысяч малых предприятий –
это несколько миллионов
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
-
совмещение в рамках одного
малого предприятия нескольких
видов деятельности, невозможность
в большинстве случаев
-
стремление к максимальной
-
общий низкий технический
- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
-
низкий управленческий уровень,
-
высокая степень
-
неразвитость системы
-
стремление успешно
-
работа в условиях отсутствия
полной и достоверной
Многие
характерные особенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования можно сделать следующие выводы:
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
Выделяют следующие виды предпринимательства:
Организационные формы предприятий:
Основными принципами создания объединений являются:
добровольность вхождения в объединение и выход на условиях, определяемых его уставом; сохранение хозяйственной самостоятельности предприятия; договорная основа отношений между участниками объединения; свобода выбора организационной формы объединения; соблюдение антимонопольного законодательства.
Международная
корпорация представляет собой форму
структурной организации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Современные формы бизнеса в России и в мире