Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа
Основная цель курсовой работы: изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
Введение...........................................................................................................................03
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.........................................04
1.1. Безработица........................................................................................................04
1.2. Измерение безработицы....................................................................................05
Виды безработицы.............................................................................................06
Причины безработицы......................................................................................08
Политика занятости...........................................................................................09
Способы регулирования занятости и последствия безработицы..................11
Глава 2. Безработица в современной России................................................................13
2.1. Причины возникновения безработицы в России.............................................13
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы...........................................21
2.3. Безработица в Волгоградской области............................................................26
Предпринимаемые программы по снижению уровня безработицы......26
2.3.2. Основные направления антикризисных программ по снижению
безработицы в Волгограде........................................................................28
Статистические данные..............................................................................28
Заключение.......................................................................................................................28
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.............................................29
Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.
В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.
В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя п того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.
При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.
Эта
система позволяет обучить
Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей.
В
целях реализации прав граждан на
полную продуктивную и свободно избранную
занятость государственные
В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.
Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.
Не менее важной задачей служб
занятости является
Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.
Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства — такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.
Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Финансовый кризис резко повлиял на рынок труда Волгоградской области. С декабря 2008 года началось активное увольнение работников с предприятий Волгоградской области. Уже в январе 2009 года объёмы увольнений превысили показатели октября 2008 года, более чем в 7 раз. Если в январе 2009 г. на учёте в органах службы занятости населения Волгоградской области стояло 23,7 тыс. безработных, то в ноябре их число увеличилось в 1,4 раза и составило 32,4 тысяч.
В январе прошлого года администрацией Волгоградской области принято Постановление «О программе дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Волгоградской области».
В программу вошли несколько
мероприятий, основная цель
К 9 декабрю 36,7 тыс. человек
уже стали участниками
Это 108,7% от запланированного
Среди самых востребованных —
три программных направления:
организация общественных
Так, на временных работах
Продолжается выполнение
Несколько
сложнее, как отмечают в комитете
по труду и занятости населения
администрации Волгоградской
Активизировалась работа по
Как показывает анализ, реализация
программных мероприятий
Особой популярностью в
Условия прежние: открыть
Расширилась программа по
Если в 2009 году студентов устраивали
на предприятия всего на три
месяца, то в этом году срок
увеличат до полугода. К тому
же, если в прошлом году
Информация о работе Современная безработица и политика занятости