Современная безработица и политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы: изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение...........................................................................................................................03

Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.........................................04

1.1. Безработица........................................................................................................04

1.2. Измерение безработицы....................................................................................05
Виды безработицы.............................................................................................06
Причины безработицы......................................................................................08
Политика занятости...........................................................................................09
Способы регулирования занятости и последствия безработицы..................11


Глава 2. Безработица в современной России................................................................13

2.1. Причины возникновения безработицы в России.............................................13

2.2. Возможные пути решения проблем безработицы...........................................21

2.3. Безработица в Волгоградской области............................................................26
Предпринимаемые программы по снижению уровня безработицы......26

2.3.2. Основные направления антикризисных программ по снижению

безработицы в Волгограде........................................................................28
Статистические данные..............................................................................28


Заключение.......................................................................................................................28

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.............................................29

Работа содержит 1 файл

Введение (2).docx

— 87.66 Кб (Скачать)

    Общественные  работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.

    В настоящее время в ряде стран  разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

    В России общественные работы не нашли  пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя п того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

      Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

    При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.

    Эта система позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, п в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно.

    Вполне  очевидно, что широкое использование  современных технологий обучения может  кардинально изменить ситуацию на рынке  труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей.

    В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную  занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

    В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в  основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.

    Их  главная задача - выявление возможных  очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией  крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

      Не менее важной задачей служб  занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

    Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.

    Другим  не менее существенным недостатком  информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства — такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.

    Оценивая  возможности службы занятости, надо признать, что она располагает  большими резервами. Их мобилизации  могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

    2.3. Безработица в Волгоградской области

2.3.1. Предпринимаемые программы по снижению уровня безработицы

 

      Финансовый кризис резко повлиял на рынок труда Волгоградской области. С декабря 2008 года началось активное увольнение работников с предприятий Волгоградской области. Уже в январе 2009 года объёмы увольнений превысили показатели октября 2008 года, более чем в 7 раз. Если в январе 2009 г. на учёте в органах службы занятости населения Волгоградской области стояло 23,7 тыс. безработных, то в ноябре их число увеличилось в 1,4 раза и составило 32,4 тысяч.

        В январе прошлого года администрацией Волгоградской области принято Постановление «О программе дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Волгоградской области».

        В программу вошли несколько  мероприятий, основная цель которых  — борьба с безработицей в  условиях кризиса. Это опережающее  обучение профессиям, востребованным  на рынке труда с последующим  трудоустройством работников на  вакантные рабочие места на  своём предприятии (по новой  профессии или после повышения  квалификации по имеющейся специальности)  или на другом по месту проживания  или с переездом в другую  местность. Оплачиваемые общественные  работы для работников, находящихся  под риском увольнения. А также  адресная поддержка гражданам,  включая организацию их переезда  в другую местность для замещения  рабочих мест, и содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан.

        К 9 декабрю 36,7 тыс. человек  уже стали участниками Программы  дополнительных мероприятий по  снижению напряжённости на рынке  труда Волгоградской области.

        Это 108,7% от запланированного количества.

        Среди самых востребованных —  три программных направления:  организация общественных работ  и временного трудоустройства  граждан, находящихся под угрозой  массового увольнения, и содействие  развитию малого предпринимательства  и самозанятости.

        Так, на временных работах задействовано  21768 человек (134,2% от плана). В реализации  данных мероприятий участвуют  82 предприятия области. 8602 человека  заняты на общественных работах. 1608 жителей региона, получив субсидии, открыли собственное дело. Они  оказывают населению бытовые  и юридические услуги, занимаются  торгово-закупочной деятельностью,  производством и выращиванием  сельскохозяйственной продукции,  разведением скота и птицы  и т.д. А всего на начало  декабря соответствующие договоры  центры занятости заключили с  1720 безработными.

         Продолжается выполнение мероприятий  и по остальным направлениям  Программы. 1521 человек приступил  к опережающему профессиональному  обучению, 1003 после его завершения  уже трудоустроены. Ещё свыше  тысячи человек пройдут профессиональную  переподготовку в ближайшее время.  Данное направление нашло поддержку  на 24 предприятиях региона.

    Несколько сложнее, как отмечают в комитете по труду и занятости населения  администрации Волгоградской области, идёт реализация мероприятий, предусматривающих  организацию переезда с целью  трудоустройства в другую местность. Сейчас только 339 из запланированного общего количества 1000 человек (в основном жители гг. Волгограда, Камышина, Фролово, Котовского и Городищенского районов) заключили такие договоры с центрами занятости. Они будут трудиться  в Москве, Московской и Тульской областях, а также в районах  нашего региона.

        Активизировалась работа по организации  стажировок для выпускников, а  также лиц, уволенных с военной  службы по призыву, безработных  и ищущих работу граждан, прошедших  профобучение и не трудоустроенных  после этого. В настоящее время  с работодателями заключены 203 соответствующих договора на  887 человек. 603 волгоградца уже проходят стажировку, получая опыт работы по профессиям юриста, экономиста, инженера, менеджера, бухгалтера, водителя, электросварщика и другим.

        Как показывает анализ, реализация  программных мероприятий способствовала  уменьшению неполной занятости  на предприятиях региона. Если  на начало апреля текущего  года суммарная численность работников, находящихся в режиме неполной  занятости, составляла 31,5 тыс., то  на 1 декабря этот показатель снизился  на 26%.Уменьшился и уровень регистрируемой  безработицы (26,1% — в апреле, 2,52% — на 1 декабря).

        Особой популярностью в прошлом  году пользовалась программа  по поддержке открытия собственного  дела безработными. В этом году  государство также выделяет по 58,8 тысяч рублей. А если новоиспеченный  предприниматель возьмет в свою  фирму безработного, то получит  на развитие бизнеса еще столько  же, - рассказывает Наталья Чумакова, начальник отдела статистики  и информации областной службы  по труду и занятости. 

        Условия прежние: открыть бизнес  могут волгоградцы со статусом  безработного. Надо составить убедительный  бизнес-план, и доказать, что проект  будет полезен в вашем населенном  пункте. Приоритетные направления:  бытовые услуги и сельхозпродукция.

        Расширилась программа по стажировке  выпускников. 

        Если в 2009 году студентов устраивали  на предприятия всего на три  месяца, то в этом году срок  увеличат до полугода. К тому  же, если в прошлом году государство  оплачивало только труд студента, то теперь выделены деньги  и для его наставника, прибавка  к зарплате более 2 тысяч рублей. Выпускники от государства будут  получать более 6 тысяч рублей, а помимо этого что-то будет  платить сам работодатель. 

Информация о работе Современная безработица и политика занятости