Благодаря массовому развитию
сложных финансовых инструментов
и различных математических стратегий
банки и компании научились
крайне эффективно перекладывать
свои риски на всю систему
в целом. Но емкость системы в целом,
запас ее устойчивости конечны, и они
оказались исчерпаны. Хотя каждый отдельности
банк формально вроде бы застрахован от
потерь, но все вместе они сегодня банкроты.[5,
с.15]
Администрация Барака Обамы представила
масштабную программу борьбы с экономическим
кризисом, стоимость которой может достичь
3 трлн. долларов. Президенту удалось добиться
одобрения Конгрессом стимулирующего
экономического пакета (Сенат проголосовал
за пакет в 838 млрд. долларов).
В тот же день, когда план администрации
был одобрен Сенатом, министр финансов
Тимоти Гейтнер представил План финансовой
стабильности, нацеленный на стабилизацию
финансовой системы США. Этот план предусматривает
расширение финансирования банков Федеральной
резервной системой с 200 млрд. до 1 трлн.
долларов и создание частно – государственного
инвестиционного фонда финансовой стабильности
объемов до 1 трлн. долларов, которые будут
использованы для борьбы с «токсичными»
активами в банковской системе. Таким
образом, общий объем плана Гейтнера может
составить 2 трлн. долларов. [6, с.17]
Интенсивная терапия администрации
Обамы должна уменьшить урон
от рецессии. В последнем квартале 2008
года американский ВВП сократился в годовом
пересчете на 3.8%. В первом квартале 2009
– го, по прогнозам, ВВП упадет на 5 %, а
с апреля по июнь – еще почти на 2%. Если
в конце лета в США не возобновится рост,
но надежды избежать общемировой рецессии
(МВФ прогнозирует рост мирового ВВП всего
на 0.5% в 2009 году) исчезнут.
В крупнейших развитых странах рецессия
уже стала самой сильной с 1945 года. Как
заявил Эд Боллз, один из министров британского
правительства и ведущий экономический
советник премьер – министра Гордона
Брауна, нынешний спад может, оказался
даже хуже Великой депрессии – если не
для мировой экономики в целом, - то для
отдельных стран, например для Японии
и стран Евросоюза.
«Стена ликвидности» - так описали
в своем докладе аналитики
банка HSBC текущую ситуацию в финансовой
сфере КНР. Китайские власти позже правительств
других стран прибегли к тушению кризиса
массированными денежными влияниями,
но преуспели в этом явно лучше всех остальных.
Объемы денежной массы в январе увеличились
на рекордные 18.8% в годовом исчислении.
Если в ноябре банки КНР
сообща выдали кредитов на 2476 млрд.
юаней (70 млрд. долларов), в декабре – на
772 млрд., то в январе объем выданных кредитов
составил 1672 млрд. юаней (250 млрд. долларов).
Это рекордная сумма со времен первых
IPO китайских банков в конце 1990 – х. годов.
Для сравнения: в первом полугодии прошлого
года китайские банки в среднем кредитовали
бизнес лишь на 300 – 400 млрд. юаней в месяц
(45 – 60 млрд. долларов).
Оказалось, что финансовая система
КНР, будто специально была заточена под
административно – рыночные кредитование,
которое в условиях кризиса оказалось
наиболее востребованном. Сегодня предложение
денег даже превышает спрос на них: экономика
замедляется, так что госбанкам приходится
конкурировать между собой за возможность
инвестировать в наиболее инфраструктурные
проекты. Кстати, одним из таких проектов
можно считать строительство нефтепровода
из России в Китай, под который «Роснефть»
на прошлой неделе получила в Китае 25 млрд.
долларов.[7, с.49]
Значительную часть кредитов
получили традиционные и постоянные
клиенты госбанков – компании, контрольный
пакет которых принадлежит государству.
