Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:01, реферат
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития
-отставание в адаптации к
изменениям на внешних
-излишнюю социальную
воспроизводственный процесс;
-низкий уровень
По характеру и частоте
взаимодействия с внешней
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что
- курс валюты был строго
- собственником средств
недвижимости было государство;
- предприятия могли обменивать
отечественную валюту на
пределах установленного
-имела место замкнутость
договорах цены не выражались в отечественной валюте;
- валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться
только государством, но
не гражданами или
Открытая финансовая
система характеризуется достаточно частым
и интенсивным взаимодействием с внешней
средой. Финансовые ресурсы, информация
- это объекты обмена с внешней средой
через проницаемые границы открытой системы.
Финансы организационно-
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.
Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и
- оздоровление и структурная
перестройка экономики:
- достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей
В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.
Отечественные специалисты
при трактовке понятия «
«Финансовая система
представляет собой
Анализ существующих подходов к определению финансовой системы позволяет установить, что система — это совокупность определенных элементов (рис. 1.1.1), но сами элементы трактуются различно:
- рынки и инструменты;
- подсистемы финансовых
отношений и ресурсов, возникающих
у хозяйствующих субъектов,
- сферы (звенья) финансовых отношений;
- денежные отношения, функционирующие в государстве;
- формы и методы образования, распределения и использования фондов;
- отношения по поводу формирования и использования доходов;
- финансовые органы и учреждения;
- только финансовые учреждения.
Рис. 1.1.1. Подходы к определению финансовой системы
К финансам властных структур
отнесены государственные (федеральные
и региональные) и муниципальные
финансы. Звенья государственной финансовой
системы каждого уровня представлены
бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами
и финансами предприятий
Элементами первой подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.
Состав территориальных финансов определяется следующим образом:
Основная часть — региональные бюджеты;
Средства субъектов
Территориальные внебюджетные
фонды, формируемые за счет добровольных
взносов предприятий и
Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают:
- средства бюджета субъекта РФ;
- государственные ценные
бумаги, принадлежащие органам
- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления.
На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным. Сегодня в России можно выделить четыре звена финансов:
- государственные финансы;
- государственный кредит;
- финансы государственных предприятий;
- специальные фонды.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.2.
В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономику
превратилось в одну из основных функций
государственного бюджета. Формы такого
вмешательства различны. В условиях
политики «экономики предложения» наряду
с прямыми методами вмешательства
широкое развитие получали косвенные.
Среди них: государственные
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Фундаментальная цель бюджетной
политики состоит в том, чтобы
ликвидировать безработицу или
инфляцию. Положительный бюджетный
избыток называется бюджетным профицитом,
отрицательный – бюджетным
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:
- политика центрального
банка в отношении кредитно-
- налоговая политика
- участие правительства
в смешанных (
- законодательные мероприятия
исполнительной и
Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:
- учетная политика;
- регулирование нормы обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
- прямое воздействие на кредит.
Учетная политика Центрального
Банка РФ состоит в учете и
переучете коммерческих векселей, поступающих
от коммерческих банков, которые в
свою очередь, получают их от промышленных,
торговых и транспортных компаний.
Центральный Банк РФ выдает кредитные
ресурсы на оплату векселей и устанавливает
так называемую учетную ставку. Учетная
политика Центрального Банка РФ направлена
на имитирование переучета векселей,
установление предельной суммы кредита
для каждого коммерческого
Следующей формой регулирования
Центрального Банка РФ является определение
нормы обязательных резервов для
коммерческих банков. Смысл этой формы
регулирования заключается в
том, что коммерческие банки обязаны
хранить часть своих кредитных
ресурсов на беспроцентном счете
в центральном банке. Норма резерва
может уменьшаться или