Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель моей работы – не только охарактеризовать кризис 2008 года, но и показать какие меры были предприняты государством на борьбу с кризисом, а также оценить эффективность антикризисной политики в России.
Для более полного теоретического и практического изучения кризиса как экономического явления необходимо раскрыть понятие экономического цикла и антициклической политики, определить причины возникновения кризиса.
Глава 1. Общая характеристика кризиса как экономического явления
Понятие экономического цикла
Причины возникновения кризиса
Антициклическая политика
Глава 2. Антикризисная политика в России
2.1. Характеристика кризиса 2008 года
2.2. Мероприятия, направленные на борьбу с кризисом в России
2.3. Эффективность антикризисной политики в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
8 ноября
2008 года Председатель
11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев в Кремле на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты России заявил о необходимости сократить число посредников, участвующих в распределении государственных ресурсов конкретным предприятиям; также было сказано о необходимости усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тот же день Центральный Банк РФ объявил о «расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики — рублёвой стоимости бивалютной корзины» симметрично в каждую сторону.
Газета «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: «Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, — с одной стороны, довольно общее заявление, с другой — накладывает некие ограничения, прежде всего, моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при государственных закупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозяйственные производители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии.». Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем Правительства В. Путиным «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров. 17 ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.
19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: «Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты.»
20 ноября, выступая на 10-м съезде «Единой России», лидер партии В. Путин предложил снизить налоги на бизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предприниматлей России (Владимир Потанин («Интеррос»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), Михаил Фридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»), Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционнный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как «имитационные».
21
ноября Наблюдательный совет
ВЭБа одобрил кредит для горно-
24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что привело в совокупному падению рубля к корзине валют примерно на 9 % с максисмума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря Центральный Банк повысил ставку рефинансирования с 12 до 13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования Центрального Банка банков на беззалоговых аукционах.
19
декабря на совещании по
25
декабря Правительственная
19
января Председатель
10
марта министр финансов
27
марта 2009 года Государственная
Дума во втором и третьем
чтениях одобрила поправки к
Бюджетному кодексу, которые
В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал.
Подводя итоги данной главы, перечислим основные мероприятия Правительства Российской Федерации по оздоровлению российской экономики в 2008 - 2009 гг (некоторые из которых перечислены в таблице 1):
Заканчивая данную главу, хотелось бы отметить причины остроты циклического кризиса российской экономики в 2008 – 2009 годах:
1. Высокие темпы
роста российской экономики
2. Стагнация
роста производительности
3. Налоговый пресс на бизнес.
4. Экономическое развитие находилось под воздействием искусственного стимулирования нефтегазометаллическими деньгами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе создания курсовой работы я выяснила, что цикличность – это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса.
Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и многим другим.
Сущность теории циклического развития экономики связана с тем, что экономика, как открытая система, находится в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику.
Эпицентр циклического движения – это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики.
По итогам 2008 г. можно сделать неутешительные для российской экономики выводы. Например, металлургическая отрасль пострадала сильнее всех: спад производства достиг 50%. Считают, что на восстановление может уйти около двух лет. Авиационную отрасль в 2009 г. ждет консолидация на фоне падения перевозок. Это связано с высокими ценами на топливо, в связи с чем начались массовые задержки рейсов альянса по всей стране.
Но самый печальный итог – это демонетизация экономики. Виной всему не только само по себе падение курса, сколько девальвационные ожидания, продиктованные решением денежных властей опускать рубль постепенно. Однако сторонники резкой девальвации предупреждают: чем дольше в ожидании ослабления рубля будут бездействовать денежные рынки, тем глубже будет экономический спад.
По моему мнению, вот некоторые из возможных мер, которые могут быть предприняты при предотвращении острых и серьезных последствий экономического кризиса:
ИСТОЧНИКИ
Таблица 1 «Некоторые меры по поддержке финансовой системы России»
Банк России | Минфин |
Предоставление
субординированного
кредита Сбербанку (500 млрд руб.) |
Размещение
беззалоговых кредитов из
временно свободных средств федерального бюджета |
Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд долл.) | Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам |
Компенсация
части убытков на рынке
МБК, возникших из-за отзыва лицен- зии у банка-контрагента |
Рефинансирование
ипотечных вкладов
АИЖК |
Расширение
инструментов рефинан-
сирования |
Размещение депозита
в ВЭБ из Фонда
национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд руб.) |
Снижение
нормативов обязательных
резервов (до 0,5) |
Поддержка реального
сектора через
фондовый рынок (175 млрд руб.) |
Выдача необеспеченных кредитов | Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд руб.) |
Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ | Увеличение гарантий вкладов населения (до 7 00 тыс. руб.) |
Информация о работе Современная антикризисная политика России: основные мероприятия и их последствия