Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение:
понятия инфляции;
причин влияющих на рост инфляции;
современного состояния инфляции в России;
путей сокращения инфляции.
Введение
1. Историческая справка………………………………………………………………...4
2. Инфляция: сущность, виды, показатели……………………………….....................7
3. Причины и особенности инфляции в России…………………………...................13
Монетарные факторы……………………………………………...............13
Немонетарные факторы……………………………………………………14
Особенности инфляции в России…………………………………………15
4. Экономические и социальные последствия инфляции………………...................18
5. Современная ситуация и пути контроля инфляционных процессов…………….20
5.1 Инфляция в современной России………………..………………...............20
5.2 Методы регулирования инфляции…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованных источников….……………………………………………….
Таким образом, государство должно перейти от политики сбережений к инвестиционной политике.
Политика сбережения государства в 2005 году достигла апогея, в результате чего общие ресурсы государства составили 78% от совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций, тогда как в 2003 году они были всего лишь 25 %. Это трехкратный опережающий рост ресурсов государства.
Необходимо подчеркнуть, что дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике, вызванный чрезмерным уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что также вызывает инфляционные процессы [10].
Также сегодня в России существует еще важная проблема, которая реально влияет на рост цен в экономике - активное старение производственных фондов. Примерно 2/3 предприятий продолжают «проедать» капитал вследствие в основном нецелевого использования амортизации и низкого объема инвестиций. Хозяйствующие субъекты берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. И это не безграмотность бизнеса, а, скорее, его защитная реакция на безграмотную государственную политику по отношению к реальному сектору.
Необходима грамотная государственная стратегия по модернизации производства, внедрению передовых технологий. Иначе говоря, государство должно обратить пристальное внимание на ценовые диспропорции факторов производства, создавая условия конкурентного перераспределения финансовых потоков в те сферы, где они должны дать максимальную отдачу не только и не столько с позиции частного бизнеса, а прежде всего с точки зрения интересов всего общества. Производственный сектор сам не в состоянии ответить на избыточный спрос адекватным увеличением реального объема продукции (особенно в социально и экономически значимых для всего общества сферах), потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы.
Хотелось бы еще раз
5.2 Методы регулирования инфляции
Понятно, что инфляция неизбежна как по причине эмиссии, так и из-за роста тарифов естественных монополий. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы. Структурообразующими элементами функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки ЦБ, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, валютные интервенции ЦБ, таргетирование денежной массы.[1]
а) Монетарные методы
Целью государственного регулирования в данных условиях является сдерживание темпов роста (либо сокращение) номинальной денежной массы для того, чтобы замедлить темпы инфляции.
1.Таргетирование денежной массы, т.е. введение целевых ориентиров прироста денежных агрегатов. При этом в основу таргетирования закладывается «денежное правило» М. Фридмена, согласно которому Центральный банк должен поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении, величина которого определяется уравнением,
М = Р +У
где: М – среднегодовой темп прироста денежной массы, %, за длительный период;
У – среднегодовой темп прироста реального ВНП, %, за длительный период;
Р – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
2.Операции на открытом рынке, воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, ЦБ либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если он считает необходимым ограничить размеры денежной массы, то продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту, а для расширения предложения денег, выпускаемых в обращении, покупает ценные бумаги или валюту.
3.Политика обязательных резервов, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования, ведущее к росту обязательных и сокращению избыточных резервов у коммерческих банков. Следует обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности: чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, как следствие, произойдет удорожание кредитов. Это в свою очередь является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису.
4. Валютные интервенции Центрального банка с целью поддержания стабильного курса национальной валюты, который является защитой от импортируемой инфляции.
5. Политика процентной ставки или ставки рефинансирования ЦБ. Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении и инфляционных процессов является политика процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ее позволяет ЦБ проводить политику «дорогих» и «дешевых» денег. Манипулируя процентными ставками, ЦБ способен создавать для коммерческих банков стимулы к изменению ставок по их собственным кредитам и депозитам, что в свою очередь непосредственно связано с определением объемов кредитования и сбережений. В частности, Центробанк намерен обсудить с представителями коммерческих банков и, возможно, предложить новые виды операций на денежном рынке, которые будут способствовать формированию ориентиров рыночных процентных ставок. ЦБ намерен выстраивать для банков ориентиры стоимости спроса и предложения рублевых средств, которые соответствуют его ориентирам в денежной программе, а значит – ориентирам по инфляции. При этом предполагается, что ЦБ будет задавать не ставку, а будет решать, какой объем средств он намерен разместить или привлечь на определенный срок исходя из своих целей денежно-кредитной политики.[11]
6. Рефинансирование коммерческих банков. Даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. ЦБ используя систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков в России проводится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ в 2005г., составил всего 1,4 млрд. руб. – это десятые доли процентов активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. Проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Государственными компаниями активно используются заимствования в виде «синдицированных кредитов» у западных банков. Только в 2005г. они составили 23 млрд. долл., что в конечном итоге приводит к росту денежного предложения.