Это крупнейшие подрядчики на строительстве
социального жилья, портов, аэропортов
и других инфраструктурных средств. Таким
образом, вообще фактически не покидает
квазигосударственный сектор и расходуется
при активном участии государства и под
его гарантии.
Большую активность на финансовом
рынке проявляют власти городов
и провинций – центральные
власти гарантировали финансирование
лишь трети всех проектов антикризисного
строительства, остальные деньги местные
власти должны находить сами, в первую
очередь у государственных банков. Показалось,
что крупные китайские банки практически
не кредитуют экспортеров, которых сегодня
можно отнести к категории повышенного
риска.
Китайские власти надеются, что
избыточные влияния ликвидности
смогут оживить замедлившуюся
китайскую экономику. Особое внимание
уделяется сфере недвижимости, здесь
ситуация может начать выправляться
уже в ближайшие месяцы. В январе
банки выдали потребительских кредитов
на 124 млрд. юаней (в декабре прошлого года
– 55 млрд.), и значительная часть этих денег
должна пойти на ипотечные платежи. Это
даст девелоперам необходимые оборотные
средства и позволит избежать резкого
краха рынка жилья, цены на котором пока
снижаются достаточно умеренно.
В
Европу экономический кризис
пришел позже, чем в США,
но его воздействие на многие
страны оказалось более разрушительным.
Сильнее всего постадали очень
быстро росшие страны Восточной
Европы. В некоторых из них
прекращение кредитного бума и обеспечения
дешевой ликвидностью привело к катастрофическим
последствиям. Так, ВВП Латвии в 2009 году
может сократиться на 9%, а общее его снижение
в 2008 -2010 годах может составить 20%. «Это
сравнимо с эффектом системного кризиса
после начала рыночных реформ и отказа
от плановой экономики. Глубина падения
показывает, что рост последних лет оказался
спекулятивным, не будучи подкреплен фундаментальными
изменениями в производительности труда.
Именно поэтому пузырь так быстро сдулся»,
- считает экономист лондонского центра
Capital Economics Нил Шеринг.
Ядро европейской экономики –
зона евро, в январе расширившаяся
до 16 членов (новым участником стала
Словакия), - пока переживает кризис
не столь драматично. Но здесь уже вовсю
идет спад: в октябре – декабре 2008 года
снижение ВВП составило 1.5% к предыдущему
кварталу, что самым большим снижением
с 1999 года. В США аналогичный показатель
составил 1.3%, хотя американская экономика
и финансовая система вошли в кризис значительно
раньше. В 2009 году снижение ВВП в зоне евро
может достигнуть 3%, это тоже выше, чем
в США,
Европейские аналитики сегодня
спорят лишь о том, будет
ли предстоящий год просто
плохим или очень плохим. «Те,
кто говорит, что летом дела пойдут на
лад, несут чушь», - так заявил президент
ведущего экономического института страны
IFO Ханс – Верер Зинн, выступая в четверг
перед журналистами в Гамбурге. По мнению
Зинна, к осени 2009 года в Германии появится
от 500 тыс. до 700 тыс. новых безработных.
Начавшаяся
рецессия вновь проявила глубину разрыва
между разными участниками зоны евро.
Одним из наиболее пострадавших оказались
страны на периферии экономического блока
– Ирландия и Испания. В обеих странах
в 2008 году завершился многолетний строительный
бум, и рухнули рынки недвижимости,
которых сформировались огромные пузыри.
Периферийные страны зоны евро стали резко
наращивать дефицит бюджета и государственный
долг. Следствием стал резкий рост спредов
на долговые обязательства этих стран
по отношению к госдолгу традиционно финансово
ответственной Германии.
Это вновь вызывало опасение
по поводу будущего зоны евро
как единого целого. Страны лишились
возможности девальвировать свои
валюты, что могло бы оказать положительный
эффект на госфинансы. Поэтому, наращивая
долг, правительства лишь перекладывают
обязательства на будущие поколения. Кризис
вновь повышает риски выхода из зоны евро
ряда стран, например Италии и Греции,
с их чрезмерно высоким дефицитом и уровнем
госдолга. Тем более что нет законов, запрещающих
странам отказаться от единой валюты.
