Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение:
понятия инфляции;
причин влияющих на рост инфляции;
современного состояния инфляции в России;
путей сокращения инфляции.
Введение
1. Историческая справка………………………………………………………………...4
2. Инфляция: сущность, виды, показатели……………………………….....................7
3. Причины и особенности инфляции в России…………………………...................13
Монетарные факторы……………………………………………...............13
Немонетарные факторы……………………………………………………14
Особенности инфляции в России…………………………………………15
4. Экономические и социальные последствия инфляции………………...................18
5. Современная ситуация и пути контроля инфляционных процессов…………….20
5.1 Инфляция в современной России………………..………………...............20
5.2 Методы регулирования инфляции…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованных источников….……………………………………………….
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной.
Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного производства.
Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет – с 1990 по 1995 гг. – объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня.
На первых этапах реформирования российской экономики были предприняты две попытки стабилизации – в 1992 и в 1994 гг. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к её смягчению, в результате чего инфляция опять возрастала.
В январе – июне 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная политика, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. Кризис неплатежей стал причиной отказа от денежной кредитной политики, после чего месячная инфляция превысила уровень 20%. Всего за 1992 г. темп роста цен по сравнению с 1991 г. составил 2860%. То есть на лицо гиперинфляция.
Начало второй попытки стабилизации относится к январю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблемы неплатежей. Правительство не было готово идти на массовое разорение и банкротство фирм. Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и увеличения кредитования промышленности. Поэтому было не удивительно, что наступил «черный вторник» и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.
Кризис принял затяжной характер. В результате, если ведущим фактором экономического спада явился распад СССР, то с 1993 г. фактор спроса превратился в главную причину продолжавшегося экономического упадка.
Свёртывание процесса капиталосбережений намного сократило спрос на инвестиционные товары и тем самым обострило ситуацию. В 1995 г., в соответствии с федеральной программой инвестиций, было предусмотрено ввести в строй 207 объектов производственной сферы, из которых 137 намечалось профинансировать за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе. Однако реально было введено в строй 10 объектов, или 5% от намеченного [3].
В условиях инфляции усилилась общая разбалансированность системы цен. Они оторвались от своей основы – товарного производства. Действительно, свободные цены в высокомонополизированных отраслях превысили издержки производства и платежеспособный спрос в 2-3 раза. Это, в свою очередь, привело к инфляционному росту денежной массы и обесценению рубля.
В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось, прежде всего, более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики.
Четвертая попытка борьбы с инфляцией была предпринята после кризиса 1998 г. Это проведение более жестких мер в области денежно-кредитной политики (сокращение госрасходов бюджета). Инфляционный всплеск 1998 г., составивший более 40% в год (отметим, что в 1997 г. прирост составил 14%), был вскоре преодолен. Темпы роста цен в 1999-2000 гг. составили 16-18%. Пока это еще недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический рост в полной мере. В ближайшие годы правительство РФ будет реализовывать по-прежнему жесткую денежно-кредитную политику в целях снижения инфляции до 8-10% [9]. Такую политику еще называют политикой «дорогих денег», это когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Следовательно,
жесткая кредитно-денежная политика
носит ограничительный
4. Экономические и социальные последствия инфляции
Эти последствия сложны и противоречивы. Низкая и относительно стабильная инфляция может служить фактором временного оживления экономики, позволяет создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост совокупного спроса дает толчок к расширению производства. Если же инфляция выходит за умеренные рамки, в экономике начинают проявляться следующие негативные ее последствия:
Таким
образом, инфляция при значительном
ее развитии начинает отрицательно сказываться
на сфере производства и денежного обращения,
создает угрозу дестабилизации социально-политической
обстановки в обществе.
5. Современная ситуация и пути контроля инфляционных процессов
5.1 Инфляция в современной России
Текущее состояние инфляции в России мы рассмотрим на примере зависимости инфляции и неприкосновенных запасов – стабфонда.
В условиях достаточно высокого экономического роста России инфляция создает серьезные проблемы всем: правительству – съедает рост ВВП и делает недостижимой задачу его реального удвоения в течение 10 лет; бизнесу – лишает инвестиционных и кредитных возможностей; населению – не позволяет сделать необходимые накопления.
Проблема чрезвычайно серьезная, и ее надо решать. Есть две основные точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего тарифов естественных монополий.
Основным источником формирования (эмиссии) как денежной базы, так и, к сожалению, денежной массы сегодня являются накапливаемые Банком России валютные резервы. Если на 01.01.2001 г. национальная денежная база была в 1,4 раза больше валютных резервов, то на 01.01.2006 г. - лишь в 1,1 раза. Денежная база в широком определении 5 лет назад была больше валютных резервов, а сейчас она меньше в 1,7 раза. Даже денежная масса М2 сегодня почти сравнялась с валютными резервами (а на 01.01.2001 г. была в 1,6 раза больше).
Денежная база в широком определении составляет на 01.01.2006 г. менее 3 трлн. руб., или всего лишь половину всей национальной денежной базы. И это соотношение ухудшается, так как темпы роста денежной базы в широком определении в 1,5 раза отстают от темпов роста национальной денежной базы.
За 2005 г. денежная база в широком определении выросла на 530 млрд. руб., а прирост национальной денежной базы был в 3,5 раза больше - 1850 млрд. руб. Сегодня в экономике не используется 2,8 трлн. руб. средств национальной денежной базы [10].
В результате подобной ситуации получается замкнутый круг:
- правительство
в целях обеспечения
- в итоге
на начало года на
- возникающий
в связи с этим всплеск
- денежные власти, стремясь быстро подавить инфляцию, используют исключительно монетарные (наиболее простые для них) методы таргетирования: укрепление рубля, стерилизация денежной массы, скупое исполнение бюджета.
Результат известен заранее. Круг замкнулся. Положение усугубляют значительный дополнительный приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, еще более укрепляющих рубль, и стойкие инфляционные ожидания хозяйствующий субъектов и населения. В ситуации высокой инфляции ответ на вопрос о том, можно ли тратить средства стабилизационного фонда на инвестиции в российскую экономику, кажется очевидным – нет. Но это только кажется. Чтобы экономически верно ответить на этот гамлетовский вопрос нашего времени, необходимо понять финансовую сущность того, что называют стабфондом.
Если рассмотреть денежный баланс государства, то окажется, что средства стабфонда на сегодня – это не некая излишняя (виртуальная) денежная масса, а пока еще не выполненные обязательства государства (2,3 трлн. руб. – внешний долг, 1,1 трлн. руб. – кредит банковской системы).
Главная проблема российской инфляции состоит в том, что с её немонетарными причинами денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность несырьевой экономики.
Целью разумной государственной экономической политики должно быть развитие экономического потенциала страны, что в свою очередь подразумевает необходимость наращивания объема инвестиции в основной капитал на единицу прироста валового продукта. В 2001- 2006 гг. в России прирост объема инвестиций в основной капитал на единицу прироста ВВП в среднем составлял примерно 2,5%, в то время как в Китае и Индии- больше 4, в Бразилии- свыше 7%. Все это говорит о том, что экономическая стратегия страны, направленная на инвестирование в модернизацию основного капитала, неизбежно снижает долгосрочный инфляционный потенциал экономики.
Информация о работе Современная ситуация и пути контроля инфляционных процессов