Реализация данного набора регулирующих мер позволяет сдержать рост денежного предложения, откачать «лишние» деньги из экономики и тем самым ликвидировать монетарную причину высокой инфляции – избыточную денежную массу.
б) Регулирование тарифов
Другим эффективным механизмом сдерживания инфляции может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Важной проблемой при решении этой задачи является необходимость учета интересов самих монополий. Такая ситуация делает целесообразным при определении уровня повышения тарифов для конкретного монополиста учитывать, какую долю в его доходах составляет валюта. Цель такого подхода – найти компромисс между реальными потребностями монополий в целом и стабильностью экономической ситуации. Выход в том, чтобы повышать тарифы экспортоориентированных и «обычных» монополий дифференцированно. Например, сначала определяется общий уровень изменения тарифов, внутри него рост тарифов варьируется в зависимости от конъюнктуры рынков, на которых работает монополия. Этот подход позволит более точно планировать инфляцию и спокойнее переживать ежегодные тарифные всплески внутри страны. Он выгоден не только государству, но и монополистам, так как позволял бы установить справедливые и заранее оговоренные условия внутристранового ценообразования.
Как результат, использование рассмотренных
выше монетарных и немонетарных подходов
позволит повысить эффективность управления
инфляционными процессами в стране в целом.
Заключение
В результате, изучив причины и особенности инфляции в России можно сделать следующие выводы:
1 Сущность инфляции выражена в следующем ее определении: инфляция – это повышение общего уровня цен в экономике. Альтернативное определение сущности инфляции: инфляция - это процесс обесценивания денег (снижения их покупательной способности) вследствие переполнения каналов обращения их избыточным количеством. Инфляция измеряется с помощью индексов цен. Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Наиболее часто используемый измеритель инфляции – это темп инфляции. В зависимости от фактических темпов, различают три вида инфляции: умеренная, галопирующая и гиперинфляция. По характеру причин, вызывающих инфляцию, она делится на два вида – инфляцию спроса и инфляцию издержек.
2. Можно выделить две ключевые причины, которые приводят к высокой степени инерционности инфляции в России. Первая связана с денежно-валютной политикой Центрального банка (монетарные факторы), вторая – с государственным регулированием тарифов естественных монополий (немонетарные, или структурные факторы).
3. Низкая и относительно стабильная инфляция может служить фактором временного оживления экономики, позволяет создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост совокупного спроса дает толчок к расширению производства. Если же инфляция выходит за умеренные рамки, в экономике начинают проявляться негативные экономические и социальные последствия. Таким образом, инфляция при значительном ее развитии начинает отрицательно сказываться на сфере производства и денежного обращения, создает угрозу дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.
4. Мощным фактором, стимулировавшим инфляционные процессы в 2005 г., являлся бурный рост цен на продукты переработки зерна и изделия из них, т.е. прежде всего хлеб и хлебобулочные изделия, и пшеничную муку. Центральный банк политикой укрепления рубля к доллару США несколько смягчил негативные последствия интенсивного роста цен. Позитивную роль сыграли также и процессы дефляции в сфере обращения товаров плодоовощной группы.
5. Главным фактором, позволившим обеспечить выполнение целевых ориентиров по общей инфляции, стало беспрецедентное снижение темпов роста цен на оказываемые населению платные услуги, тарифы на которые относятся к категории административно-регулируемых. Причины такого снижения носят внеэкономический характер.
6. Первой группой мер государственного регулирования инфляции является кредитно-денежная политика Центрального банка. При этом используются следующие основные инструменты регулирования: таргетирование денежной массы, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, политика обязательных резервов, валютные интервенции. Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении и инфляционных процессов является политика процентной ставки. Другим эффективным механизмом сдерживания инфляции может быть удержание темпов повышения тарифов монополий. Самое главное должна быть выработана грамотная государственная политика по снижению темпов инфляции.
Список использованных источников
Информация о работе Современная ситуация и пути контроля инфляционных процессов