Впрочем, я не ожидаю, что в ближайшее время
какая – либо из стран решится на такой
шаг, поскольку это будет иметь очень серьезные
политические последствия. Хотя риск
сокращения числа членов зоны евро, конечно,
возрастает.
Пакт
стабильности с его ограничениями уровней
инфляции, госдолга и бюджетного дефицита
очень логично. Но он писался не для нынешнего
кризиса, и сегодня мы видим границы его
эффективности. Например, ряд стран может
попытаться под прикрытием кризиса прибегнуть
на период до трех лет к так называемой
процедуре расширенного дефицита – а
значит,
Продолжить свою
неразумную бюджетную политику.
Валютный комиссар ЕС Хоакин
Альмунья уже обратился с предупреждением
к четырем государства еврозоны
– Ирландия, Греции, Испании и Франции,
а также к двум кандидатам – Латвии и Румынии.
Проблемы отдельных государств
еврозоны автоматически становятся
проблемами всего евросообщества.
Финансовое положение в таких странах,
как Италия, Греция, Португалия или Ирландия,
крайне сложное. Этим государствам не
удалось решить свои структурные проблемы.
Попытки реформ в них привели к социальным
протестам, которые мы наблюдали в той
же Греции, где население жгло машины на
улицах. Ситуация очень серьезная, но я
не верю в возможный дефолт этих государств.
В самом крайнем случае существует достаточно
возможностей поддержать их, например
двусторонней помощью или же смягчением
европейского законодательства. Конечно,
такой выкуп будет сопровождаться определенными
условиями, например, Брюссель будет утверждать
бюджеты этих государств, и, конечно, эту
спасательную операцию придется оплатить
другим европейским странам. Но вероятность
именно дефолта я считаю ничтожной.
2. Производственные
ограничения проведения фискальной
политики
Многие экономисты считают, что своевременное
применение стимулирующей и сдерживающей
фискальной в целях стабилизации экономики
оказывается эффективным оружием в борьбе
со спадом и инфляцией. Другие указывают
на серьезные недостатки стабилизирующих
фискальных мероприятий.
- Снижение
налогов влечет за собой уменьшение государственных
доходов. В этих условиях для финансирования
расходной части бюджета государство
должно занимать деньги, создавая при
этом бюджетный дефицит, что, в свою очередь
приводит к увеличению государственного
долга.
- Компенсация
налоговых поступлений в бюджет за счет
государственных займов затрудняет получение
кредитов и займов для потребителей и
производителей. Предложение наличных
денежных средств снижается, а ставки
ссудного процента могут пойти вверх.
Потребители и бизнес будут вынуждены
сократить расходы, сбережения и инвестиции
в производство, а это вызовет снижение
ВВП и может привести к усилению экономического
спада.
- Федеральное
правительство может «включить печатный
станок» и финансировать свои расходы
и выплату долга за счет эмиссии денег.
Предложение наличных денег увеличивается,
и вместе с ним растут расходы домохозяйств
и бизнеса. Многие экономисты и политики
выступают против применения данной меры,
поскольку она приводит к взвинчиванию
цен и уровня инфляции.
- Фискальные
мероприятия тесно связаны с политической
жизнью страны. Увеличение налогов и сокращение
государственных расходов – не слишком
популярные меры. Особенно в условиях
инфляции. Меньше всего политикам хочется
применять их в год выборов. Кто захочет
проводить избирательную кампанию под
лозунгом: «Голосуйте за меня, и гарантирую
увеличение ваших налогов»? Попытки
правительства снизить государственные
расходы также не слишком популярны. Против
этого могут резко выступать те. Кто получает
различные виды финансовой помощи и социальной
поддержки через бюджет. Применение некоторых
мер фискальной политики связано с риском
поражения на выборах, и это отлично понимают
политики.
