Современные формы бизнеса в России и в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать основные формы осуществления предпринимательской деятельности.
Дать общую характеристику различных объединений предприятий, раскрыть их сущность, преимущества и недостатки.
Поставленные цели и задачи определяют следующую логику реферата. В первой главе рассмотрены сущность и виды предпринимательской деятельности. Во второй главе - современные формы объединений предприятий, дана их краткая характеристика. В третьей главе рассмотрены международные формы бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 История предпринимательства……………………………………………4
1.2 Предпринимательство: его сущность и виды………………………………………………………………………………..6
1.3 Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………………………………...14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………17
2.1 Финансово-промышленная группа…………………………………………………………………………….18
2.2 Холдинг……………………………………………………………………20
2.3 Корпорация…………………………………………………………..……23
2.4 Картель…………………………………………………………………….26
2.5 Синдикат…………………………………………………………………..31
2.6 Трест……………………………………………………………………….32
3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА………………………………………………………………………...34
3.1Транснациональные корпорации……………………………………………………………………….38
3.2 Многонациональные корпорации……………………………………………………………………….42
4 Особенности бизнеса в России…………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ123.docx

— 92.23 Кб (Скачать)

   Корпорация  транснациональная (ТНК) - корпорация, головная (материнская) компания которой  расположена и принадлежит одной  стране, а филиалы находятся во многих странах. Понятие транснациональных  корпораций вошло в научную и  политическую терминологию и в лексикон Организации Объединенных Наций (ООН) после Второй мировой войны для обозначения огромных международных монополий, включающих крупные национальные компании с разветвлённой международной сетью филиалов. Головная (материнская) компания и её дочерние структуры являются национальными юридическими лицами разных государств. В экономическом и правовом отношении транснациональные корпорации образуются по принципу конгломерата. Наиболее характерными чертами современных транснациональных корпораций являются: создание системы международного производства на основе международного разделения труда и международной специализации, распушенного м.многими странами, но контролируемого из единого центра; высокая интенсивность внутрифирменного товарооборота м.подразделениями, расположенными в разных странах; относительная независимость филиалов и дочерних компаний в принятии операционных (текущих) решений; использование международной миграции (перемещения) и мобильности рабочей силы и менеджеров; разработка и передача передовой технологии в рамках транснациональной корпорации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Картель

     Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

     Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

     Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

  • принципа установления цен;
  • раздела рынков сбыта;
  • квот производства и сбыта участников;
  • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

     Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

     Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

     Рассмотрим  сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.

     На  рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 1.

         

         Рис. 1 Модель картеля

     Если  фирмы находятся в состоянии  жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

     Если  же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли  объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это  максимально возможная цена при  данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

     Поскольку совокупная прибыль объединенных в  картель предприятий выше, чем  первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с  тем после заключения картельного  соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.

     Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

     Рассмотрим  последовательно данные проблемы. При  организации картеля все фирмы-участники  несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который  затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная  прибыль картеля может быть столь  значительна, что стимулирует к  его заключению.

     Вместе  с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная  цена, каждый участник соглашения заинтересован  в скрытом нарушении установленных  правил игры, ибо это повышает его  индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.

     Основные меры контроля:

  • ограничение точек отгрузки продукции картеля;
  • работа с небольшим количеством крупных покупателей;
  • штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, что-бы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
  • ограничение квоты производства;
  • формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
  • наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.

     Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны: внешних фирм, производящих аналогичную продукцию; новых товаров-заменителей продукции картеля.

     На  реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию  картеля.

     Факторы, определяющие эффективность картеля:

     Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.

     В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать  явных соглашений, а вынуждены  вести секретные переговоры. Тем  самым увеличивается риск присоединения  к картелю и вероятность неприсоединения  к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными  и фирмы могут открыто встречаться  и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.

     Количество  продавцов и производителей продукции.

     Чем меньшее количество фирм действует  на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа  олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность  того, что одна или две фирмы  не присоединятся к соглашению, а  это снижает монопольную власть образуемого картеля.

     Однородность  выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

     Если  фирмы выпускают однородную продукцию  и их издержки идентичны, им легче  принять соглашение об образовании  картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.

     Стабильность  и предсказуемость спроса.

     Стабильность  и предсказуемость спроса облегчает  фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение  объемов спроса дестабилизирует  рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.

     Взаимоотношения между участниками картеля.

     Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между  участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в  свое время соглашение между ЮАР  и СССР по экспорту золота.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Синдикат

     Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

     Синдикат - более жесткая разновидность картеля, при которой для всех участников синдиката сбыт или снабжение осуществляется одним предприятием.

    Синдикаты были широко распространены в дореволюционной  России. Классическим примером синдиката  является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках  реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями  давления на аутсайдеров, пытающихся вести  торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических  объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

 
 
 
 
 

     

  •  
    ---
     

  •  
     

         2.6 Трест

           Трест — наиболее тесное объединение предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста.

           Реальная  власть в тресте сосредотачивается  в руках правления или головной компании.

         Наиболее  широко были распространены в XIX веке.

         В СССР тресты появились в связи с НЭП. Они представляли объединения предприятий одной отрасли с хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 трест определялся как государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли

         Трест рассматривался как государственный  орган, работа которого заключалась  в контроле за рыночными процессами, что четко фиксировалось в  соответствующих инструкциях, например, в "Типовом положении о трестах", уставах трестов и т.п. К мерам  надзора государства за деятельностью  треста были отнесены: «занаряживание»  их продукции, обязанность трестов  выполнять государственные задания, предоставлять государству и  кооперативным организациям преимущественное право, при прочих равных условиях, покупки предметов их производства и оказывать такое же преимущество при заготовках.

         К лету 1923 года насчитывалось 478 трестов: к ведению ВСНХ и иных центральных органов управления относилось только 40% из них. На данных предприятиях работало 5/6 всего числа рабочих государственной промышленности. В целом в СССР преобладали мелкие тресты: 63% их общего числа объединяли в среднем около семи предприятий и 359 рабочих, тогда как крупные тресты (13—14 предприятий и 12,5 тыс. рабочих) составляли всего 11% и были сосредоточены в текстильной и металлургической промышленности.

         «Положение  о государственных промышленных трестах» от 29 июня 1927 расширило хозяйственную самостоятельность трестов. В середине 1-й пятилетки (19291934) тресты превратились в промежуточное административное звено.

    Информация о работе Современные формы бизнеса в России и в мире