Современная финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:01, реферат

Описание работы

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - на сдачу.docx

— 91.62 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте  системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы развития  экономики;

-диспропорции развития экономической  системы;

-отставание в адаптации к  изменениям на внешних товарных  и финансовых   рынках;

-излишнюю социальную напряженность,  отрицательно влияющую на 

  воспроизводственный процесс; 

-низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума  и  др.

 По характеру и частоте  взаимодействия с внешней средой  выделяют два основных типа  систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что

- курс валюты был строго фиксирован;

- собственником средств производства, земельной собственности, крупной 

   недвижимости было государство; 

- предприятия могли обменивать  отечественную валюту на иностранную  в  

  пределах установленного жесткого  плана (плановая конвертируемость);

-имела место замкнутость валюты  в том смысле, что в контрактных  

  договорах   цены не выражались  в отечественной валюте;

- валютные   ценности   в  крупных   размерах   могли   вывозиться

    только государством, но  не гражданами или предприятиями  и др.

Открытая финансовая система   характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка -  это более открытая  система,  чем   в условиях  директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности  открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы  должна регулироваться в интересах  развития экономики страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий”.  В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.

Основными целями финансовой политики являются:

- повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов  при разработке и проведении  финансовой политики может привести  к распылению средств, сокращению  источников удовлетворения постоянно  растущих экономических и социальных  потребностей общества;

- оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля;

- достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

  1. Понятие и структура финансовой системы  в РФ

В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Данное определение  отражает институционально-рыночную сторону  финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Отечественные специалисты  при трактовке понятия «финансовая  система» исходят из содержания финансов как экономической категории, но определяют ее по-разному.

 «Финансовая система  представляет собой совокупность  различных сфер (звеньев) финансовых  отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве».

Анализ существующих подходов к определению финансовой системы  позволяет установить, что система  — это совокупность определенных элементов (рис. 1.1.1), но сами элементы трактуются различно:

- рынки и инструменты;

- подсистемы финансовых  отношений и ресурсов, возникающих  у хозяйствующих субъектов, работников, государства;

- сферы (звенья) финансовых  отношений;

- денежные отношения,  функционирующие в государстве;

- формы и методы образования,  распределения и использования  фондов;

- отношения по поводу  формирования и использования  доходов;

- финансовые органы и  учреждения;

- только финансовые учреждения.

 

Рис. 1.1.1. Подходы к определению  финансовой системы

К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные  и региональные) и муниципальные  финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами  и финансами предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Элементами первой подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.

Состав территориальных  финансов определяется следующим образом:

Основная часть — региональные бюджеты;

Средства субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности (как  правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий и организаций, направляемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

Территориальные внебюджетные фонды, формируемые за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов. Внебюджетные фонды  чаще всего имеют целевое назначение.

Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова  полагают, что «финансы субъектов  РФ включают:

- средства бюджета субъекта  РФ;

- государственные ценные  бумаги, принадлежащие органам государственной  власти субъекта РФ;

- другие денежные средства, находящиеся в собственности  субъекта РФ.

Финансовая система как  форма организации денежных отношений  может быть подразделена на три взаимосвязанные  подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих  субъектов, б) у населения, в) у государства  и органов местного самоуправления.

На отдельных этапах общественно-производственного  развития государства количество звеньев  финансов может быть различным. Сегодня  в России можно выделить четыре звена  финансов:

- государственные финансы;

- государственный кредит;

- финансы государственных  предприятий;

- специальные фонды.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.2.

 

1.1 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ

В странах рыночной экономики  бюджет широко используется государством для воздействия на различные  стороны жизни: на повышение нормы  накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и  расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику  превратилось в одну из основных функций  государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства  широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого  финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в  форме субсидий, кредитов, государственных  гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста  монопольной прибыли. Вместе с тем  государственное финансирование содействует  дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Бюджетная политика государства  направлена на регулирование или  изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент  совокупного спроса (потребительские  расходы, инвестиции, государственные  закупки и чистый экспорт), государство  в состоянии подтолкнуть спрос  в сторону его расширения или  наоборот, сдержать его.

Фундаментальная цель бюджетной  политики состоит в том, чтобы  ликвидировать безработицу или  инфляцию. Положительный бюджетный  избыток называется бюджетным профицитом, отрицательный – бюджетным дефицитом. Бюджетный избыток зависит от ставки налогов, объема государственных  закупок, размера трансфертов и  от всех факторов, изменяющих уровень  дохода. Поэтому в периоды экономического спада, когда происходит снижение налоговых  поступлений и, как правило, увеличение трансфертных выплат, обостряются проблемы дефицита бюджета.

Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов –  один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка  в России. Основными направлениями  государственного регулирования являются:

- политика центрального  банка в отношении кредитно-финансовых  институтов;

- налоговая политика правительства  на центральном и местном уровне;

- участие правительства  в смешанных (полугосударственных)  или государственных кредитных  институтах;

- законодательные мероприятия  исполнительной и законодательной  власти, регулирующие деятельность  различных институтов кредитной  системы.

2. Центральный банк

Политика Центрального Банка  РФ распространяется главным образом  на коммерческие и сберегательные банки  и осуществляется в следующих  формах:

- учетная политика;

- регулирование нормы  обязательных резервов;

- операции на открытом  рынке; 

- прямое воздействие на  кредит. 

Учетная политика Центрального Банка РФ состоит в учете и  переучете коммерческих векселей, поступающих  от коммерческих банков, которые в  свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк РФ выдает кредитные  ресурсы на оплату векселей и устанавливает  так называемую учетную ставку. Учетная  политика Центрального Банка РФ направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита  для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие  на объем выдаваемых ссуд. 

Следующей формой регулирования  Центрального Банка РФ является определение  нормы обязательных резервов для  коммерческих банков. Смысл этой формы  регулирования заключается в  том, что коммерческие банки обязаны  хранить часть своих кредитных  ресурсов на беспроцентном счете  в центральном банке. Норма резерва  может уменьшаться или увеличиваться  в зависимости от конъюнктуры  на финансовом рынке. Ее увеличение ведет  к ограничению кредитной экспансии  коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. С помощью нормы резервов Центральный  Банк РФ воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Информация о работе Современная финансовая система