- Даже сторонники
применения фискальной политики в целях
стабилизации экономики признают, что
ее успех в значительной мере зависти
от своевременности применения фискальных
мер и точности имеющейся в распоряжении
информации о состоянии экономики. Часто
требуется слишком много времени для того,
чтобы законопроект стал законом, поэтому
меры, направленные на решение проблемы,
запаздывают. Критики фискальных мер стабилизации
экономики утверждают, что в силу нерегулярности
экономических циклов и непредсказуемости
их продолжительности вычислить момент
для того, чтобы фискальная политика работала,
практически невозможно, а своевременные
фискальные мероприятия могут принести
больше вреда, чем пользы.[1, с.206]
Власти Калифорнии к резкому снижению
доходов оказались не готовы. За минувшее
десятилетие в столице штата Сакраменто
привыкли к «апрельскому сюрпризу» - неожиданно
большим сборам подоходных налогов. Демократы,
контролирующие обе палаты регионального
парламента, тратили эти деньги на школы,
дороги, больницы, полицию и тюрьмы.[8, с.20]
Сейчас,
когда деньги закончились, законодателям
пришлось изыскать способы сбалансировать
бюджет. Ставка налога на продажи
в Калифорнии повышена с 7.25
до 8.25%, выросли налоги на автомобили.
На 0.25 процентного пункта повышен
подоходный налог. В результате доходы
штата вырастут на 13 млрд. долларов. Бюджет
также предусматривает снижение расходов
на 15 млрд. долларов (половина этой суммы
– сокращение расходов на школы и колледжи).
Кроме того, Калифорния сможет выпустить
облигации на 5 млрд. долларов, чтобы финансировать
текущий недостаток средств.
Остальные дыры в бюджете удастся
покрыть за счет федерального
финансирования в рамках подписанного
президентом Обамой в начале
февраля плана расходов на 787 млрд.
долларов.
В Канзасе власти прекратили выплачивать
возврат налогов самым бедным семьям.
В штате начали сокращать госслужащих
– от библиотекарей до егерей. Местные
власти также решили уменьшить на 13% расхода
на колледжи, финансируемые из регионального
бюджета. В канзасском департаменте общественных
работ (ремонт и эксплуатация дорог и прочей
инфраструктуры) уже в январе было сокращено
10% сотрудников.
Кризис общественных финансов
коснулся не только большинства
штатов, но и городов. Согласно
опросу американской национальной
лиги городов, 80% муниципалитетов отмечают
сложности с финансированием городских
бюджетов. В некоторых городах ситуация
сложилась катастрофическая.
Так, Детройт, центр автомобильной
промышленности США, столкнулся
с дефицитом 300 млн. долларов, который
вызван кризисом в американском автопроме
и постоянным уменьшением населения, покидающего
неблагополучный город. С начала 1960 –
х. население Детройта уменьшилась вдвое
– до 900 тыс. человек. Средняя цена дома
в Детройте в декабре составила всего
7.5 тыс. долларов – вдвое меньше стоимости
автомобиля. Расходы городского бюджета
с началом кризиса резко подскочили –
треть населения города живет ниже черты
бедности, и рост безработицы лишь ухудшил
состояние городских финансов.
Если этот город, 11- й по величине
в США, не получит финансовую помощь из
Вашингтона, он может стать первым из крупных
американскх городов, который начнет продецедуру
банкротства. Рейтинговые агенмтва уже
понизили статус муниипиальных облигаций
до «мусорных». Такой же рейтинг имеют
ценные бумаги Нового Орлеана (288 тыс. человек),
который до сих пор не может отправиться
от последствий урагана Катрина в 2005 году.
Банкротство грозит и Бирмингему в Алабаме
(245 тыс. человек).