Современная концепция фискальной политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы я считаю всесторонние рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.
Задачей моей курсовой работы является рассмотрение основных черт государственной политики, касающейся бюджетных расходов, их способы финансирования, а также раскрыть сущность современной фискальной политики со всеми её противоречиями и возможность её стабилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
1. Сущность современной фискальной политики………………………........5
2. Производственные ограничения проведения фискальной политики…...17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….......3

1. Сущность современной фискальной политики………………………........5

2. Производственные ограничения проведения фискальной политики…...17

Заключение…………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Мероприятия фискальной политики находятся в непосредственном введение правительства и, принимая во внимание время, требующееся на разработку и принятие законов, касающихся налогообложения или государственных расходов, не могут оказывать быстрое воздействие на циклы деловой активности. Тем не менее, когда решение приняты, а законы утверждены, положительный эффект фискальных мероприятий правительства может оказаться весьма сильным. В то же время, новая фискальная политика может быть неэффективной и даже вредной, если за время, необходимое на ее принятие, экономические условия успевают достаточно сильно измениться.

      В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике, а также рассмотреть её цели и структуру. На сегодняшний день данная тема очень актуальна, так как наша экономика, бюджет и налоговая  сфера находятся  ещё в неустойчивой стадии формирования страны. Достижение стабильности экономического развития, поддержание полной занятости (т. е поддержание безработицы на естественном уровне), сдерживание инфляции и обеспечение стабильных цен и устойчивой национальной валюты, стимулирование экономического роста являются основными целями государственной политики и государственного регулирования экономики.

      В последнее время наблюдается усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

      От политики государства в области бюджетных расходов и доходов зависит уровень жизни,  возникновение или отсутствие экономических кризисов,  возможность для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому благополучие миллионов людей зависит от правильных и продуманных шагов правительства.

      Целью своей работы я считаю всесторонние рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.

        Задачей  моей курсовой работы является рассмотрение основных черт государственной политики, касающейся бюджетных расходов, их способы финансирования, а также раскрыть сущность современной фискальной политики со всеми её противоречиями и возможность её стабилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность современной фискальной политики.

      Фискальная политика – государственное регулирование экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Трансферты представляют собой основной адресные и целевые выплаты домохозяйствам. Налоги представляют собой основной источник доходов государственного бюджета, а государственные закупки и трансферты -  основные расходы государства, поэтому фискальная политика по существу является налогов – бюджетной политикой. [1, с.205]

 

Используя налогово-бюджетные  инструменты, государство может  влиять на национальный доход, реальный ВВП и стабилизировать экономическое развитие.

     Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

      Основные этапы исполнения бюджетов по расходам

      Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

      Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. [2]

 

      Сознательное вмешательство в  налоговую систему и изменение  объема государственных расходов  с целью воздействия на экономический рост, инфляцию и безработицу характеризует дискреционную фискальную политику. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого государства. Однако, данный вид государственного регулирования имеет серьёзный недостаток . Обычно данные меры по стабилизации экономики связаны с трудностями их своевременного использования и, как правило, производят запаздывающий эффект. В отличие от дискреционной, автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам цикла деловой активности.

      Встроенные стабилизаторы – социально  – экономические меры, автоматически  вступающие в силу, когда это  необходимо. В период спада, они  оказывают стимулирующее воздействие через увеличение государственных расходов и / или снижение налогов, а в периоды подъема – сдерживающее воздействие через снижение государственных расходов и / или увеличение налогов.

      Наиболее известными встроенными  стабилизаторами являются прогрессивная система подоходных налогов и система социальных пособий. В периоды экономического спада люди зарабатывают меньше и, соответственно, ставка налогообложения снижается. В периоды подъема экономики, когда инфляция подталкивает заработки и цены к более высокому уровню, налогоплательщики переходят в группы, подлежащие налогообложению по более высоким ставкам. Сокращая налоговые поступления в периоды спада и увеличивая их в периоды подъема, прогрессивный подоходный налог автоматически оказывают стабилизирующее воздействие на экономику.

      В свою очередь, система социальных  пособий и, в частности, пособие  по безработице оказывает автоматическое  воздействие на государственные  расходы. В периоды спада государственные  расходы автоматически возрастают, так как увеличивается число людей, нуждающихся в социальной поддержке. Когда экономическая ситуация улучшается, безработица сокращается, и государственные расходы по социальным программам автоматически снижаются.

