Современная финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:01, реферат

Описание работы

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - на сдачу.docx

— 91.62 Кб (Скачать)

Еще одной формой регулирования  Центральным Банком РФ кредитной  системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями  путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные  облигации Центральный Банк РФ тем  самым уменьшает денежные ресурсы  банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке  ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать  ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству РФ обязаны покупать определенную часть  государственных облигаций, финансируя, таким образом, дефицит бюджета  и государственный долг.

Формой регулирования  является также прямое государственное  воздействие Центрального Банка  РФ на кредитную систему путем  прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев  Центральный Банк РФ осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование  банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и  сберегательные банки и в меньшей  степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается  в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми  институтами. Как правило, последние  облагаются налогом на прибыль, как  и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических  условиях. В то же время взимание налогов существенно различается  по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может  способствовать уменьшению кредитно-ссудных  операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов  на доходы этих учреждений ведет к  расширению таких операций и может  содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие  представляет собой достаточно эффективное  государственное регулирование  деятельности кредитной системы.

    1. Функции центральных банков

 

Среди многообразных функций  центральных банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.

Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.

К регулирующим функциям относятся:

. управление совокупным  денежным оборотом;

. регулирование денежно-кредитной  сферы;

. регулирование спроса  и предложения на кредит.

Контрольные функции включают в себя:

. осуществление контроля  за функционированием кредитно-банковской  системы;

. проведение валютного  контроля.

Обслуживающие функции заключаются  в:

. организации платежно-расчетных  отношений коммерческих банков;

. кредитовании банковских  учреждений и правительства;

. выполнении центральным  банком роли финансового агента  правительства.

Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.

Характер проводимой центральным  банком денежно-кредитной политики во многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим. С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков.

Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов  и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя:

. определение направлений  развития денежно-кредитной политики;

. выбор основных инструментов  денежно-кредитной политики;

. создание и ведение  статистической базы данных по  денежной массе, кредитам и сбережениям;

. проведение исследований  по проблемам экономики и денежно-кредитной  сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;

. составление денежных  программ и контроль за их  выполнением.

Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные действия.

Контроль за функционированием  кредитно-банковской системы - одна из контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.

Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка. Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними, принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией

страхования депозитов, Службой  контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов.

Не менее важной контрольной  функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования. Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля.

Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка. Другая обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.

Дополнительные функции  центрального банка не связаны непосредственно  с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.

Центральные банки могут  предоставлять определенный набор  услуг коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и прочее.

3.1. Функции небанковских финансовых институтов

К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, пенсионные фонды и компании, занимающиеся страхованием жизни. Причиной появления финансовых посредников на рынке явились недостатки прямого финансирования. Напомним, что для осуществления прямого финансирования заемщика должна выпустить ценную бумагу, номинал, срок погашения и другие характеристики которой точно соответствовали бы запросам кредитора. До тех пор пока не произойдет обоюдного удовлетворения требований сторон, перемещения средств между ними не произойдет.

Задачей финансовых посредников и  является преодоление подобных затруднений  во взаимодействии между кредитором и заемщиком. Они покупают у заемщика прямые требования и преобразуют их в непрямые, имеющие другие характеристики (срок погашения, номинал), которые и продают затем кредиторы. Процесс такой трансформации носит название посредничества. Фирмы, специализирующиеся на этом виде деятельности, называются финансовыми посредниками или финансовыми институтами.

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов  населения в развитых странах; активное развитие рынка ценных бумаг; оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могли предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

Обратите внимание на то, что баланс финансового посредника определяется только финансовыми требованиями: непрямые (вторичные) требования являются источником его средств (отражаются в пассивах), а привлеченные ресурсы идут на приобретение прямых (первичных) требований (отражаются в активах). Заметьте также, что при опосредованном финансировании в активе кредитора содержатся требования не к заемщику, как при прямом финансировании, а к финансовому посреднику. Рынок опосредованного кредитования имеет все черты розничного рынка, а непрямые финансовые требования нередко получают собственные названия, сберегательные счета или паи фондов денежного рынка.

    1. Интернационализация банковского дела

 Наивысшей ступенью  интернационализации банковской  деятельности являются растущие  прямые иностранные инвестиции  банков, позволяющие оказывать весь  спектр услуг через банковские  офисы в принимающих странах. Крупнейшие международно- оперирующие банки превращаются в транснациональные (ТНБ), если объем зарубежных активов и количество стран, в которых банк имеет свои зарубежные подразделения, позволяет ему занять существенную нишу на мировых рынках конкретных банковских услуг. Степень открытости национальных банковских систем и участия национальных банков в обслуживании внешнеэкономических связей и международном предпринимательстве в разных странах весьма различна.

Это объясняется целым  рядом факторов:

- ситуацией в реальном и финансовом секторах национальной экономики, определяющими спрос и предложение банковских услуг в стране, в том числе потребность в импорте и экспорте этих услуг;

- общим состоянием внешнеэкономических связей, ролью страны в общей системе мирохозяйственных связей;

- характером действующего регулирования банковской деятельности центральным банком страны и другими специализированными органами;

- уровнем развития национального банковского дела, в частности, численностью банковских институтов и разветвленностью их филиальных сетей, плотностью размещения банковских институтов по территории страны, объемом и качеством операций, квалификацией банковских специалистов и использованием передовых финансовых технологий.

Хотя процесс интернационализации  банковских систем и международные стратегии банков разных стран различны, международный бизнес в общем и целом осуществляется банковскими учреждениями по единым общепризнанным правилам, направлениям, в определенных формах. Можно назвать общие, характерные для международного банковского бизнеса тенденции развития.

К ним относятся следующие:

Универсализация банковской деятельности. Отвечая растущим потребностям клиента, банки постепенно расширяют число предоставляемых услуг и даже активно осваивают нетрадиционные для них виды деятельности (консалтинг, операции с недвижимостью, страхование и пр.). Инвестиционные банки занимаются коммерческим банковским бизнесом, коммерческие банки — инвестиционным. Превращение банков в финансовые «супермаркеты» выгодно клиентам, поскольку в своем банке они получают весь набор требующихся им финансовых услуг.

Рост конкуренции. Следует помнить, что на зарубежных рынках международные банки конкурируют с большим числом других участников финансовых сделок, в частности, с местными депозитными учреждениями, а также с другими международными банками, которых привлек данный рынок. Отмеченное выше расширение спектра банковских услуг и операций не сокращает, а увеличивает число конкурентов на смежных рынках.

Информация о работе Современная финансовая система