      В периоды процветания и высокого уровня занятости налоги автоматически растут, и происходит накопление средств, которые могут быть израсходованы в периоды спада. Таким образом, встроенные стабилизаторы выполняют свое назначение – автоматическое приспособление экономики у фазам экономического цикла посредством изменения объема трансфертных платежей и системы налогообложения.

      На сегодняшний день доля российских  производственных затрат в розничной  цене на продукцию зачастую  составляет 20 – 30%. Если издержки  велики, то это значит что главная задача государства исполнятся плохо. 

             Исполнение федерального бюджета 2008 г                          Табл. 1 [12] 

млрд.рублей

  Доходы Расходы Профицит 
2007г.
Январь 436,2 218,0 218,2
Январь-февраль 888,2 537,3 350,9
I квартал 1421,9 945,6 476,3
Январь-апрель 1924,9 1369,9 555,0
Январь-май 2510,6 1728,2 782,4
I полугодие 3245,7 2169,7 1076,1
Январь-июль 3874,6 2626,6 1248,0
Январь-август 4509,9 3054,4 1455,4
Январь-сентябрь 5087,6 3464,3 1623,2
Январь-октябрь 6187,3 4081,1 2106,2
Январь-ноябрь 6889,7 5064,8 1824,9
Год 7781,1 5986,6 1794,6
2008г.
Январь 691,3 390,7 300,6
Январь-февраль 1322,5 858,5 464,0
I квартал 1932,7 1332,7 600,0
Январь-апрель 3024,5 1885,3 1139,2
Январь-май 3700,2 2388,5 1311,6
I полугодие 4370,7 2995,6 1375,1
Январь-июль 5676,8 3557,9 2118,9
Январь-август 6404,5 4057,3 2347,2
 
 

       Правительство начало пересмотр экономического прогноза итогов 2009 года, которые будут заложены в бюджет 2010-2012 годов. Из-за влияния глобального кризиса на российскую экономику власти приняли решение о коррекции бюджета. [3, с.5]

      Политика последних четырех лет  была политикой прямой привязки  российской денежной массы к  золотовалютным резервам страны. К началу кризиса текущий курс  рубля был равен отношению количества денег в обращении к валютным резервам. Но так было не всегда. В удачный для российской экономике период – с 2002-го по 2004 год – количество денег в обращении было существенно больше, чем требовали того имеющие в стране золотовалютные резервы (ЗВР). Но именно тогда экономика развивалась активно и сбалансировано. Я считаю, что и сейчас путь к финансовой стабильности надо искать в быстром расширении денежной массы по отношению к ЗВР.[10, с.6]

      В этом отношении факты дают нам разноречивую информацию. С одной стороны, мы видим усилия властей по поддержке кредитования экономики. С другой – реальную дефляцию: в течение последних трех месяцев объем денежной массы в стране падает с 14.5 трлн. рублей в сентябре до 13.5 трлн. рублей в ноябре. Это и есть дефляция, которая в настоящих условиях совершенно недопустима, хотя и является естественным следствием растерянности финансовых игроков по поводу возможных доходностей и вообще выживаемости потенциальных кредиторов.

      Если ЦБ совместно с ВЭБом, Минфином и региональными властями не     удастся преодолеть это естественное сокращение денежной массы, то дальнейшее упорство по отношению к девальвации рубля будет энергично усиливать экономический спад. Однако если прекратить денежное сжатие удастся, то мы можем ограничиваться указанной выше девальвацией и достичь нового уровня равновесия в системе. Правда, сделать это раньше, чем к апрелю не получится.

      Я полагаю, что сегодня важнейшим индикатором успешности политики должен быть контролируемый рост количества денег в обращении, который позволит и быстрее остановить спад, и добиться того, что российская финансовая политика станет самостоятельной по отношению к мировому финансовому рынку, что для нас абсолютно необходимо.

      Западная финансовая система – банкрот. Все последние годы она работала в режиме «глобальной страховой компании», которая недорого страховала всех и вся от возможности экономического спада. А когда этот спад наступил, «страховщик» разорился, - ни одна страховая компания не может компенсировать страховые потери всем клиентам одновременно.

Информация о работе Современная концепция фискальной политики в рыночной экономике